Пополнение во все расширяющейся группе альбомов, которые я условно называю «ковидными». Все они во многом обязаны своим появлением вынужденному затворничеству музыкантов во время локдаунов, когда не имеющая другого выхода творческая энергия и креативность приводит к появлению созданных в домашних условиях порой весьма незаурядных работ. В полной мере (это я насчет незаурядности) относится вышесказанное и к работе петербургского музыканта Леона Суходольского (артистический ник Ni!) под названием Hikikomori.
Всезнающая Сеть не слишком пополнила меня информацией об этом мультиинструменталисте и композиторе. Знаю, что он родился в 1982 году, знаю, что ранее работал в Uniquetunes (2005-2011), а сейчас выступает с ЛСП. Hikikomori – его дебютный большой альбом, который Леон записывал в собственной студии Balconey Island, исполняя все инструментальные партии. Всю последующую обработку записи он также выполнил сам.
В письме автору сих строк Леон характеризует этот проект, как «современный экспериментальный джаз». Пожалуй, с таким определением можно согласиться, подразумевая, что суть эксперимента состояла в том, что все восемь пьес, составивших программу Hikikomori, написаны с использованием одного приема. В каждой пьесе один из инструментальных голосов вновь и вновь повторяет (иногда с небольшими вариациями) определенную музыкальную фразу. На этом фоне солирует другой инструментальный голос, а прочие инструменты причудливо разукрашивают это взаимодействие. От пьесы к пьесе голоса меняются, и если учесть, что автор задействовал при записи два саксофона, бас-кларнет, трубу, калимбу и воспользовался техникой лупинга и иными эффектами, можете представить, насколько богат и разнообразен саунд при неистощимом количестве инструментальных комбинаций. При этом абсолютно нет ощущения механистичности звучания, у каждой пьесы – свой нерв, своя история, которой автор делится с нами, и слушать его истории на редкость интересно! Дальше мне остается перейти к «вкусовщине». Очень понравился бас-кларнет в стартовой Violent Freedom, классно прозвучала труба в Eben Kidnappers, грустно плачут саксофоны в Covid and Holy Woof (ну куда ж сейчас без этой напасти), а самой любимой пьесой в альбоме я назвал бы Sawmill. Так вот незаметно перечислил пол-программы, и, поверьте, добрые слова можно найти и для остальных композиций, но лучше пусть это сделает каждый слушатель для себя.
Осталось уделить пару строк названию проекта. Хочется думать, что оно носит иронический характер. Дело в том, что термином «хикикомори» в Японии обозначают весьма тревожное социальное явление: людей, которые полностью (или почти полностью) порывают все социальные связи, людей, месяцами, а порой даже годами, не покидающих свой дом (или комнату), нигде не работающих и живущих на иждивении родных. И таких в Японии ни много, ни мало – более миллиона (это я, заинтересовавшись, полазил по Сети за информацией). Не могу и не хочу отождествлять автора альбома с такими странными созданиями. Он дал жизнь своему проекту, чтобы его слушали и оценивали другие. И. почти уверен, в массе своей feedback будет только положительным.
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...