В 2018 году живущая в США израильская вокалистка, пианистка и музыкальный терапевт Ноа Форт выпустила свой дебютный альбом No World Between Us. На нашем сайте публиковалась рецензия на эту работу вместе с подробностями биографии Ноа, все это легко найти на сайте, поэтому сейчас, говоря о ее новой работе Everyday Actions, мне не хочется повторяться. А вот избежать каких-то сравнений с предыдущим проектом в любом случае не получится…
Итак, Everyday Actions. Этим альбомом Ноа дебютирует на независимом авангардном лейбле ears&eyes Records. Состав музыкантов в основном остался тем же, что и в No World Between Us, только на басу Зака Лобера сменил Дэн Лумис, известный музыкант, работавший, к примеру, с трио Джоэля Фрама и трио Вадима Неселовского. Если, говоря о No World Between Us, я отмечал, что пение Ноа Форт очень далеко от стандартного джазового репертуара, то сейчас можно констатировать, что Ноа отдрейфовала от него еще радикальнее. Лишь в одном треке в новом альбоме, The Stories We Tell, Форт поет конкретный текст, в остальных случаях – это вокальная силлабическая импровизация, не имеющая ничего общего ни с оперным вокализом, ни с джазовым скэтом. Голос для Ноа – это такой же инструмент, как фортепьяно, и обоими инструментами она умело пользуется для трансляции своих эмоций, мыслей и воспоминаний.
Не знаю, навеяна ли стартовая пьеса Endless Tea Party с остинатным повторением одной музыкальной фразы «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла, но и голос, и фортепьяно, и работа партнеров Форт сразу задают определенный авангардный акцент всему, что последует за этой композицией. Tunnels и Deeping показывают, что в композиционном плане Форт не чужды идеи минимализма, а Song for a New Year, композиция, посвященная празднованию Рош-ха-Шана, еврейского Нового года, являет самый удачный пример взаимодействия голоса Ноа с трубой Джоша Дойча, где они вступают в прямой диалог. Труба, как известно, один из самых близких человеческому голосу инструментов, и странно, что Ноа весьма умеренно пользуется возможностями такого диалога, чаще инструмент Дойча словно эхо вторит голосу Форт. А вот в пьесе Rovno она не использует вокал вообще, это чисто фортепьянная композиция, в которой нет ничего авангардного. Современный украинский город Ровно – родина предков Ноа. Здесь не один век существовала большая и успешная еврейская община, стертая с лица земли нацистами в годы Холокоста. Свои размышления об этих событиях, о генетической памяти, об истории своей семьи Ноа передает в этой импровизационной фортепьянной музыке. Завершает альбом пьеса Nature’s: работа над альбомом шла в период локдауна, связанного с пандемией, и здесь голос и фортепьяно Ноа служат воспоминанием о грустных одиноких прогулках по улицам города, оказавшегося, как и весь мир, под прессом COVID-19.
Как резюмировать впечатления? Характер творчества Ноа Форт явно не гарантирует ей места в чартах популярности. Но талант и мастерство этой нестандартной певицы обязательно найдут отклик у тех, кто любит в искусстве не парадные проспекты, а непроторенные, но очень интересные пути.
Иранские исполнители автоматически ассоциируются с этнической музыкой своей страны с богатейшими музыкальными традициями. Не избежал этнических моментов и этот проект, но иранский кларнетист, саксофонист и электронщик Сохейль Пейгамбари в альбоме ...
Соми Какома, выступающая под артистическим именем Соми, родилась в американском штате Иллинойс, но ее генетическая связь с Африкой очень тесна: родители Соми – иммигранты из Руанды и Уганды. Она – разносторонне талантливый человек: поет, пишет ...
Петербургский саксофонист Антон Рязанов по отношению к нашему сайту выглядит этаким астероидом со сложной траекторией. Изначально он был «замечен нашими телескопами» в альбоме Under The Basеboard (2015) минско-питерской команды Dead Frank в качестве ...
Не могу сказать, что саунд этого альбома похож на «фирменную» продукцию MoonJune Records, но, с другой стороны, этим релизом Леонардо Павкович продолжает другую традицию своего лейбла – продвигать музыку компатриотов основателя MoonJune по бывшей ...
Не знаю, что значит в переводе с армянского название альбома Menq U Munq (правда, ритм этого словосочетания почувствовал), но вот название записавшего его коллектива: «Государственный джаз-оркестр Армении», трудностей перевода не вызвало. Люди моего ...
Средневековая еврейская легенда о том, как пражский раввин бен Бецалель вылепил из глины искусственного человека – Голема для выполнения различных работ и защиты общины и оживил его, вложив тому в уста шем или тетраграмматон – четырехбуквенное имя ...
Швейцарский гитарист Штефан Тилен, известный нашим читателям по работам с ансамблем из Цюриха Sonar и изданному два года назад на Moonjune сольному альбому Fractal Guitar, представляет сиквел этого проекта под названием Fractal Guitar 2. Напомню, ...
Несмотря на широкую известность и полувековую карьеру в джазе, Стива Гэдда не назовешь классическим джазовым барабанщиком. Ему не очень близок, так называемый straight ahead jazz. Видимо, дело в том, что Гэдд пришел в джаз по большому счету в 70-е ...
The Siren - отличный повод познакомиться с интересной джазовой вокалисткой. Для Сюзанны Александры это уже второй альбом. Ее дебютный диск Miracles появился в 2015 году. В марте 2020 года в Японии был издан ее альбом Souls of the Night, а в январе ...
Новая глава в постоянно пополняющейся книге под названием «Российский джаз за рубежом». На сей раз ее вписывает своим дебютным на международной сцене и вторым в дискографии альбомом Letters to My Little Girl пианистка Светлана Маринченко. На родине ...
Для начала представим участников этого проекта. Японская пианистка Риеко Окуда начинала с классической музыки, потом отправилась в США изучать джаз. Там она работала с рядом известных мастеров мэйнстрима (Минцер, Фаддис и др.), но потом ...
«Белые паруса, голубые небеса» - так звучит название этого альбома – романтика! Увы, большинство из нас смакует эту романтику дома, на диване, с телевизионным пультом в руках, в передачах каналов National Geographic, Diskоvery и им подобных. Не то ...