Когда камерунский мультиинструменталист и композитор Фрэнк Бийонг в письме к автору этих строк сообщил, что новая его работа будет совершенно не похожа, на все его предыдущие проекты, у меня возникли мысли о свойственном многим музыкантам преувеличении. Но, прослушав Celestial Navigation Suite, вынужден с Фрэнком согласиться. Я никогда ранее не слышал у него ничего подобного, более того, музыку такого типа от африканских исполнителей я ранее вообще не встречал.
Как и Radio Masoda, другой альбом Фрэнка этого года, проект Celestial Navigation Suite рождался в студиях Найроби и Парижа с привлечением большой группы африканских и французских музыкантов. Но как же они отличаются! Взяв на вооружение огромное количество преимущественно старых электронных синтезаторов и инструментов, включая меллотрон и Муг и, одновременно, используя такие современные приемы, как сэмплирование и тейп-эффекты, практически отказавшись от вокала и вводя почти в каждый трек звучание духовых, Фрэнк создал «космическую» прог-роковую сюиту в духе Pink Floyd или King Crimson. Клавишные и синтезаторы играют в музыке этого проекта основную роль, хотя, скажем, в Interstellar Cosmology глубокие басовые линии не менее важны. Пьесы этого альбома преимущественно медленные, без ускорений темпа, что сближает музыку альбома еще и с электронным эмбиентом. Есть, правда, и исключение. Абсолютно оригинально выглядит сочетание прог-рока с африканскими ритмами и звучанием духовых в Subsolar Point – пожалуй, единственный трек, где африканские корни автора музыки берут свое столь впечатляюще. В какой-то степени голос Африки пробивается сквозь синтезаторы еще и в Stephen The Moor, но не столь заметно. А вот в финальном треке Eulogy For Biafra мне неожиданно почудилось что-то французское – может быть, это дань воздуху Парижа, где записывалась часть альбома?
Не знаю, решительный ли это поворот в творчестве Фрэнка Бийонга или Celestial Navigation Suite так и останется эпизодом, но то, что в дискографии музыканта этот альбом займет особое место, сомнений не вызывает.
Настоящий парад альт-саксофонов устроили трое музыкантов из Чикаго в своем проекте, который так и называется – Altoizm. Из всех троих на нашем сайте до сих пор был представлен только Грег Уорд, как в качестве лидера, так и сайдмена. А вот Раджив ...
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...