Не знаю, что значит в переводе с армянского название альбома Menq U Munq (правда, ритм этого словосочетания почувствовал), но вот название записавшего его коллектива: «Государственный джаз-оркестр Армении», трудностей перевода не вызвало. Люди моего поколения и чуть постарше помнят его, как «оркестр Константина Орбеляна» - по имени руководителя, при котором оркестр в советские годы был на пике славы и известности, причем, не только в пределах Союза. Оркестр Орбеляна, один из лучших джазовых биг-бэндов СССР, с успехом гастролировал во многих странах, включая и родину джаза. Времена меняются. С 2011 года Государственный джаз-оркестр Армении возглавил известный саксофонист Армен Уснунц, в свое время игравший очень симпатичный этно-джаз с Time Report, Armenian Navy Band и ArtaSax. Под его руководством оркестр стремится возродить свою былую славу. Один из этапов на этом пути – записанный и изданный в 2021 году альбом Menq U Munq.
Этот проект можно назвать концептуальным. Оркестр задался целью представить произведения исключительно армянских композиторов разных лет и разных творческих направлений: от классиков армянской музыки (разумеется, в джазовых аранжировках) до пьес современных джазовых музыкантов. Аранжировки для этого проекта сделали Павел Климашевский (большинство), Мартин Улиханян (одна композиция) и сам Армен Уснунц. Панорама, надо сказать, получилась впечатляющая.
В программу альбома вошли произведения выдающегося армянского композитора и фольклориста с трагической судьбой Комитаса (Habrban), всемирно известного Арама Хачатуряна (Lullaby, в аранжировке и с проникновенной сольной партией Уснунца на сопрано-саксофоне), известного на пост-советском пространстве больше в качестве композитора-песенника Арно Бабаджаняна (Expromt), очаровательная Tocata Арташеса Карталяна с соло на фортепьяно Ваагна Хакобяна – мой персональный фаворит альбома. В программе нашлось место даже «Каравану», правда, не тизолевско- эллингтоновскому, а сочинения армянского композитора Александра Арутюняна, ну и, конечно же пьесам самого Уснунца и другого джазмена, пианиста Ваагна Айрапетяна.
Надо отдать должное аранжировщикам – с первого и до последнего трека вы слушаете именно оркестровый джаз, яркий, праздничный, эффектный. Надо отдать должное музыкантам – это джаз высокого уровня, где целый ряд музыкантов оркестра убедительно проодемонстрировал свое мастерство в сольных партиях. Но это еще и особый джаз. Оркестр Уснунца в Menq U Munq не спутаешь с американским или европейским биг-бэндом. И дело не в том, что в одной из пьес солирующим инструментом становится традиционный армянский духовой инструмент блул. От первого и до последнего трека в музыке явно выражен национальный колорит, особенности именно армянского мелоса. Работа, достойная Государственного джаз-оркестра Армении. И еще одна деталь. С чего начинается знакомство с новым альбомом? Естественно, с обложки! Мне так и не удалось найти имя автора обложки Menq U Munq, а жаль! Хотелось бы назвать имя этого человека. Красочная стилизованная карта страны с накрывающим ее белым крестом (напоминание о том, что Армения стала первой страной, принявшей христианство на государственном уровне) – очень достойное «предисловие» к этому интересному проекту.
P.S. Армен Манукян, старый друг и автор нашего издания, прочтя этот текст, прислал пояснение к названию альбома. Привожу его текст: "МЕНК У МУНК — это по-армянски слово «МЫ». На двух наречиях — «Менк» (литературный армянский, «МУНК» — на наречии карабахских армян. Альбом дописывался в период войны в Карабахе и поэтому было решено как-то обозначить единство народа..."
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...
Имя джазового ветерана Джо Чамберса (р.1942) звучало особенно громко в 60-е и 70-е годы. В тот период Джо работал с Эриком Долтфи, Чарли Мингусом, Уэйном Шортером, Чиком Кориа и особенно много – с Бобби Хатчерсоном. Его устраивала роль сайдмена и ...
Стройным и элегантным выглядит Джо Фэрнсуорт на обложке своего нового альбома City Of Sounds. Его можно принять за голливудского киноактера или преуспевающего бизнесмена, и только предметы, которые он держит в руках, выдают род его деятельности. ...
Уровень отеля принято определять количеством звезд. Отель наивысшего класса – это пять звезд. Квинтет тенор-саксофониста Джо Ловано и трубача Дэйва Дугласа Sound Prints – это тоже пять звезд – и в прямом, и в переносном смысле слова. Начнем с ...
Хотя на обложке альбома стоит только одно имя – Джоэль Фрам, по сути это дебютный альбом американо-канадского трио, возглавляемого известным нью-йоркским саксофонистом. Трио это (с басистом Дэном Лумисом и канадским ударником Эрнесто Червини) ...
Вот уже и и появляются в редакционной почте релизы будущего, 2021 года. И первой ласточкой стал альбом Honoring Louis Armstrong, альбом в высшей степени необычный. В чем тут особенность? Начну издалека. Всем известно понятие «кавер-бэнд». Это ...
Вы можете себе представить Джона Зорна, получающего Грэмми? Я - нет. Этот человек программно далек от всего мейнстримного, включая и мейнстримные лавры. И это не мешает Джону Зорну быть не только ярчайшей фигурой музыкального авангарда, не только ...
Очень кстати, как раз в разгар Олимпийских игр в Токио, к нам пришел линк на новый релиз британского лейбла ARC Music под названием Prayer’s Tale и с подзаголовком «Барабаны тайко и азиатская перкуссия». Барабаны тайко – характерная часть японской ...
В 1996 году тридцатилетний уроженец Нью-Йорка Джон Гордон взял главный приз на международном конкурсе имени Телониуса Монка среди саксофонистов. Этот факт сам за себя говорит об уровне его мастерства – и сегодня он не стал ниже, судя по альбому ...
Обычно британский лейбл ARC Music знакомит нас с образчиками этнической музыки из разных стран. В каждом случае эта этническая музыка сочинена и исполняется в рамках определенной музыкальной системы, присущей данному региону. Все не так с этим ...
Не знаю, кто проектировал обложку альбома Never Found a Way to Tame the Blues, но его работа заслуживает самой высокой оценки: классная идея, отличное сочетание цветов, лаконизм – мимо такой обложки трудно пройти мимо. Как, впрочем, и мимо музыки ...
За все годы нашей работы это всего лишь пятая по счету встреча с музыкантом из Доминиканской Республики – и музыкантом незаурядным. Джонатан Пинья Дулук (р.1976) живет в Сантьяго, втором по величине городе страны. Это чрезвычайно разносторонняя ...