Пополнение во все расширяющейся группе альбомов, которые я условно называю «ковидными». Все они во многом обязаны своим появлением вынужденному затворничеству музыкантов во время локдаунов, когда не имеющая другого выхода творческая энергия и креативность приводит к появлению созданных в домашних условиях порой весьма незаурядных работ. В полной мере (это я насчет незаурядности) относится вышесказанное и к работе петербургского музыканта Леона Суходольского (артистический ник Ni!) под названием Hikikomori.
Всезнающая Сеть не слишком пополнила меня информацией об этом мультиинструменталисте и композиторе. Знаю, что он родился в 1982 году, знаю, что ранее работал в Uniquetunes (2005-2011), а сейчас выступает с ЛСП. Hikikomori – его дебютный большой альбом, который Леон записывал в собственной студии Balconey Island, исполняя все инструментальные партии. Всю последующую обработку записи он также выполнил сам.
В письме автору сих строк Леон характеризует этот проект, как «современный экспериментальный джаз». Пожалуй, с таким определением можно согласиться, подразумевая, что суть эксперимента состояла в том, что все восемь пьес, составивших программу Hikikomori, написаны с использованием одного приема. В каждой пьесе один из инструментальных голосов вновь и вновь повторяет (иногда с небольшими вариациями) определенную музыкальную фразу. На этом фоне солирует другой инструментальный голос, а прочие инструменты причудливо разукрашивают это взаимодействие. От пьесы к пьесе голоса меняются, и если учесть, что автор задействовал при записи два саксофона, бас-кларнет, трубу, калимбу и воспользовался техникой лупинга и иными эффектами, можете представить, насколько богат и разнообразен саунд при неистощимом количестве инструментальных комбинаций. При этом абсолютно нет ощущения механистичности звучания, у каждой пьесы – свой нерв, своя история, которой автор делится с нами, и слушать его истории на редкость интересно! Дальше мне остается перейти к «вкусовщине». Очень понравился бас-кларнет в стартовой Violent Freedom, классно прозвучала труба в Eben Kidnappers, грустно плачут саксофоны в Covid and Holy Woof (ну куда ж сейчас без этой напасти), а самой любимой пьесой в альбоме я назвал бы Sawmill. Так вот незаметно перечислил пол-программы, и, поверьте, добрые слова можно найти и для остальных композиций, но лучше пусть это сделает каждый слушатель для себя.
Осталось уделить пару строк названию проекта. Хочется думать, что оно носит иронический характер. Дело в том, что термином «хикикомори» в Японии обозначают весьма тревожное социальное явление: людей, которые полностью (или почти полностью) порывают все социальные связи, людей, месяцами, а порой даже годами, не покидающих свой дом (или комнату), нигде не работающих и живущих на иждивении родных. И таких в Японии ни много, ни мало – более миллиона (это я, заинтересовавшись, полазил по Сети за информацией). Не могу и не хочу отождествлять автора альбома с такими странными созданиями. Он дал жизнь своему проекту, чтобы его слушали и оценивали другие. И. почти уверен, в массе своей feedback будет только положительным.
Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный 33-хлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно по-русски, звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом ...
Французский музыкант Жюльен Будар занимается электронной музыкой с середины 90-х годов. В начале нулевых Жюльен на какое-то время перешел к акустическим проектам в сфере свободной импровизации, но затем вновь вернулся к электронике, причем с 2015 ...
М-да…. Ручаюсь, никто из читающих эти строки ничего подобного еще не слышал. Органичнее всего до сих пор джаз и оперу соединил гениальный Джордж Гершвин в «Порги и Бесс». Были эксперименты Курта Вайля и Карлы Блей. Ближе всего к представляемому ...
Американского музыканта Кейна Матиса я бы назвал в первую очередь этномузыкологом. Кейн глубоко увлечен изучением не европейских музыкальных культур и освоением экзотических для западной публики инструментов. В течение 15 лет, начиная с 1997 года, ...
Название этого альбома - Blind Passion («Слепая страсть») имеет двойной смысл и тесно связано с личностью и жизненным путем его создательницы. Британская джазовая вокалистка Катриона Тейлор родилась в спортивной семье: ее отец Роджер Тейлор входил в ...
Пианист и композитор Кит Браун родился в Мемфисе, рос в Ноксвилле, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Джаз он начал играть по современным меркам довольно поздно, в 18 лет, но прогрессировал очень быстро и сегодня может записать в свой актив ...
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...
Кевина Кастнинга, американского гитарного волшебника – как по мастерству игры, так и по изобретательности в создании новых версий инструмента – наши читатели уже успели узнать по рецензиям на его альбомы Ethereal IV с Шандором Сабо и Балашем Майором ...
Уэльс – часть Соединенного Королевства, населенная преимущественно кельтами-валлийцами. С каждым годом здесь все шире движение за сохранение родного языка и традиций. Мегхалая – небольшой индийский штат на северо-востоке, зажатый между Ассамом и ...