Швейцарский гитарист Штефан Тилен, известный нашим читателям по работам с ансамблем из Цюриха Sonar и изданному два года назад на Moonjune сольному альбому Fractal Guitar, представляет сиквел этого проекта под названием Fractal Guitar 2. Напомню, что во Fractal Guitar Штефан широко применял игру с мощным feedback’ом в нестандартных размерах типа 3/8, 5/8 и 7/8, а также привлек к этому проекту большую группу виднейших мастеров-гитаристов, создав великолепный парад сонористических возможностей этого инструмента. Альбом вызвал самые теплые отклики критиков. Скажем, Джон Келмен из All About Jazz назвал Fractal Guitar «…не только мастер-классом для гитары ХХI века, но и настоящим гитарным шедевром нового столетия».
И вот – продолжение. Идеи, заложенные ранее, получили во Fractal Guitar 2 еще более мощное развитие. Масштабы саммита гитаристов здесь существенно расширились. Наряду с участвовавшими в первом альбоме Маркусом Ройтером (он и здесь играет во всех треках), Дэвидом Торном, Генри Кайзером, Джоном Дюрантом, Биллом Уокером и Барри Кливлендом, здесь играет еще и Крис Мюир. Каждый их этих асов широко использует и свои любимые разновидности гитар, и электронные вспомогательные средства: только взгляните на инструментарий каждого в технических данных альбома. Не произошло существенных изменений в стилистике, предложенной Тиленом: это вновь симпатичная смесь прог-рока с эмбиентом и настоящий праздник для поклонников гитарного саунда. Зато сама работа над альбомом в черный для индустрии «ковидный» 2020-й год шла иначе.
Как описывает это сам Штефан, все началось с записи в Сан-Франциско в ноябре 2019 года, где участвовали Кайзер, Мюир и басист Энди Вест (как я понимаю, она потом превратилась в трек №4 под названием Ladder To The Stars). А вот в дальнейшем Тилен дома разрабатывал грув, обычно нечетного размера, добавлял текстуры, гитарные партии и паттерны для клавишных. Затем эти материалы направлялись тому из гитаристов, чей стиль Штефан считал наиболее подходящим для данной пьесы. Потом в студии, с помощью Мануэля Паскинелли или Энди Брюггера, двух земляков Тилена, записывались партии ударных. На финишной стадии работы в нее включались перкуссия (Энди Пупато), клавишные (Фабио Аниле) и бас (Стефан Хут). Неутомимый Маркус Ройтер вместе с Бенджамином Шефером в июле 2020 года в Берлине работали над микшированием, а мастеринг осуществил в сентябре в Вене Александр Ватагин. Так рождался этот большой международный проект, знаменуюший новый прорыв в области искусства игры на гитаре.
(Markus Reuter - touch guitar U8, soundscapes; Jon Durant – el. g (tk1,3), fretless g (tk 2,5,6), VKS3 g (tk 3), filtered and sliced cloud g (tk 4), cloud g (tp 6); David Torn – el. g, live looping (tk 1,6); Bill Walker – el. g, live looping, feedback (tk1), lap steel (tk2), el.g, lap steel (tk5); Barry Cleveland - 6 & 12-string g, filtered g (tk 2), bowed g, revox loops (tk3), 6 &12-string g, bowed g, chopped g, fuzz orchestration (tk 6); Henry Kaiser – el. g (tk 4); Chris Muir – el.g, live looping (tk 4); Fabio Anile – keyb (tk 3), el.p (tk 4); Stefan Huth - touch guitar AU8 (bass) (tk1,3), touch guitar S8 (bass) (tk 6); Andy West – bass g (tk4); Andi Pupato – perc; Andy Brugger – dr (tks 1,3,6); Manuel Pasquinelli – dr (tks 2, 4,5); Stephan Thelen – el.g, fractal g, choppy organ, granular synth, programming, formant swell, e-bow, particles, keyb;)
Для джазового пианиста сольный альбом – это всегда вызов, испытание, несравнимое с игрой в группе. Студийный сольный альбом – вызов вдвойне, поскольку нет живого контакта с публикой, нет ответной реакции аудитории. Но, похоже, это не смущает молодую ...
Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный 33-хлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно по-русски, звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом ...
Французский музыкант Жюльен Будар занимается электронной музыкой с середины 90-х годов. В начале нулевых Жюльен на какое-то время перешел к акустическим проектам в сфере свободной импровизации, но затем вновь вернулся к электронике, причем с 2015 ...
М-да…. Ручаюсь, никто из читающих эти строки ничего подобного еще не слышал. Органичнее всего до сих пор джаз и оперу соединил гениальный Джордж Гершвин в «Порги и Бесс». Были эксперименты Курта Вайля и Карлы Блей. Ближе всего к представляемому ...
Американского музыканта Кейна Матиса я бы назвал в первую очередь этномузыкологом. Кейн глубоко увлечен изучением не европейских музыкальных культур и освоением экзотических для западной публики инструментов. В течение 15 лет, начиная с 1997 года, ...
Название этого альбома - Blind Passion («Слепая страсть») имеет двойной смысл и тесно связано с личностью и жизненным путем его создательницы. Британская джазовая вокалистка Катриона Тейлор родилась в спортивной семье: ее отец Роджер Тейлор входил в ...
Пианист и композитор Кит Браун родился в Мемфисе, рос в Ноксвилле, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Джаз он начал играть по современным меркам довольно поздно, в 18 лет, но прогрессировал очень быстро и сегодня может записать в свой актив ...
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...
Кевина Кастнинга, американского гитарного волшебника – как по мастерству игры, так и по изобретательности в создании новых версий инструмента – наши читатели уже успели узнать по рецензиям на его альбомы Ethereal IV с Шандором Сабо и Балашем Майором ...