Этот альбом – отличный пример того, как возраст вынужден отступать перед внутренней энергией, талантом и творческой фантазией больших мастеров. Оба участника этого дуэта – убеленные сединами ветераны: Денни Цейтлину идет девятый десяток (он родился в 1938 году), немногим моложе Джордж Марш. И спасибо джазу, который позволяет своим любимцам и в почтенном возрасте сохранять юношескую свежесть и креативность.
Денни Цейтлин – личность уникальная. Он – один из немногих в джазе, для кого музыка – это лишь одна из профессий. Его называют лучшим психиатром среди джазменов и лучшим джазменом среди психиатров. Это – добрая ирония, потому что Цейтлин действительно добился больших успехов на обеих стезях. Многолетний профессор психиатрии Калифорнийского университета и практикующий врач, он признавался критиками DownBeat лучшим пианистом еще в 1965 и 1974 годах, а гуру джазовой критики, прозорливый Леонард Фезер называл его «самым разносторонним молодым пианистом, получившим известность в начале 60-х годов». Эта разносторонность характерна для всей долгой карьеры в джазе Денни Цейтлина, неоднократно переходившего от электрики к акустике и обратно, записавшего множество альбомов и соло, и в самых разных форматах. Его старинный приятель Джордж Марш, с которым они впервые начали играть еще в 60-х годах, в отличие от коллеги, однолюб. Всю жизнь он посвятил любимым ударным инструментам. Марш записывался со множеством знаменитостей, написал вызвавшее самые теплые отклики пособие по игре на ударных Inner Drumming и также является профессором Калифорнийского университета.
С 2013 года два профессора каждые пару месяцев собирались в домашней студии Цейтлина, оборудованной по последнему слову техники, в том числе и ударной установкой, чтобы поиграть для собственного удовольствия. Потом они решили разделить это удовольствие с более широким кругом слушателей. В 2015 и 2017 годах свет увидели альбомы их дуэтов: Riding The Moment и Expedition. В 2021 году Цейтлин и Марш выпустили Telepathy.
Акустики в этой очень объемной работе существенно меньше, чем электроники. Пользуясь возможностями многочисленных синтезаторов, музыканты вдвоем воссоздают здесь звучание настоящего оркестра. При этом было бы ошибкой считать, что Марш в этом дуэте ограничивается скромным ассистом. Нет, он полноправный и активный создатель каждой из композиций, оставаясь при этом верным акустическому звучанию своих ударных. Весь альбом, от начала до конца, - плод интуитивной импровизации. Обращаясь к литературным аналогиям, я бы сравнил Telepathy со сборником, в который поместились две большие «повести» (восьмиминутная Disagree To Agree и десятиминутная Odyssey) и дюжина «рассказов». С точки зрения удовольствия следить за обстоятельным развитием сюжета и его неожиданными поворотами, на мой вкус интереснее «повести», что, конечно не мешает оценить и прелесть отдельных «рассказов». Тут я имею ввиду первую очередь стартовую пьесу Highlands, где квази-волынка уносит слушателя в Горную Шотландию, мистическую по атмосфере Black Hole с вокальными эффектами и Disagree To Agree с роскошной партией ударных. Ну, и конечно же, нельзя не отметить финальную рок-зарисовку Fillmore Dreams, отсылающую к 60-м годам, когда Джордж Марш выступал на этой легендарной площадке со звездой рок-н-ролла Чаком Берри!
Пьесы под названием Telepathy в альбоме нет. Смысл такого названия альбома очевиден: речь идет о телепатическом взаимодействии Денни Цейтлина и Джорджа Марша – и когда слушаешь их игру, готов поверить в существование телепатии!
У меня не слишком много информации об этом российском дуэте из Санкт-Петербурга. Не знаю даже, когда Алексей Орлов и Виктор Архаров решили работать вместе. Но музыканты уже выпустили свой дебютный альбом Wholesome Influence, где Алексей играл на ...
Если вы думаете, что скрипка – это не тот инструмент, который олицетворяет латинский джаз, то альбом Inheritance от Али Белло и его The Sweet Wire Band поможет вам изменить это мнение. Уже более двадцати лет венесуэльский скрипач Али Белло живет и ...
Признаюсь, никогда ранее мне не приходилось сталкиваться с работами музыканта из Брунея. Поэтому альбом Nusantarafrika вызвал особый интерес. Его создатель – Алиф «Алифчиф» Ахмад, певец и гитарист из Брунея, который последние пять лет живет в ...
Любой знающий и любящий джаз человек, увидев на обложке альбома имя Джейн Айры Блум, должен немедленно приступать к прослушиванию, потирая руки от предстоящего удовольствия. Оно гарантировано: не зря из года в год американская Ассоциация джазовых ...
Настоящий парад альт-саксофонов устроили трое музыкантов из Чикаго в своем проекте, который так и называется – Altoizm. Из всех троих на нашем сайте до сих пор был представлен только Грег Уорд, как в качестве лидера, так и сайдмена. А вот Раджив ...
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...