Присмотритесь к обложке этого альбома. На оранжевом фоне здесь представлена графическая партитура одного из треков, вошедших в программу Displacements. Я не случайно употребил выражение «одного из треков», а не «одной из композиций». Треков в альбоме семь, они обозначены просто номерами, но все они являются частями одной большой композиции на 38 минут, которая и называется Displacements, то есть «Перемещения». Название точное. По графической схеме вы даже можете примерно представить оные: один инструмент, сыграв какую-то фразу, передает эстафету другому, тот третьему, но все это происходит отнюдь не последовательно, а, скорее, параллельно – таких цепочек в пределах одной части может быть несколько, их длины – величина постоянно меняющаяся, равно, как и ритмический рисунок. Управляемый хаос? Если хотите, можно определить эту не простую музыку и так, хотя автор музыки считает иначе: «Мобильность отдельных элементов, неточная нотация и отсутствие жёстко установленных метро-ритмических структур позволяют музыкантам свободно трактовать, как форму, так и содержание пьесы, а серийно организованные звуковысотные построения и повторяющиеся на протяжении пьесы ритмические структуры добавляют необходимый элемент стабильности музыкального материала.»
Автор музыки – петербургский музыкант, гитарист и композитор Виталий Овчиннников. Для исполнения Displacements он собрал квинтет исполнителей, в котором по крайней мере одно имя должно быть хорошо знакомо нашим читателям: это Илья Белоруков, шеф лейбла Intonema, исполнитель и пропагандист экспериментальной музыки. В данном проекте Илья играет на альт-саксофоне, когда-то своем основном инструменте, ныне практически отставленном в сторону в собственных проектах. Вместе с Виталием и Ильей в записи Displacements участвовали Игнат Хлобыстин (флейта), Виктор Архаров (бас-кларнет) и Владимир Печерица (фортепьяно). Сессия звукозаписи состоялась в конце июня 2021 года, а релиз альбома на собственном, если я правильно понял, лейбле Виталия Овчинникова Extra Notes как раз накануне Нового года.
Несмотря на то, что музыка альбома авторская, мне кажется, к ней в равной степени подходят определения «джаз свободной формы» и «свободная импровизация». В рамках своей концепции Виталий дает коллегам широкое поле для реализации их творческой фантазии. Это, безусловно, авангард, но, скажем так, не самый радикальный, как в проектах другого представителя петербургской школы и участника записи Displacements Ильи Белорукова. Кому что нравится!
Историческую значимость этого релиза для прогрессивной музыки в целом, для истории великой группы Soft Machine и даже для рождения лейбла MoonJune Records трудно переоценить. Его история связана с неутомимой и кропотливой работой будущего шефа ...
Иранские исполнители автоматически ассоциируются с этнической музыкой своей страны с богатейшими музыкальными традициями. Не избежал этнических моментов и этот проект, но иранский кларнетист, саксофонист и электронщик Сохейль Пейгамбари в альбоме ...
Соми Какома, выступающая под артистическим именем Соми, родилась в американском штате Иллинойс, но ее генетическая связь с Африкой очень тесна: родители Соми – иммигранты из Руанды и Уганды. Она – разносторонне талантливый человек: поет, пишет ...
Петербургский саксофонист Антон Рязанов по отношению к нашему сайту выглядит этаким астероидом со сложной траекторией. Изначально он был «замечен нашими телескопами» в альбоме Under The Basеboard (2015) минско-питерской команды Dead Frank в качестве ...
Не могу сказать, что саунд этого альбома похож на «фирменную» продукцию MoonJune Records, но, с другой стороны, этим релизом Леонардо Павкович продолжает другую традицию своего лейбла – продвигать музыку компатриотов основателя MoonJune по бывшей ...
Не знаю, что значит в переводе с армянского название альбома Menq U Munq (правда, ритм этого словосочетания почувствовал), но вот название записавшего его коллектива: «Государственный джаз-оркестр Армении», трудностей перевода не вызвало. Люди моего ...
Средневековая еврейская легенда о том, как пражский раввин бен Бецалель вылепил из глины искусственного человека – Голема для выполнения различных работ и защиты общины и оживил его, вложив тому в уста шем или тетраграмматон – четырехбуквенное имя ...
Швейцарский гитарист Штефан Тилен, известный нашим читателям по работам с ансамблем из Цюриха Sonar и изданному два года назад на Moonjune сольному альбому Fractal Guitar, представляет сиквел этого проекта под названием Fractal Guitar 2. Напомню, ...
Несмотря на широкую известность и полувековую карьеру в джазе, Стива Гэдда не назовешь классическим джазовым барабанщиком. Ему не очень близок, так называемый straight ahead jazz. Видимо, дело в том, что Гэдд пришел в джаз по большому счету в 70-е ...
The Siren - отличный повод познакомиться с интересной джазовой вокалисткой. Для Сюзанны Александры это уже второй альбом. Ее дебютный диск Miracles появился в 2015 году. В марте 2020 года в Японии был издан ее альбом Souls of the Night, а в январе ...
Новая глава в постоянно пополняющейся книге под названием «Российский джаз за рубежом». На сей раз ее вписывает своим дебютным на международной сцене и вторым в дискографии альбомом Letters to My Little Girl пианистка Светлана Маринченко. На родине ...
Для начала представим участников этого проекта. Японская пианистка Риеко Окуда начинала с классической музыки, потом отправилась в США изучать джаз. Там она работала с рядом известных мастеров мэйнстрима (Минцер, Фаддис и др.), но потом ...