«Португальская world-music-группа с почти чисто рокерской программой, посвящённой музыкальному влиянию Великого Шёлкового Пути» - именно этот краткий комментарий Юрия Льноградского подвиг меня познакомиться с португальской группой Albaluna и ее новым альбомом Heptad поближе.
Для начала, что называется, «навел справки». Оказалось, что этот секстет в прошлом году разменял уже десятилетие своего существования, что Albaluna «на ура» принимают по всей Европе, а также в Марокко, Индии и Китае, что концерты Albaluna превращаются в яркое шоу с синтезом разных видов искусства, что пестрый инструментарий группы являет собой смесь старинных европейских, вполне современных и, наконец, традиционных для самых разных культур инструментов. Название альбома Heptad явно намекает на программу из семи треков, и я предполагал услышать в ней этакое музыкальное путешествие по всему Великому Шелковому Пути – от Китая и до родины музыкантов, Португалии, - крайней западной точки Европы и крайней точки Пути. Мои предположения не оправдались.
Почти весь альбом посвящен, условно говоря, музыке ориентальной. На трассе Шелкового Пути музыканты остановились на его срединной части – от Средней Азии до Ближнего Востока. Лишь в композиции Lauranitza группа заглянула еще и на Балканы. Не могу сказать, что был разочарован – но ожидал несколько иного. А стилизация музыки избранного региона у португальцев получилась отменная. Грешным делом подумалось: уж не сработала ли в этих четырех парнях и двух девушках генетическая память о далеких-далеких временах, когда почти весь Пиренейский полуостров был под властью мусульман? Практически в каждом треке звучит еще и вокал, а в стартовом Ghazal – мелодекламация. Знать бы еще о чем поют по-португальски участники Albaluna? Возможно, в буклете к альбому есть параллельные тексты на португальском и английском, но он до меня не добрался. Если же нет – то для международной дистрибуции альбома это несомненный минус. Не могу согласиться и с определением программы, как чисто рокерской. Ориентальная музыка обладает богатейшей ритмикой, а поданная музыкантами с отличным драйвом, возможно, она способствует такому предположению. Исключением я бы назвал только пьесу со знаковым и очень соответствующим содержанию названием Palimpsestus. Извините за неуместный для кого-то ликбез, но все же напомню, что палимпсест – это древняя рукопись, выполненная на пергаменте, с которого соскоблили предшествующий текст. В первой части этой пьесы звучит нечто, напоминающее средневековую европейскую сакральную музыку, а вот затем ее сменяет действительно роковый, жесткий ураганный вихрь, постепенно переходящий в характерную ориентальную тему. Для меня эта пьеса стала вершиной очень интересного альбома, о знакомстве с которым, думаю, не станет жалеть ни один поклонник world music.
Метал-рок – это не наша чашка чаю, но вот такая его мутация, как прог-метал вполне может оказаться интересным и нашему кругу читателей. Румынский ансамбль из Тимишоары Kultika является в своей стране одним из пионеров пост-метал с уклоном в прог и в ...
Джазовый привет из франкоязычной части Канады нам посылает квинтет из Квебека со странноватым названием L'abîme («Бездна»). Этот проект вырос из весьма успешного трио пианиста Джонатана Туржона и дебютриует одноименным альбомом на монреальском ...
Музыка танго накрепко связана с Аргентиной, но аргентинская музыка – это далеко не только танго. Эту простую истину убедительно доказывает французский ансамбль La Típica Folklórica во главе с аргентинским мультиинструменталистом и аранжировщиком ...
Очередной пример диффузии жанров. Португальская певица (сопрано) Лара Мартинс – певица с очень широким репертуаром: от Моцарта, Доницетти, Рихарда Штрауса и до Гершвина, Бернстайна и Эндрю Ллойд Уэббера. Среди наиболее примечательных партий, которые ...
Давно мне не приходилось слушать столь оригинальный альбом с вокалом. Для канадской певицы Лары Сольницки The One And The Other уже третий альбом в личной дискографии. Первый, A Meadow in December, был коллекцией стандартов, во втором, Whose ...
Третье явление финского авангардного гитариста Лаури Хювяринена нашим читателям. Если ранее он представал в дуэтах (с Лео Дюпле, Radioda, 2017 и с Ильей Белоруковым, Inverted Canvas, 2021), то на сей раз это сольный альбом. Cut Contexts относится к ...
Будь у английского музыканта Лео Абрахамса более ироничный склад ума, он мог бы назвать этот альбом «Из Сибири с любовью», потому что данную программу он готовил специально к концертному туру по Сибири в 2019 году. По словам Лео, он использовал ...
Известная пьеса Эдди Харриса дала название альбому, в котором давно работающая вместе ритм-группа Леон Ли Дорси и Майк Кларк объединилась в трио с кубинским пианистом Мануэлем Валера, еще с 2000 года живущим в Нью-Йорке. Практику приглашения в свои ...
Ба! Натуральный эсид-джаз! Я уже начал потихоньку забывать этот термин – а тут: хип-хоп, соул, карибские мотивы ска и рэгги, джазовые импровизации, сочные соло духовых – и все это густо замешано на добротной фанковой основе, под которую трудно ...
В июле 1980 года в Канзас-Сити, Миссури родился джазмен Логан Ричардсон. Шестьюдесятью годами ранее, в августе 1920 года в том же Канзас-Сити, только на другом берегу, в Канзасе, родился джазмен Чарли Паркер. Что общего, помимо места рождения, магии ...
Биг Бен на обложке и название коллектива London Tango Orchestra однозначно определяют его географические координаты. Танго – и Великобритания? – вы можете удивиться. Альбион никогда не числился среди важнейших центров этой родившейся в Аргентине ...
Канадский гитарист Лорн Лофски и по возрасту (он родился в 1954 году), и по опыту относится к ветеранам джаза своей страны. Уроженец Торонто, он стал известен широкой публике, когда сам Оскар Питерсон продюсировал в 1980 году его первый альбом. ...