O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как композитор и аранжировщик для таких грандов джаза и латинской музыки, как Гудмен, Гиллеспи, Кентон, Мачито, Тито Пуэнте, а также лидер очень успешного биг-бэнда. А мы представляем сегодня альбом, где играют его сын и два внука, причем сын, тоже Артуро, но без прозвища Чико, пожалуй, уже превзошел по известности отца. На его счету уже несколько Грэмми и его биг-бэнд Afro-Latin Jazz Orchestra (основан в 2007 году по предложению Уинтона Марсалиса для выступлений в Линкольн-Центре) считается лучшим большим составом латинского джаза. Кстати, последний пока «граммофончик» принес O’Фэрриллу отличный (и остросоциальный) альбом именно Afro-Latin Jazz Orchestra под названием Four Questions (2020).
Новая работа Артуро O’Фэррилла …Dreaming in Lions… сделана в ином ключе и в ином формате. Здесь надо сказать, что Артуро давно и с удовольствием пишет музыку к балетам и хореографическим постановкам. Он сотрудничал с танцевальными труппами США, Испании, а особенно теплые отношения связывают его с кубинской труппой из Гаваны Malpaso Dance Company и ее руководителем, хореографом и ведущим танцором Оснеллом Дельгадо (Артуро, хотя и родился в Мексике и вырос в Нью-Йорке, вообще постоянно приезжает с концертами на Кубу и привозит кубинских артистов в Штаты). Дельгадо и его труппа – это не классический или фольклорный, а современный балет. С музыкой O’Фэррилла он поставил два спектакля: Despedida (что-то типа «Горькое расставание», сюжетная линия навеяна одной из поэтических работ великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса) и Dreaming In Lions (и здесь в основе произведение гиганта литературы ХХ века – «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя). Программу альбома составили две сюиты: Despedida (пять треков) и Dreaming In Lions (девять треков).
Альбом этот Артуро O’Фэррилл записывал не с Afro-Latin Jazz Orchestra, а с ансамблем, который он назвал The Afro-Latin Jazz Ensemblе. Это тентет, состав странноватый – то ли мини биг-бэнд, то ли макси-комбо. Но O’Фэррилл счел, что ему будет достаточно духовой группы из трех человек, мощной ритм-группы и гитариста, наряду с самим собой за фортепьяно. Здесь были задействованы, как музыканты из биг-бэнда, так и новые лица. Конечно же, отметим участие в записи обоих сыновей автора – трубача Адама O’Фэррилла и ударника Зака O’Фэррилла. И, в общем, слушая альбом, понимаешь, что Артуро нашел необходимый в данном случае баланс между мощью биг-бэнда и камерностью историй, которые он рассказывает средствами музыки, причем очень разнообразными. Тут вы услышите и стопроцентно свинговый джаз, и элементы фанка, и скорбное академическое соло в Dreams So Gold, финальной пьесе сюиты Dreaming In Lions (здесь Артуро уступил место за роялем Эллисон Дин, своей супруге, пианистке с академическим образованием и матери Зака и Адама), и, конечно же, латину, которую O’Фэррилл экономно, но вполне ощутимо разлил в звуковом пространстве альбома, как опытный кулинар, знающий, что главное – в чувстве меры. Этот альбом еще раз убедил меня, что из трех ипостасей Артуро O’Фэррилла – пианиста, композитора и бэнд-лидера – главной является все же его композиторское искусство, в котором он решительно (вслед за Эллингтоном) перешагивает за условные джазовые границы.
Что главное для музыки к балетному спектаклю? Драматизм, эмоциональность, образность. Все это есть в двух сюитах Артуро O’Фэррилла. Слушая его музыку, ты словно переживаешь и боль расставания навсегда в Despedida, и суровую философскую глубину повести Хэмингуэя, принесшей ему Нобеля в 1954 году. Понятно, слушая альбом, ты можешь только представлять, насколько сильнее воздействует эта музыка, соединенная с модерн-балетом Malpaso Dance Company. Желающие могут поискать на YouTube спектакль кубинской труппы (он там есть), но и аудио-вариант …Dreaming in Lions… наверняка оставит сильное впечатление.
Что такое «телавана»? Цветок? Какое-то географическое название? Какой-то термин? Любая из этих версий неверна. Телавана – искусственное словообразование, составленное из названий двух очень далеких друг от друга городов: Тель-Авив и Гавана. Оба они ...
Дебютный альбом еще очень молодого, но, безусловно, талантливого гитариста. Джексон Поттер начал профессионально играть на гитаре уже в 16 лет. Ориентиром для него служило творчество Джона Скофилда, Пэта Мэтини, Кита Джарретта и Чарли Паркера. ...
«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков» - так отзывался об авторе этого альбома Сонни Роллинс. Похоже, 38-летний уроженец Буффало и нынешний обитатель Нью-Йорка Джеймс Брэндон ...
Джазовый прожектор на сей раз высветил город Гринсборо в Северной Каролине. Здесь живут и работают гитарист Джеймс Гилмор и музыканты его трио – басист Батлер Ноулс и ударник Кассем Уильямс. Из всех троих только для Ноулса это родные места, Гилмор ...
Если вам показалось, что женщина на обложке этого альбома напоминает оперную диву, то вы не ошиблись. Джанина Барнетт – действительно оперная дива. Что, в таком случае, делает этот альбом на джазовом сайте? – спросит удивленный читатель. Для ответа ...
Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы – США, Канадой, Бразилией, история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских ...
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в ...
Основной поток джазовой продукции, которую мы представляем нашим читателям, - это музыка из США и Европы. А вот некоторые страны других регионов крайне редко фигурируют в CD-обзорах. По пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда у нас ...
На обложке альбома они выглядят, как внучка с дедушкой. Что ж, по возрасту Джессика Аккерли действительно годится Даниэлю Картеру во внучки. Живущая в Нью-Йорке канадская гитаристка свой дебютный альбом записала только в 2017 году. Friendship: Lucid ...
Норвежский басист Ю Бергер Мире (р.1984) наиболее широко известен в джазовом сообществе, как участник квартета своего очень популярного соотечественника Нильса Петтера Мольвера, с которым он сотрудничает последние семь лет и даже был со-продюсером ...
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...
Имя джазового ветерана Джо Чамберса (р.1942) звучало особенно громко в 60-е и 70-е годы. В тот период Джо работал с Эриком Долтфи, Чарли Мингусом, Уэйном Шортером, Чиком Кориа и особенно много – с Бобби Хатчерсоном. Его устраивала роль сайдмена и ...