Средневековая еврейская легенда о том, как пражский раввин бен Бецалель вылепил из глины искусственного человека – Голема для выполнения различных работ и защиты общины и оживил его, вложив тому в уста шем или тетраграмматон – четырехбуквенное имя Бога, издавна привлекала людей искусства, в первую очередь литераторов, а потом и кинематографистов. Для меня самым эффектным Големом стал одноименный израильский хоррор-фильм 2018 года, где действие перенесено в Украину времен Хмельниччины. А одним из первых воплощений этой легенды в кино стала немая лента немецкого экспрессиониста Пауля Вегенера 1920 года Der Golem, wie er in die Welt kam («Голем, как он пришел в мир»), где автор выступил в качестве сценариста, режиссера (вместе с Карлом Безе) и исполнителя роли Голема. Эта лента считается классической.
Саундтрек к этому немому фильму впервые прозвучал на одном из итальянских фестивалей в исполнении туринской группы Stearica. В 2014 году была осуществлена запись этого саундтрека, а в 2019 году Stearica несколько обновила ее – к юбилею ленты Вегенера и вот, в марте 2021 года альбом Golem 202020 выходит на небольшом британском лейбле Monotreme Records. С трио Stearica, в которое входят гитарист Франческо Карлуччи, басист Лука Паярди и ударник Давиде Компаньони, наши читатели уже имели возможность познакомиться в 2015 году по альбому Fertile. Тот проект носил ярко выраженный новоджазовый характер. Golem 202020 решен в ином ключе. История Голема, его создания и его бунта рассказана здесь преимущественно средствами прог-рока с большим количеством электронных эффектов и звучаний. Сюита из десяти треков, созданная Stearica, впечатляет. Признаться, я поленился искать на YouTube ленту Вегенера и просто слушал Golem 202020, как самостоятельное произведение. На мой вкус, работа Stearica вышла далеко за рамки обычного саундтрека и вполне способна жить самостоятельной жизнью. Во всяком случае, тем, кто любит прог-рок, она должна понравиться.
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...
Кевина Кастнинга, американского гитарного волшебника – как по мастерству игры, так и по изобретательности в создании новых версий инструмента – наши читатели уже успели узнать по рецензиям на его альбомы Ethereal IV с Шандором Сабо и Балашем Майором ...
Уэльс – часть Соединенного Королевства, населенная преимущественно кельтами-валлийцами. С каждым годом здесь все шире движение за сохранение родного языка и традиций. Мегхалая – небольшой индийский штат на северо-востоке, зажатый между Ассамом и ...
Cо времен перестройки в тогдашнем СССР (с середины 80-х годов прошлого века) Запад начал открывать для себя поразительное музыкальное искусство Тувы, небольшой автономной республики на юге Сибири близ границы с Монголией, населенной малочисленным ...
Метал-рок – это не наша чашка чаю, но вот такая его мутация, как прог-метал вполне может оказаться интересным и нашему кругу читателей. Румынский ансамбль из Тимишоары Kultika является в своей стране одним из пионеров пост-метал с уклоном в прог и в ...
Джазовый привет из франкоязычной части Канады нам посылает квинтет из Квебека со странноватым названием L'abîme («Бездна»). Этот проект вырос из весьма успешного трио пианиста Джонатана Туржона и дебютриует одноименным альбомом на монреальском ...
Музыка танго накрепко связана с Аргентиной, но аргентинская музыка – это далеко не только танго. Эту простую истину убедительно доказывает французский ансамбль La Típica Folklórica во главе с аргентинским мультиинструменталистом и аранжировщиком ...
Очередной пример диффузии жанров. Португальская певица (сопрано) Лара Мартинс – певица с очень широким репертуаром: от Моцарта, Доницетти, Рихарда Штрауса и до Гершвина, Бернстайна и Эндрю Ллойд Уэббера. Среди наиболее примечательных партий, которые ...
Давно мне не приходилось слушать столь оригинальный альбом с вокалом. Для канадской певицы Лары Сольницки The One And The Other уже третий альбом в личной дискографии. Первый, A Meadow in December, был коллекцией стандартов, во втором, Whose ...