Не знаю, что значит в переводе с армянского название альбома Menq U Munq (правда, ритм этого словосочетания почувствовал), но вот название записавшего его коллектива: «Государственный джаз-оркестр Армении», трудностей перевода не вызвало. Люди моего поколения и чуть постарше помнят его, как «оркестр Константина Орбеляна» - по имени руководителя, при котором оркестр в советские годы был на пике славы и известности, причем, не только в пределах Союза. Оркестр Орбеляна, один из лучших джазовых биг-бэндов СССР, с успехом гастролировал во многих странах, включая и родину джаза. Времена меняются. С 2011 года Государственный джаз-оркестр Армении возглавил известный саксофонист Армен Уснунц, в свое время игравший очень симпатичный этно-джаз с Time Report, Armenian Navy Band и ArtaSax. Под его руководством оркестр стремится возродить свою былую славу. Один из этапов на этом пути – записанный и изданный в 2021 году альбом Menq U Munq.
Этот проект можно назвать концептуальным. Оркестр задался целью представить произведения исключительно армянских композиторов разных лет и разных творческих направлений: от классиков армянской музыки (разумеется, в джазовых аранжировках) до пьес современных джазовых музыкантов. Аранжировки для этого проекта сделали Павел Климашевский (большинство), Мартин Улиханян (одна композиция) и сам Армен Уснунц. Панорама, надо сказать, получилась впечатляющая.
В программу альбома вошли произведения выдающегося армянского композитора и фольклориста с трагической судьбой Комитаса (Habrban), всемирно известного Арама Хачатуряна (Lullaby, в аранжировке и с проникновенной сольной партией Уснунца на сопрано-саксофоне), известного на пост-советском пространстве больше в качестве композитора-песенника Арно Бабаджаняна (Expromt), очаровательная Tocata Арташеса Карталяна с соло на фортепьяно Ваагна Хакобяна – мой персональный фаворит альбома. В программе нашлось место даже «Каравану», правда, не тизолевско- эллингтоновскому, а сочинения армянского композитора Александра Арутюняна, ну и, конечно же пьесам самого Уснунца и другого джазмена, пианиста Ваагна Айрапетяна.
Надо отдать должное аранжировщикам – с первого и до последнего трека вы слушаете именно оркестровый джаз, яркий, праздничный, эффектный. Надо отдать должное музыкантам – это джаз высокого уровня, где целый ряд музыкантов оркестра убедительно проодемонстрировал свое мастерство в сольных партиях. Но это еще и особый джаз. Оркестр Уснунца в Menq U Munq не спутаешь с американским или европейским биг-бэндом. И дело не в том, что в одной из пьес солирующим инструментом становится традиционный армянский духовой инструмент блул. От первого и до последнего трека в музыке явно выражен национальный колорит, особенности именно армянского мелоса. Работа, достойная Государственного джаз-оркестра Армении. И еще одна деталь. С чего начинается знакомство с новым альбомом? Естественно, с обложки! Мне так и не удалось найти имя автора обложки Menq U Munq, а жаль! Хотелось бы назвать имя этого человека. Красочная стилизованная карта страны с накрывающим ее белым крестом (напоминание о том, что Армения стала первой страной, принявшей христианство на государственном уровне) – очень достойное «предисловие» к этому интересному проекту.
P.S. Армен Манукян, старый друг и автор нашего издания, прочтя этот текст, прислал пояснение к названию альбома. Привожу его текст: "МЕНК У МУНК — это по-армянски слово «МЫ». На двух наречиях — «Менк» (литературный армянский, «МУНК» — на наречии карабахских армян. Альбом дописывался в период войны в Карабахе и поэтому было решено как-то обозначить единство народа..."
Молодой аргентинский джазмен Мартин Фрайберг после своего дебютного альбома La Montaña Libre (2020), о котором мы писали на сайте, решил поделиться с «Jazz-Квадратом» и новой работой, которой он дал очень простое, я бы сказал, будничное название El ...
Возможно, кого-то это удивит, но мне альбом ‘Tis Autumn показался исключительно эстетским. Нужно хорошо знать и любить джаз и его историю, чтобы получить настоящее удовольствие от этой работы, где певица Марти Элкинс поет джазовые стандарты очень ...
С Массимо Биолкати, живущим в США итало-шведским басистом и композитором, мы познакомились в прошлом году на его втором сольном альбоме Incontre. В том же обзоре можно найти основные штрихи его творческой биографии, поэтому теперь давайте сразу ...
Веяние времени – из разных уголков мира, от разных музыкантов и сделанные в разной стилистике, приходят к нам альбомы, музыка которых создавалась, когда ее творцы были заперты локдауном в своих домах, или тематически связанная со страшным бедствием, ...
Наши читатели уже имели возможность познакомиться и с работами флейтиста и саксофониста из аргентинского города Ла Плата Матиаса Формики (последняя – дуэт с басистом Джонатаном Шеноне Aislados (2021), и с релизами возглавляемого им лейбла Numeral. И ...
Cuentos с испанского можно перевести, как «короткие истории» или, если вам больше нравится, «рассказики». Этим словом басист и композитор, шеф лейбла ears&eyes Records Мэттью Голомбиски, обозначает придуманную им творческую игру для ...
Наверное, сам Вуди Херман в 1947 году не ожидал, что такой успех выпадет на долю его «Второго Стада», в составе которого был сформирован блистательный саксофонный квартет Four Brothers, состоящий из Зута Симса, Сержа Чалоффа, Херби Стюарда и Стена ...
Мы уже знакомились в этом году с «канадским» альбомом Мэтти Стекса Long Time Ago Rumble его ансамбля Matty Stecks & Musical Tramps и с изданной в этом году архивной записью концерта его американской группы Matty Stecks & Dead Cat Bounce под ...
Басист Маурисио Джей Родригес родился и сформировался, как музыкант на Кубе, много гастролировал в составе квартета Fervet Opus. В 1994 году он переехал в Венсуэлу, прподавал здесь в консерватории и играл с симфоническим оркестром, а в 2001 году ...
Игривая обложка, игривое название пьесы и альбома (Tiptoes по-английски – это кончики пальцев ног) – это все второй альбом американского мультиинструменталиста и композитора из Лос-Анджелеса Макса Хайстайна. Музыка окружала его с детства: отец Макса ...
Очень необычно и очень интересно! Не пропустите этот альбом! – этими словами в прошлом году я заканчивал текст, посвященный альбому живущего в США турецкого композитора Мехмета Али Санлыкола The Rise Up: Stories of Strife, Struggle and Inspiration – ...
В 2019 году я имел удовольствие познакомиться с творчеством живущей в США турецкой вокалистки Мелбриз, послушав и написав рецензию на ее десятый альбом Amethyst. «Имел удовольствие» в данном случае не просто фигура речи, а вполне конкретное ощущение ...