Я в некоторой растерянности перед задачей писать об этом релизе. Я не знаю, о чем тут надо говорить больше – о создателе и исполнителях этой музыки или о человеке, вдохновившим автора на создание этого произведения. И начать все-таки, мне кажется, надо с героя проекта, испанского философа и писателя, баска по национальности Мигеля де Унамуно (1964-1936). Предтеча экзистенциализма по философским взглядам, убежденный католик и либерал по взглядам социальным, большую часть 20-х годов он провел в изгнании, протестуя против диктаторского режима Примо де Ривера. С восстановлением республики он вернулся в страну, но к республике тоже относился отрицательно. Унамуно поддержал франкистский мятеж в 1936 году, но когда, будучи ректором Саламанкского университета, он услышал в стенах университета речь одного из генералов, то молчать не стал. Из его яркого выступления процитирую две фразы: «Все вы знаете меня и знаете, что я не могу хранить молчание. Порой молчать означает лгать. Ибо молчание можно понять, как соучастие… Вы можете победить, потому что у вас в достатке грубой силы. Но вы никогда не убедите. Потому что для этого надо уметь убеждать. Для этого понадобится то, чего вам не хватает в борьбе — разума и справедливости. Я все сказал.» Франкисты отправили Унамуно под домашний арест и там он вскоре скончался.
Его взгляды и творчество оказали серьезное влияние на американского пианиста Дэйва Мидера. Уроженец Флориды, в университете своего штата он изучал не только джаз, но и политические науки, а также испанский язык. Позже в Нью-Йорке среди его учителей были такие мастера, как Кенни Бэрон и Фред Херш. Дебютный альбом Мидера Passage появился в 2019 году. Но и сейчас он остается человеком с широким кругом интересов, живо обазоченным судьбой родной страны. Именно поэтому новую работу он посвятил Унамуно и сам написал к ней пространные liner notes. Мидеру представляется, что современные Штаты напоминают Испанию перед Гражданской войной: глубокий раскол в обществе, нежелание противоборствующих партий услышать другую сторону, явную угрозу демократическим ценностям. Дэйв цитирует вышеприведенные слова Унамуно и считает свою новую работу тем маленьким вкладом, который может сделать музыкант, чтобы забить тревогу, не молчать!
Сочинив 9 пьес по мотивам работ Унамуно, Мидер собрал квинтет, в котором надо особо отметить такую звезду, как саксофонист Мигель Зенон, для записи Unamuno Songs and Stories. Альбом этот Мидер рассматривает в первую очередь, как композиторскую работу, и ему важно было найти таких музыкантов, которые бы точно воспроизводили намеченные идеи даже в ущерб демонстрации собственных незаурядных возможностей. В этом плане он очень удовлетворен работой всех своих партнеров. В плане музыки язык его композиций достаточно разнообразен: в джазовом плане он ближе к традициям (особенно в Century Rag), но здесь можно услышать и отзвуки хоралов Баха, блюза, идей минимализма и фортепьянной музыки испанского академического композитора Исаака Альбениса. Наиболее сильное впечатление оставляют такие пьесы, как I Look For Religion In War с прочувствованными сольными партиями самого Мидера на фортепьяно и трубача Филипа Дизака, а также Exile, живая иллюстрация опасений автора: единая тема рассыпается на не связанные друг с другом партии отдельных инструментов, фри-джаз с оттенком горечи.
…А слова Унамуно, вдохновившие Мидера, могут найти отклик у многих, кто живет в обществах, переживающих глубокий политический кризис…
Что такое «телавана»? Цветок? Какое-то географическое название? Какой-то термин? Любая из этих версий неверна. Телавана – искусственное словообразование, составленное из названий двух очень далеких друг от друга городов: Тель-Авив и Гавана. Оба они ...
Дебютный альбом еще очень молодого, но, безусловно, талантливого гитариста. Джексон Поттер начал профессионально играть на гитаре уже в 16 лет. Ориентиром для него служило творчество Джона Скофилда, Пэта Мэтини, Кита Джарретта и Чарли Паркера. ...
«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков» - так отзывался об авторе этого альбома Сонни Роллинс. Похоже, 38-летний уроженец Буффало и нынешний обитатель Нью-Йорка Джеймс Брэндон ...
Джазовый прожектор на сей раз высветил город Гринсборо в Северной Каролине. Здесь живут и работают гитарист Джеймс Гилмор и музыканты его трио – басист Батлер Ноулс и ударник Кассем Уильямс. Из всех троих только для Ноулса это родные места, Гилмор ...
Если вам показалось, что женщина на обложке этого альбома напоминает оперную диву, то вы не ошиблись. Джанина Барнетт – действительно оперная дива. Что, в таком случае, делает этот альбом на джазовом сайте? – спросит удивленный читатель. Для ответа ...
Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы – США, Канадой, Бразилией, история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских ...
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в ...
Основной поток джазовой продукции, которую мы представляем нашим читателям, - это музыка из США и Европы. А вот некоторые страны других регионов крайне редко фигурируют в CD-обзорах. По пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда у нас ...
На обложке альбома они выглядят, как внучка с дедушкой. Что ж, по возрасту Джессика Аккерли действительно годится Даниэлю Картеру во внучки. Живущая в Нью-Йорке канадская гитаристка свой дебютный альбом записала только в 2017 году. Friendship: Lucid ...
Норвежский басист Ю Бергер Мире (р.1984) наиболее широко известен в джазовом сообществе, как участник квартета своего очень популярного соотечественника Нильса Петтера Мольвера, с которым он сотрудничает последние семь лет и даже был со-продюсером ...
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...
Имя джазового ветерана Джо Чамберса (р.1942) звучало особенно громко в 60-е и 70-е годы. В тот период Джо работал с Эриком Долтфи, Чарли Мингусом, Уэйном Шортером, Чиком Кориа и особенно много – с Бобби Хатчерсоном. Его устраивала роль сайдмена и ...