Пианист Билл Шарлап – один из самых талантливых консерваторов в современном американском джазе. Поверьте, в это утверждение я не вкладываю негативный оттенок. Консервативный джаз возник, как реакция на «размывание» джазовых границ разнообразными новомодными направлениями. Знаменем этой весьма влиятельной на джазовой сцене стилистики, исповедующей straight-ahead jazz в традиционном духе, является один из ее глашатаев, Уинтон Марсалис. В отличие от Марсалиса, не только блистательного трубача и руководителя оркестра, но и видного общественного деятеля, Билл Шарлап – фигура более камерная, в прямом и переносном смысле. На формирование его вкусов могли повлиять и семейные традиции: отец – композитор бродвейских мюзиклов, мать – певица, один из родственников – известный джазовый пианист-традиционалист Дик Хаймен. Любимый формат этого музыканта – фортепьянное трио. В таком формате он записал большинство своих альбомов.
Состав трио менялся, но в компании двух Вашингтонов – басиста Питера и ударника Кенни, Шарлап играет уже почти четверть века (тут я обязан сделать неизбежное уточнение: басист и ударник - не братья и не родственники, и даже цвет кожи у них разный). Легко можно представить, насколько сыгранным стало это трио, проработав вместе так долго. Взаимопонимание тут на просто телепатическом уровне. Трио Билла Шарлапа – это единый организм, в котором все подчинено коллективному саунду, доведенному до совершенства, и «консервативный» джаз от трио Шарлапа – один из лучших. Биллу и его коллегам комфортно в рамках этой стилистики. Впрочем, «рамки» - не самое удачное в данном контексте слово. Рамки – это ограничения, а Шарлап никаких ограничений не чувствует. Этот глубокий и вдумчивый музыкант предпочитает «копать» не вширь, а вглубь, открывая все новые и новые возможности в любимом стиле и наглядно демонстрируя, что эти возможности далеко не исчерпаны. Таков и последний альбом трио: Street of Dreams.
Этот альбом знаменует для Билла Шарлапа возвращение к лейблу Blue Note Records после романа с Impulse! в середине десятых годов. С другой стороны, Street of Dreams – первый альбом трио Шарлапа после четырехлетнего перерыва. Билл не раз выпускал тематические работы, посвященные своим любимым композиторам: Маллигену (1997), Бернстайну (2004), Гершвину (2005), Керну (2015), но в данном случае такого центрального героя у альбома нет. Программу составили стандарты разных лет – от «древних» You're All The World To Me Лэйна и Лернера, сочиненного в свое время для одного из фильмов-мюзиклов с Фредом Астером, титульного Street Of Dreams Виктора Янга и Сэмюэла Льюиса, I'll Know Фрэнка Лессера, учителя его отца, и до несколько более «молодых»: The Duke Брубека и Дезмонда, Your Host Кенни Баррелла и What Are You Doing the Rest Of Your Life? Мишеля Леграна. В любом случае, музыка эта в основном была написана более полувека назад.
И что же? Вы глубоко ошибаетесь, если думаете о старомодности звучания этой программы. Трио Шарлапа играет вполне современный джаз, правда, джаз «тихий», в котором многое построено на высоком исполнительском мастерстве, на тончайшей нюансировке, сквозь которую проступает вполне упругий свинг, без громоподобных акцентов, будь то фортепьяно или ударные. Джаз Шарлапа хорош для внимательного прослушивания в домашнем кресле или в качестве уютного музыкального фона для небольшого кафе. Приятно ли было мне слушать эту музыку? Безусловно, да! Хотел ли бы я слушать ее постоянно? Безусловно, нет! Но Билл Шарлап уже лет десять и не балует любителей джаза, выдавая «на гора» по альбому в год. А время от времени такой джаз всегда интересен и приятен, если, конечно, ваши вкусы не ограничены теми самыми узкими рамками, о которых шла речь выше…
Пианист и композитор Кит Браун родился в Мемфисе, рос в Ноксвилле, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Джаз он начал играть по современным меркам довольно поздно, в 18 лет, но прогрессировал очень быстро и сегодня может записать в свой актив ...
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...
Кевина Кастнинга, американского гитарного волшебника – как по мастерству игры, так и по изобретательности в создании новых версий инструмента – наши читатели уже успели узнать по рецензиям на его альбомы Ethereal IV с Шандором Сабо и Балашем Майором ...
Уэльс – часть Соединенного Королевства, населенная преимущественно кельтами-валлийцами. С каждым годом здесь все шире движение за сохранение родного языка и традиций. Мегхалая – небольшой индийский штат на северо-востоке, зажатый между Ассамом и ...
Cо времен перестройки в тогдашнем СССР (с середины 80-х годов прошлого века) Запад начал открывать для себя поразительное музыкальное искусство Тувы, небольшой автономной республики на юге Сибири близ границы с Монголией, населенной малочисленным ...
Метал-рок – это не наша чашка чаю, но вот такая его мутация, как прог-метал вполне может оказаться интересным и нашему кругу читателей. Румынский ансамбль из Тимишоары Kultika является в своей стране одним из пионеров пост-метал с уклоном в прог и в ...
Джазовый привет из франкоязычной части Канады нам посылает квинтет из Квебека со странноватым названием L'abîme («Бездна»). Этот проект вырос из весьма успешного трио пианиста Джонатана Туржона и дебютриует одноименным альбомом на монреальском ...
Музыка танго накрепко связана с Аргентиной, но аргентинская музыка – это далеко не только танго. Эту простую истину убедительно доказывает французский ансамбль La Típica Folklórica во главе с аргентинским мультиинструменталистом и аранжировщиком ...
Очередной пример диффузии жанров. Португальская певица (сопрано) Лара Мартинс – певица с очень широким репертуаром: от Моцарта, Доницетти, Рихарда Штрауса и до Гершвина, Бернстайна и Эндрю Ллойд Уэббера. Среди наиболее примечательных партий, которые ...