O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как композитор и аранжировщик для таких грандов джаза и латинской музыки, как Гудмен, Гиллеспи, Кентон, Мачито, Тито Пуэнте, а также лидер очень успешного биг-бэнда. А мы представляем сегодня альбом, где играют его сын и два внука, причем сын, тоже Артуро, но без прозвища Чико, пожалуй, уже превзошел по известности отца. На его счету уже несколько Грэмми и его биг-бэнд Afro-Latin Jazz Orchestra (основан в 2007 году по предложению Уинтона Марсалиса для выступлений в Линкольн-Центре) считается лучшим большим составом латинского джаза. Кстати, последний пока «граммофончик» принес O’Фэрриллу отличный (и остросоциальный) альбом именно Afro-Latin Jazz Orchestra под названием Four Questions (2020).
Новая работа Артуро O’Фэррилла …Dreaming in Lions… сделана в ином ключе и в ином формате. Здесь надо сказать, что Артуро давно и с удовольствием пишет музыку к балетам и хореографическим постановкам. Он сотрудничал с танцевальными труппами США, Испании, а особенно теплые отношения связывают его с кубинской труппой из Гаваны Malpaso Dance Company и ее руководителем, хореографом и ведущим танцором Оснеллом Дельгадо (Артуро, хотя и родился в Мексике и вырос в Нью-Йорке, вообще постоянно приезжает с концертами на Кубу и привозит кубинских артистов в Штаты). Дельгадо и его труппа – это не классический или фольклорный, а современный балет. С музыкой O’Фэррилла он поставил два спектакля: Despedida (что-то типа «Горькое расставание», сюжетная линия навеяна одной из поэтических работ великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса) и Dreaming In Lions (и здесь в основе произведение гиганта литературы ХХ века – «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя). Программу альбома составили две сюиты: Despedida (пять треков) и Dreaming In Lions (девять треков).
Альбом этот Артуро O’Фэррилл записывал не с Afro-Latin Jazz Orchestra, а с ансамблем, который он назвал The Afro-Latin Jazz Ensemblе. Это тентет, состав странноватый – то ли мини биг-бэнд, то ли макси-комбо. Но O’Фэррилл счел, что ему будет достаточно духовой группы из трех человек, мощной ритм-группы и гитариста, наряду с самим собой за фортепьяно. Здесь были задействованы, как музыканты из биг-бэнда, так и новые лица. Конечно же, отметим участие в записи обоих сыновей автора – трубача Адама O’Фэррилла и ударника Зака O’Фэррилла. И, в общем, слушая альбом, понимаешь, что Артуро нашел необходимый в данном случае баланс между мощью биг-бэнда и камерностью историй, которые он рассказывает средствами музыки, причем очень разнообразными. Тут вы услышите и стопроцентно свинговый джаз, и элементы фанка, и скорбное академическое соло в Dreams So Gold, финальной пьесе сюиты Dreaming In Lions (здесь Артуро уступил место за роялем Эллисон Дин, своей супруге, пианистке с академическим образованием и матери Зака и Адама), и, конечно же, латину, которую O’Фэррилл экономно, но вполне ощутимо разлил в звуковом пространстве альбома, как опытный кулинар, знающий, что главное – в чувстве меры. Этот альбом еще раз убедил меня, что из трех ипостасей Артуро O’Фэррилла – пианиста, композитора и бэнд-лидера – главной является все же его композиторское искусство, в котором он решительно (вслед за Эллингтоном) перешагивает за условные джазовые границы.
Что главное для музыки к балетному спектаклю? Драматизм, эмоциональность, образность. Все это есть в двух сюитах Артуро O’Фэррилла. Слушая его музыку, ты словно переживаешь и боль расставания навсегда в Despedida, и суровую философскую глубину повести Хэмингуэя, принесшей ему Нобеля в 1954 году. Понятно, слушая альбом, ты можешь только представлять, насколько сильнее воздействует эта музыка, соединенная с модерн-балетом Malpaso Dance Company. Желающие могут поискать на YouTube спектакль кубинской труппы (он там есть), но и аудио-вариант …Dreaming in Lions… наверняка оставит сильное впечатление.
Веяние времени – из разных уголков мира, от разных музыкантов и сделанные в разной стилистике, приходят к нам альбомы, музыка которых создавалась, когда ее творцы были заперты локдауном в своих домах, или тематически связанная со страшным бедствием, ...
Наши читатели уже имели возможность познакомиться и с работами флейтиста и саксофониста из аргентинского города Ла Плата Матиаса Формики (последняя – дуэт с басистом Джонатаном Шеноне Aislados (2021), и с релизами возглавляемого им лейбла Numeral. И ...
Cuentos с испанского можно перевести, как «короткие истории» или, если вам больше нравится, «рассказики». Этим словом басист и композитор, шеф лейбла ears&eyes Records Мэттью Голомбиски, обозначает придуманную им творческую игру для ...
Наверное, сам Вуди Херман в 1947 году не ожидал, что такой успех выпадет на долю его «Второго Стада», в составе которого был сформирован блистательный саксофонный квартет Four Brothers, состоящий из Зута Симса, Сержа Чалоффа, Херби Стюарда и Стена ...
Мы уже знакомились в этом году с «канадским» альбомом Мэтти Стекса Long Time Ago Rumble его ансамбля Matty Stecks & Musical Tramps и с изданной в этом году архивной записью концерта его американской группы Matty Stecks & Dead Cat Bounce под ...
Басист Маурисио Джей Родригес родился и сформировался, как музыкант на Кубе, много гастролировал в составе квартета Fervet Opus. В 1994 году он переехал в Венсуэлу, прподавал здесь в консерватории и играл с симфоническим оркестром, а в 2001 году ...
Игривая обложка, игривое название пьесы и альбома (Tiptoes по-английски – это кончики пальцев ног) – это все второй альбом американского мультиинструменталиста и композитора из Лос-Анджелеса Макса Хайстайна. Музыка окружала его с детства: отец Макса ...
Очень необычно и очень интересно! Не пропустите этот альбом! – этими словами в прошлом году я заканчивал текст, посвященный альбому живущего в США турецкого композитора Мехмета Али Санлыкола The Rise Up: Stories of Strife, Struggle and Inspiration – ...
В 2019 году я имел удовольствие познакомиться с творчеством живущей в США турецкой вокалистки Мелбриз, послушав и написав рецензию на ее десятый альбом Amethyst. «Имел удовольствие» в данном случае не просто фигура речи, а вполне конкретное ощущение ...
Майкл Файнберг живет и работает в Нью-Йорке, но вообще он – южанин: родился в Атланте, диплом получил в Университете Майами. Этот басист начинал в свое время в квартете Расселла Ганна, а стех пор переиграл со множеством музыкантов, в том числе ...
С обложкой, заставляющей вспомнить давнишний фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар», представляет свой новый альбом Future Shock композитор и клавишник Майкл Уэлен. Он – личность весьма примечательная. Майкл – двукратный обладатель ...
Ранее я слушал и рецензировал только один альбом Михаэлы Штайнгауэр – работу Dreaming With Eyes Wide Awake (2017). Но тогда на обложке она была обозначена, как Misha – явное следствие того факта, что Михаэла долго жила, училась и работала в России, ...