Этот альбом изначально был обречен на повышенный интерес, благодаря именам, которые значатся на его обложке. Саксофонист и композитор Джон Колтрейн (1926-1967) – одна из икон джаза. Более того, в джазовом иконостасе последних лет сорока, на мой взгляд, это – самая крупная икона, затмевающая все прочие, включая Сачмо, Дюка, Птицу и Черного Мага – я имею ввиду, как беспрецедентное влияние на умы уже которого поколения джазовых музыкантов, так и количество альбомов-трибьютов. Пианист и композитор Хэролд Мэйберн (1936-2019) – талантливый и глубокий музыкант, но фигура, конечно, другого масштаба. Тут действует иной фактор. Как это ни цинично звучит, он умер сравнительно недавно, что сразу обеспечивает всплеск интереса слушателей к творчеству перешедшего в мир иной. Я специально просмотрел динамику продвижения альбома Mabern Plays Coltrane в чартах JazzWeek, отслеживающих популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. В начале декабря 2021 года он стоял на 65 месте, уже 20 декабря Mabern Plays Coltrane стал девятым, и с тех пор, за исключением одной недели, продолжает находиться в топ-10 списка популярности. Но независимо от этих внешних факторов, альбом действительно очень хороший.
Хэролда Мэйберна трудно назвать истовым колтрейнистом. Для этого уроженец Мемфиса и последователь Финеаса Ньюборна и Ахмада Джамала слишком любил блюз и соул-джаз. Но хард-бопер Мэйберн относился к Колтрейну, как и почти любой джазмен, с огромным уважением, несомненно, не избежал его влияния и с удовольствием играл его музыку. Начиная с 2011 года, когда нью-йоркский клуб Smoke впервые организовал фестиваль памяти Колтрейна, Мэйберн неизменно в нем участвовал. С 2013 года все свои альбомы Мэйберн записывал на клубном лейбле Smoke Sessions Records. В 2018 году, как и годом раньше, в рамках все того же колтрейновского фестиваля Мэйберн три недели подряд был «домашним» артистом (Artist-in-Residence) клуба. Записанные тогда выступления стали материалом для трех альбомов Хэролда. Первый, TheIronMan, был издан в том же году и запечатлил Мэйберна с квартетом, в котором играли тенор-саксофонист Эрик Александер (его ученик и частый партнер), басист Джон Уэббер и знакомый уже нашим читателям ударник Джо Фэрнсуорт. Второй альбом, Mabern Plays Mabern, где Мэйберн играл уже в формате секстета, с добавлением альт-саксофониста Винсента Херринга и тромбониста Стива Дэвиса, был выпущен в 2020 году. Ровно этот же состав играет на альбоме Mabern Plays Coltrane, собранном из записей трех финальных концертов ансамблей Мэйберна в Smoke в том году и изданном ближе к концу 2021 года. Этот альбом стал одной из последних прижизненных записей Хэролда Мэйберна.
Треков в нем не так много, всего семь, но по продолжительности звучания, как обычно в концертных записях, смаковать эту музыку можно обстоятельно и со вкусом. Мне кажется уместным перечислить всю программу альбома. Итак: Dahomey Dance, Blue Train, Impressions, Dear Lord, My Favorite Things, Naima, Straight Street. Я воспроизвел этот список не только, чтобы порадовать фанатов Трейна. Он ясно показывает, какой Трейн наиболее близок Хэролду Мэйберну. Почти все эти композиции – это ранний Колтрейн и Колтрейн классического модального периода: конец 50-х и начало 60-х годов. Лишь Dear Lord (1965) относится к позднему периоду творчества Колтрейна, когда духовные поиски Мастера привели его к экспрессивному авангарду и соответствующим партнерам. А своего любимого Трейна Мэйберн и его музыканты, каждый из которых – это имя в джазе, играют блестяще. Если говорить об игре самого Хэролда, то, на мой взгляд, самый сильный эпизод альбома – это его развернутое соло в Impressions, где мощно работают обе руки пианиста и во всем блеске проявляется его любимая техника игры блок-аккордами (block hords). Впрочем, «слабых» пьес тут просто нет. Ансамбль под руководством Мэйберна работает, как хорошо отлаженный механизм, все играют явно с настроением, а 82-хлетний Хэролд Мэйберн убедительно сметает все предрассудки относительно возрастных границ. Джону Колтрейну на небесах этот альбом должен понравиться. Думаю, не только ему.
Очередным своим релизом петербургский лейбл Rainy Days Records представляет новый альбом земляка – пианиста, композитора и аранжировщика Евгения Пономарева (р.1983). Играть он начал в очень раннем возрасте (с пяти лет), образование получил в ...
Сразу две премьеры на нашем сайте: мы впервые знакомимся с итальянским джазовым гитаристом из Апулии (он родился в Бари в 1981 году) Фабрицио Савино и впервые говорим об альбоме, выпущенном лейблом из Бари Inner Urge Records. Для Фабрицио The Rising ...
В январе текущего года вышел второй в дискографии и первый студийный альбом ансамбля Fair Wind Pleases, одного из проектов питерского композитора и клавишника Ивана Розмаинского. Первое, чисто внешнее впечатление: Иван явно неравнодушен к ...
Organismus знаменует новый этап в истории организованного белорусским импровизатором Виктором Семашко коллектива Fantastic Swimmers. Вот что говорит об этом он сам: «Мы, джазовые подпольщики, никогда ранее не работали в профессиональной студии, тем ...
Мириам Макеба – Анжелик Киджо – Фели Чако? Каждое поколение выдвигает вокалистку, которая становится для него символом африканской музыки. У певицы, сочинителя собственных песен, дизайнера и визуального артиста Фели Чако есть все данные, для того, ...
Обложка дебютного альбома этого дуэта представляет собой визуализированную метафору его названия: Firm Roots – «Крепкие корни». У Лары Дрисколл и Криса Уайта действительно крепкие джазовые корни. Лара родилась и выросла в Чикаго, Крис родом из ...
Перед нами творческий отчет. Отчет о длившейся целый год упорной, напряженной и наверняка очень интересной этим людям работе. Уже шестой год в швейцарском Базеле организуются международные годичные курсы под названием Focusyear для самых талантливых ...
Итальянский тенор-саксофонист Франческо Амента родился в небольшом североитальянском городе Модена. Он начал играть в 16-тилетнем возрасте, а интерес к джазу пробудила у него кассета с записью одного из альбомов Сонни Роллинса. Голос саксофона ...
Масштаб потери все яснее ощущается со временем. В марте прошлого года ушел из жизни выдающийся джазовый пианист, участник революционного квартета Джона Колтрейна и, позднее, лидер собственного трио и участник многих других проектов МакКой Тайнер. ...
Когда камерунский мультиинструменталист и композитор Фрэнк Бийонг в письме к автору этих строк сообщил, что новая его работа будет совершенно не похожа, на все его предыдущие проекты, у меня возникли мысли о свойственном многим музыкантам ...
Новый альбом камерунского мультиинструменталиста и композитора Фрэнка Бийонга Radio Masoda должен появиться в начале 2021 года в формате LP. Он записывался в студиях Найроби и Парижа и посвящен памяти двух замечательных африканских музыкантов, ...
Обозревая не первый раз альбомы швейцарского джазового трубача Франко Амброзетти, я время от времени напоминаю нашим читателям, какого высокого мнения о нем придерживался Майлс Дэвис: ««Это единственный белый трубач, звук у которого получается, как ...