Средневековая еврейская легенда о том, как пражский раввин бен Бецалель вылепил из глины искусственного человека – Голема для выполнения различных работ и защиты общины и оживил его, вложив тому в уста шем или тетраграмматон – четырехбуквенное имя Бога, издавна привлекала людей искусства, в первую очередь литераторов, а потом и кинематографистов. Для меня самым эффектным Големом стал одноименный израильский хоррор-фильм 2018 года, где действие перенесено в Украину времен Хмельниччины. А одним из первых воплощений этой легенды в кино стала немая лента немецкого экспрессиониста Пауля Вегенера 1920 года Der Golem, wie er in die Welt kam («Голем, как он пришел в мир»), где автор выступил в качестве сценариста, режиссера (вместе с Карлом Безе) и исполнителя роли Голема. Эта лента считается классической.
Саундтрек к этому немому фильму впервые прозвучал на одном из итальянских фестивалей в исполнении туринской группы Stearica. В 2014 году была осуществлена запись этого саундтрека, а в 2019 году Stearica несколько обновила ее – к юбилею ленты Вегенера и вот, в марте 2021 года альбом Golem 202020 выходит на небольшом британском лейбле Monotreme Records. С трио Stearica, в которое входят гитарист Франческо Карлуччи, басист Лука Паярди и ударник Давиде Компаньони, наши читатели уже имели возможность познакомиться в 2015 году по альбому Fertile. Тот проект носил ярко выраженный новоджазовый характер. Golem 202020 решен в ином ключе. История Голема, его создания и его бунта рассказана здесь преимущественно средствами прог-рока с большим количеством электронных эффектов и звучаний. Сюита из десяти треков, созданная Stearica, впечатляет. Признаться, я поленился искать на YouTube ленту Вегенера и просто слушал Golem 202020, как самостоятельное произведение. На мой вкус, работа Stearica вышла далеко за рамки обычного саундтрека и вполне способна жить самостоятельной жизнью. Во всяком случае, тем, кто любит прог-рок, она должна понравиться.
Уругвайский трубач и композитор Хуан Оливера овладевал музыкальными искусствами, как на родине, в Монтевидео, так и в соседней Аргентине, в Буэнос-Айресе, где у него осталось много друзей и соучеников. В своей профессиональной деятельности он ...
Для джазового пианиста сольный альбом – это всегда вызов, испытание, несравнимое с игрой в группе. Студийный сольный альбом – вызов вдвойне, поскольку нет живого контакта с публикой, нет ответной реакции аудитории. Но, похоже, это не смущает молодую ...
Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный 33-хлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно по-русски, звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом ...
Французский музыкант Жюльен Будар занимается электронной музыкой с середины 90-х годов. В начале нулевых Жюльен на какое-то время перешел к акустическим проектам в сфере свободной импровизации, но затем вновь вернулся к электронике, причем с 2015 ...
М-да…. Ручаюсь, никто из читающих эти строки ничего подобного еще не слышал. Органичнее всего до сих пор джаз и оперу соединил гениальный Джордж Гершвин в «Порги и Бесс». Были эксперименты Курта Вайля и Карлы Блей. Ближе всего к представляемому ...
Американского музыканта Кейна Матиса я бы назвал в первую очередь этномузыкологом. Кейн глубоко увлечен изучением не европейских музыкальных культур и освоением экзотических для западной публики инструментов. В течение 15 лет, начиная с 1997 года, ...
Название этого альбома - Blind Passion («Слепая страсть») имеет двойной смысл и тесно связано с личностью и жизненным путем его создательницы. Британская джазовая вокалистка Катриона Тейлор родилась в спортивной семье: ее отец Роджер Тейлор входил в ...
Пианист и композитор Кит Браун родился в Мемфисе, рос в Ноксвилле, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Джаз он начал играть по современным меркам довольно поздно, в 18 лет, но прогрессировал очень быстро и сегодня может записать в свой актив ...
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...