O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как композитор и аранжировщик для таких грандов джаза и латинской музыки, как Гудмен, Гиллеспи, Кентон, Мачито, Тито Пуэнте, а также лидер очень успешного биг-бэнда. А мы представляем сегодня альбом, где играют его сын и два внука, причем сын, тоже Артуро, но без прозвища Чико, пожалуй, уже превзошел по известности отца. На его счету уже несколько Грэмми и его биг-бэнд Afro-Latin Jazz Orchestra (основан в 2007 году по предложению Уинтона Марсалиса для выступлений в Линкольн-Центре) считается лучшим большим составом латинского джаза. Кстати, последний пока «граммофончик» принес O’Фэрриллу отличный (и остросоциальный) альбом именно Afro-Latin Jazz Orchestra под названием Four Questions (2020).
Новая работа Артуро O’Фэррилла …Dreaming in Lions… сделана в ином ключе и в ином формате. Здесь надо сказать, что Артуро давно и с удовольствием пишет музыку к балетам и хореографическим постановкам. Он сотрудничал с танцевальными труппами США, Испании, а особенно теплые отношения связывают его с кубинской труппой из Гаваны Malpaso Dance Company и ее руководителем, хореографом и ведущим танцором Оснеллом Дельгадо (Артуро, хотя и родился в Мексике и вырос в Нью-Йорке, вообще постоянно приезжает с концертами на Кубу и привозит кубинских артистов в Штаты). Дельгадо и его труппа – это не классический или фольклорный, а современный балет. С музыкой O’Фэррилла он поставил два спектакля: Despedida (что-то типа «Горькое расставание», сюжетная линия навеяна одной из поэтических работ великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса) и Dreaming In Lions (и здесь в основе произведение гиганта литературы ХХ века – «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя). Программу альбома составили две сюиты: Despedida (пять треков) и Dreaming In Lions (девять треков).
Альбом этот Артуро O’Фэррилл записывал не с Afro-Latin Jazz Orchestra, а с ансамблем, который он назвал The Afro-Latin Jazz Ensemblе. Это тентет, состав странноватый – то ли мини биг-бэнд, то ли макси-комбо. Но O’Фэррилл счел, что ему будет достаточно духовой группы из трех человек, мощной ритм-группы и гитариста, наряду с самим собой за фортепьяно. Здесь были задействованы, как музыканты из биг-бэнда, так и новые лица. Конечно же, отметим участие в записи обоих сыновей автора – трубача Адама O’Фэррилла и ударника Зака O’Фэррилла. И, в общем, слушая альбом, понимаешь, что Артуро нашел необходимый в данном случае баланс между мощью биг-бэнда и камерностью историй, которые он рассказывает средствами музыки, причем очень разнообразными. Тут вы услышите и стопроцентно свинговый джаз, и элементы фанка, и скорбное академическое соло в Dreams So Gold, финальной пьесе сюиты Dreaming In Lions (здесь Артуро уступил место за роялем Эллисон Дин, своей супруге, пианистке с академическим образованием и матери Зака и Адама), и, конечно же, латину, которую O’Фэррилл экономно, но вполне ощутимо разлил в звуковом пространстве альбома, как опытный кулинар, знающий, что главное – в чувстве меры. Этот альбом еще раз убедил меня, что из трех ипостасей Артуро O’Фэррилла – пианиста, композитора и бэнд-лидера – главной является все же его композиторское искусство, в котором он решительно (вслед за Эллингтоном) перешагивает за условные джазовые границы.
Что главное для музыки к балетному спектаклю? Драматизм, эмоциональность, образность. Все это есть в двух сюитах Артуро O’Фэррилла. Слушая его музыку, ты словно переживаешь и боль расставания навсегда в Despedida, и суровую философскую глубину повести Хэмингуэя, принесшей ему Нобеля в 1954 году. Понятно, слушая альбом, ты можешь только представлять, насколько сильнее воздействует эта музыка, соединенная с модерн-балетом Malpaso Dance Company. Желающие могут поискать на YouTube спектакль кубинской труппы (он там есть), но и аудио-вариант …Dreaming in Lions… наверняка оставит сильное впечатление.
Многие талантливые кубинские музыканты обретают второй дом в богатых странах Северной Америки – США и Канаде. Так случилось и с пианистом и композитором Мигелем де Армасом. На родине он прославился, как один из организаторов ансамбля N.G. La Banda – ...
На титульной страничке своего сайта Майк Кейси позиционирует себя, как «поэт мелодии». Знакомство с творчеством молодого американского саксофониста дает основания убедиться в справедливости этих слов. В своих композициях Майк – хороший мелодист, ...
Образчик мэйнстрим-джаза по-калифорнийски в исполнении весьма мастеровитых музыкантов. Ударник Майк Кларк уже «светился» в наших обзорах, правда, до сих пор только в качестве сайдмена. Бывал он сайдменом и у Херби Хэнкока на альбоме Thrust, да ...
По–разному складываются судьбы музыкантов. Одни с самых юных лет отсчитывают свой творческий путь по изданным альбомам, другие годами и десятилетиями обходятся без собственной дискографии. Гитарист из Торонто Майк Фридмен принадлежит к последним. ...
Авторитетный журнал Jazz Times как-то назвал Майлса Донахью одним из наиболее тщательно скрываемых секретов. И слушая его последний альбом Just Passing Thru, убеждаешься, что этот джазовый ветеран заслуживает куда большего признания и известности. ...
С творчеством живущей в Испании австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман наш сайт познакомился впервые в середине прошлого десятилетия, и с тех пор я имел честь представлять на наших страницах практически все ее работы. Новый альбом ...
Первый в этом году джазовый привет из Аргентины. На сей раз Мэттью Голомбиски знакомит нас с альбомом Entramados Homeostáticos («Гомеостатическая путаница») квинтета, возглавляемого басистом и композитором Игнасио «Начо» Шульгой – судя по фамилии, у ...
За долгие годы существования журнала, а затем сайта, мы впервые знакомимся с бурятской музыкой – спасибо, ARC Music! Это альбом ансамбля Namgar, существующего уже 20 лет (основан в Москве в 2001 году) и объездившего весь мир, представляя свое ...
Jardin de Estrellas – один из свежих релизов ears&eyes Records этого года, но сам альбом был записан одиннадцать лет назад в Лиссабоне. Для меня загадка, почему эта запись так долго лежала без движения, но приятен уже тот факт, что она увидела свет ...
Помните автобиографическую трилогию Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»? Над аналогичной трилогией, только не литературной, а музыкальной работает сейчас американский ударник, композитор и продюсер, трехкратный номинант Грэмми Нейт Смит. ...
Пополнение во все расширяющейся группе альбомов, которые я условно называю «ковидными». Все они во многом обязаны своим появлением вынужденному затворничеству музыкантов во время локдаунов, когда не имеющая другого выхода творческая энергия и ...
Живущий в Великобритании швейцарский гитарист и композитор Николас Мейер не первый и, надеюсь, не последний раз гостит в наших «CD-Обзорах». Сегодня мы представляем второй альбом его группы Nicolas Meier World Group под названием Magnificent. Его ...