Любой знающий и любящий джаз человек, увидев на обложке альбома имя Джейн Айры Блум, должен немедленно приступать к прослушиванию, потирая руки от предстоящего удовольствия. Оно гарантировано: не зря из года в год американская Ассоциация джазовых журналистов называет ее лучшей сопрано-саксофонисткой года или, изредка, включает в состав номинантов в этой категории. В любом случае, это выдающийся музыкант, чье мастерство не вызывает сомнений. А в представляемом альбоме мы видим на обложке еще одно весьма интересное имя: Эллисон Миллер. Эта барабанщица, ученица Ленни Уайта, имеет на своем счету уже немало альбомов под своим именем и еще больше коллабораций с музыкантами самых разных стилистик – от Марти Эрлиха до Д-ра Лонни Смита. Участвовала Эллисон и в нашумевшем женском джазовом проекте Artemis.
Пять вторников подряд в марте-апреле 2021 года Эллисон и Джейн Айра записывали свои импровизационные дуэты сопрано-саксофона и ударных. При этом каждая исполнительница работала в своей домашней студии (обе они живут сегодня в Нью-Йорке) – эпидемиологическая обстановка не располагала к прямым контактам. Дуэт импровизировал просто для души, не думая о последующих релизах. Блум и Миллер чувствовали себя, играя друг с другом, удивительно комфортно. Джейн Айра сравнила даже работу с Эллисон с танцем, когда забываешь обо всем и словно возносишься над землей. Оценив результаты, они решили все же поделиться ими с публикой – так родился увидевший свет в середине сентября альбом, который партнеры назвали очень просто: «Вторники».
Четыре пьесы из этой программы сочинила Джейн Айра Блум, остальные семь – плод совместной импровизации. То, как здорово чувствуют друг друга участницы дуэта, вы поймете уже по стартовой титульной композиции: ударные дышат энергией, а сопрано-саксофон вдохновенно прокладывает русла для ее преобразования в сложные ритмические рисунки. В следующей пьесе Technicolor уже ударные начинают захватывающий диалог, в котором исполнительницы солируют по очереди. Самая длинная композиция в программе, The Wild Frontier, - это настоящее путешествие по местам довольно опасным, как явствует из названия и из экспрессивной игры Эллисон и Джейн Айры. В Light Years Away все строится на контрапункте между лиричной игрой саксофонистки и бодрым, требовательным ритмом, задаваемым барабанщицей. И так до конца альбома: в каждой пьесе своя изюминка, а вместе они составляют прекрасный образец свободного, без всяких ограничений, искусства импровизации, которым обе исполнительницы прекрасно владеют. Браво, Эллисон и Джейн Айра!
Настоящий парад альт-саксофонов устроили трое музыкантов из Чикаго в своем проекте, который так и называется – Altoizm. Из всех троих на нашем сайте до сих пор был представлен только Грег Уорд, как в качестве лидера, так и сайдмена. А вот Раджив ...
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...