Этот альбом изначально был обречен на повышенный интерес, благодаря именам, которые значатся на его обложке. Саксофонист и композитор Джон Колтрейн (1926-1967) – одна из икон джаза. Более того, в джазовом иконостасе последних лет сорока, на мой взгляд, это – самая крупная икона, затмевающая все прочие, включая Сачмо, Дюка, Птицу и Черного Мага – я имею ввиду, как беспрецедентное влияние на умы уже которого поколения джазовых музыкантов, так и количество альбомов-трибьютов. Пианист и композитор Хэролд Мэйберн (1936-2019) – талантливый и глубокий музыкант, но фигура, конечно, другого масштаба. Тут действует иной фактор. Как это ни цинично звучит, он умер сравнительно недавно, что сразу обеспечивает всплеск интереса слушателей к творчеству перешедшего в мир иной. Я специально просмотрел динамику продвижения альбома Mabern Plays Coltrane в чартах JazzWeek, отслеживающих популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. В начале декабря 2021 года он стоял на 65 месте, уже 20 декабря Mabern Plays Coltrane стал девятым, и с тех пор, за исключением одной недели, продолжает находиться в топ-10 списка популярности. Но независимо от этих внешних факторов, альбом действительно очень хороший.
Хэролда Мэйберна трудно назвать истовым колтрейнистом. Для этого уроженец Мемфиса и последователь Финеаса Ньюборна и Ахмада Джамала слишком любил блюз и соул-джаз. Но хард-бопер Мэйберн относился к Колтрейну, как и почти любой джазмен, с огромным уважением, несомненно, не избежал его влияния и с удовольствием играл его музыку. Начиная с 2011 года, когда нью-йоркский клуб Smoke впервые организовал фестиваль памяти Колтрейна, Мэйберн неизменно в нем участвовал. С 2013 года все свои альбомы Мэйберн записывал на клубном лейбле Smoke Sessions Records. В 2018 году, как и годом раньше, в рамках все того же колтрейновского фестиваля Мэйберн три недели подряд был «домашним» артистом (Artist-in-Residence) клуба. Записанные тогда выступления стали материалом для трех альбомов Хэролда. Первый, TheIronMan, был издан в том же году и запечатлил Мэйберна с квартетом, в котором играли тенор-саксофонист Эрик Александер (его ученик и частый партнер), басист Джон Уэббер и знакомый уже нашим читателям ударник Джо Фэрнсуорт. Второй альбом, Mabern Plays Mabern, где Мэйберн играл уже в формате секстета, с добавлением альт-саксофониста Винсента Херринга и тромбониста Стива Дэвиса, был выпущен в 2020 году. Ровно этот же состав играет на альбоме Mabern Plays Coltrane, собранном из записей трех финальных концертов ансамблей Мэйберна в Smoke в том году и изданном ближе к концу 2021 года. Этот альбом стал одной из последних прижизненных записей Хэролда Мэйберна.
Треков в нем не так много, всего семь, но по продолжительности звучания, как обычно в концертных записях, смаковать эту музыку можно обстоятельно и со вкусом. Мне кажется уместным перечислить всю программу альбома. Итак: Dahomey Dance, Blue Train, Impressions, Dear Lord, My Favorite Things, Naima, Straight Street. Я воспроизвел этот список не только, чтобы порадовать фанатов Трейна. Он ясно показывает, какой Трейн наиболее близок Хэролду Мэйберну. Почти все эти композиции – это ранний Колтрейн и Колтрейн классического модального периода: конец 50-х и начало 60-х годов. Лишь Dear Lord (1965) относится к позднему периоду творчества Колтрейна, когда духовные поиски Мастера привели его к экспрессивному авангарду и соответствующим партнерам. А своего любимого Трейна Мэйберн и его музыканты, каждый из которых – это имя в джазе, играют блестяще. Если говорить об игре самого Хэролда, то, на мой взгляд, самый сильный эпизод альбома – это его развернутое соло в Impressions, где мощно работают обе руки пианиста и во всем блеске проявляется его любимая техника игры блок-аккордами (block hords). Впрочем, «слабых» пьес тут просто нет. Ансамбль под руководством Мэйберна работает, как хорошо отлаженный механизм, все играют явно с настроением, а 82-хлетний Хэролд Мэйберн убедительно сметает все предрассудки относительно возрастных границ. Джону Колтрейну на небесах этот альбом должен понравиться. Думаю, не только ему.
Очередной пример диффузии жанров. Португальская певица (сопрано) Лара Мартинс – певица с очень широким репертуаром: от Моцарта, Доницетти, Рихарда Штрауса и до Гершвина, Бернстайна и Эндрю Ллойд Уэббера. Среди наиболее примечательных партий, которые ...
Давно мне не приходилось слушать столь оригинальный альбом с вокалом. Для канадской певицы Лары Сольницки The One And The Other уже третий альбом в личной дискографии. Первый, A Meadow in December, был коллекцией стандартов, во втором, Whose ...
Третье явление финского авангардного гитариста Лаури Хювяринена нашим читателям. Если ранее он представал в дуэтах (с Лео Дюпле, Radioda, 2017 и с Ильей Белоруковым, Inverted Canvas, 2021), то на сей раз это сольный альбом. Cut Contexts относится к ...
Будь у английского музыканта Лео Абрахамса более ироничный склад ума, он мог бы назвать этот альбом «Из Сибири с любовью», потому что данную программу он готовил специально к концертному туру по Сибири в 2019 году. По словам Лео, он использовал ...
Известная пьеса Эдди Харриса дала название альбому, в котором давно работающая вместе ритм-группа Леон Ли Дорси и Майк Кларк объединилась в трио с кубинским пианистом Мануэлем Валера, еще с 2000 года живущим в Нью-Йорке. Практику приглашения в свои ...
Ба! Натуральный эсид-джаз! Я уже начал потихоньку забывать этот термин – а тут: хип-хоп, соул, карибские мотивы ска и рэгги, джазовые импровизации, сочные соло духовых – и все это густо замешано на добротной фанковой основе, под которую трудно ...
В июле 1980 года в Канзас-Сити, Миссури родился джазмен Логан Ричардсон. Шестьюдесятью годами ранее, в августе 1920 года в том же Канзас-Сити, только на другом берегу, в Канзасе, родился джазмен Чарли Паркер. Что общего, помимо места рождения, магии ...
Биг Бен на обложке и название коллектива London Tango Orchestra однозначно определяют его географические координаты. Танго – и Великобритания? – вы можете удивиться. Альбион никогда не числился среди важнейших центров этой родившейся в Аргентине ...
Канадский гитарист Лорн Лофски и по возрасту (он родился в 1954 году), и по опыту относится к ветеранам джаза своей страны. Уроженец Торонто, он стал известен широкой публике, когда сам Оскар Питерсон продюсировал в 1980 году его первый альбом. ...
Хорошо киношникам! На более-не менее крупных кинофестивалях среди прочих наград всегда вручаются призы «за лучшее исполнение роли второго плана». Уверен, будь такое в джазе, 84-хлетний барабанщик Луис Хейс за свою долгую карьеру заработал бы не один ...
Французский трубач, импровизатор и композитор Луи Лорен (р.1984) живет и работает в Париже. Его творчество связано в основном с экспериментальной импровизационной музыкой и джазом. Лорен часто выступает с берлинским квартетом Die Hoch-Stapler, ...
Даже беглый взгляд на обложку альбома убеждает, что они не похожи, эти две вокалистки с очень разным бэкграундом. Объединяют их только две, но очень важные вещи: обе любят джаз и обе – женщины… Этого оказалось достаточно для того, чтобы Люси ...