Присмотритесь к обложке этого альбома. На оранжевом фоне здесь представлена графическая партитура одного из треков, вошедших в программу Displacements. Я не случайно употребил выражение «одного из треков», а не «одной из композиций». Треков в альбоме семь, они обозначены просто номерами, но все они являются частями одной большой композиции на 38 минут, которая и называется Displacements, то есть «Перемещения». Название точное. По графической схеме вы даже можете примерно представить оные: один инструмент, сыграв какую-то фразу, передает эстафету другому, тот третьему, но все это происходит отнюдь не последовательно, а, скорее, параллельно – таких цепочек в пределах одной части может быть несколько, их длины – величина постоянно меняющаяся, равно, как и ритмический рисунок. Управляемый хаос? Если хотите, можно определить эту не простую музыку и так, хотя автор музыки считает иначе: «Мобильность отдельных элементов, неточная нотация и отсутствие жёстко установленных метро-ритмических структур позволяют музыкантам свободно трактовать, как форму, так и содержание пьесы, а серийно организованные звуковысотные построения и повторяющиеся на протяжении пьесы ритмические структуры добавляют необходимый элемент стабильности музыкального материала.»
Автор музыки – петербургский музыкант, гитарист и композитор Виталий Овчиннников. Для исполнения Displacements он собрал квинтет исполнителей, в котором по крайней мере одно имя должно быть хорошо знакомо нашим читателям: это Илья Белоруков, шеф лейбла Intonema, исполнитель и пропагандист экспериментальной музыки. В данном проекте Илья играет на альт-саксофоне, когда-то своем основном инструменте, ныне практически отставленном в сторону в собственных проектах. Вместе с Виталием и Ильей в записи Displacements участвовали Игнат Хлобыстин (флейта), Виктор Архаров (бас-кларнет) и Владимир Печерица (фортепьяно). Сессия звукозаписи состоялась в конце июня 2021 года, а релиз альбома на собственном, если я правильно понял, лейбле Виталия Овчинникова Extra Notes как раз накануне Нового года.
Несмотря на то, что музыка альбома авторская, мне кажется, к ней в равной степени подходят определения «джаз свободной формы» и «свободная импровизация». В рамках своей концепции Виталий дает коллегам широкое поле для реализации их творческой фантазии. Это, безусловно, авангард, но, скажем так, не самый радикальный, как в проектах другого представителя петербургской школы и участника записи Displacements Ильи Белорукова. Кому что нравится!
В апреле текущего года выйдет этот альбом – переиздание впервые изданного в 2000 году микро-тиражом в 100 экземпляров проекта Onosante, в котором приняли участие четверо крупнейших мастеров британского фри-джаза. Запись была сделана в ноябре 2000 ...
Саксофонист Пол Данмолл и ударник Марк Сандерс входят в топ-группу мастеров британского авангардного джаза. Оба они очень много играли вместе в различных коллаборациях, а совместных записей у них набралось аж 27. Но, как-то раз беседуя по телефону, ...
Трудно найти более загадочную и дискуссионную фигуру в мировом изобразительном искусстве, чем нидерландский художник ХV века Иеронимус Босх. Мастер потрясающей фантазии, предшественник сюрреализма ХХ века, он создал полотна, о которых написаны ...
Еще года три назад название альбома «Социально дистацированные дуэты» могло вызвать по меньшей мере недоумение. Но все резко изменилось с наступлением эры COVID-19, и сегодня оно выглядит вполне естественно. Хорошо, что люди, и в частности ...
Мэттью Голомбиски, басист, продюсер и шеф независимого лейбла ears&eyes Records последние годы жил и работал в Буэнос-Айресе, благодаря чему мы познакомились с релизами на его лейбле многих интересных мастеров аргентинского джаза. Но сейчас, как ...
Полное имя этого аргентинского музыканта – Хосе Энрике Ангелильо. Пепе – это дружеское прозвище, но именно оно стоит на обложке альбома Improvisaciones, выпущенного менее месяца назад авангардным лейблом Numeral Records из Ла-Платы. Ангелильо – ...
Примечательный альбом! Он открывает новую главу, как в истории лейбла MoonJune Records Леонардо Павковича, так и в творчестве четырех очень известных американских музыкантов, которых проект PAKT объединил в супер-группу. PAKT и MoonJune договорились ...
Весьма любопытный во многих отношениях альбом. Начнем с того, что здесь наши читатели впервые могут познакомиться с ветераном авангардного джаза, 82-летним британским мультиинструменталистом Полом Пиньоном. Еще в 60-х годах прошлого века он переехал ...
США – астронавты, Россия – космонавты, Китай – тайконавты… Почему музыканты из PLS.trio выбрали в качестве названия одной из своих композиций и альбома в целом именно русский вариант для меня осталось загадкой, но в любом случае это знаменательно: ...
Не релиз, а собрание редкостей! Очень не часто появляются на нашем сайте альбомы, выпущенные в Эстонии, ну а уж инструмент под названием каннель, который здесь звучит, я вообще услышал впервые. Каннель – это эстонский струнный щипковый инструмент, ...
Если Nduggu:Dust, пятый альбом в дискографии ансамбля Rafiki Jazz покажется вам эклектичным, то с учетом концепции этого коллектива эклектика – достоинство, а не недостаток. Rafiki Jazz был основан в 2006 году в английском Шеффилде, но изначально он ...
Джазовый гитарист и композитор Рале Мичич прошел путь, характерный для многих европейских джазменов, осевших в США. Уроженец Белграда, Мичич (р.1975), уже приобретя неплохую джазовую репутацию в родной Сербии, отправился в 1995 году в Бостон для ...