Помните автобиографическую трилогию Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»? Над аналогичной трилогией, только не литературной, а музыкальной работает сейчас американский ударник, композитор и продюсер, трехкратный номинант Грэмми Нейт Смит. В 2017 году Нейт выпустил альбом Kinfolk: Postcards From Everywhere, посвященный музыке своего детства. Кстати, именно он принес Смиту одну из его номинаций на Грэмми. И вот, четыре года спустя Нэйт Смит представляет свою новую работу, посвященную, соответственно, отрочеству: Kinfolk 2: See the Birds.
Какую же музыку слушал темнокожий тинейджер Нейт в своем родном Чезапике, Вирджиния? Родился он в 1974-м, так что речь идет о второй половине 80-х и начале 90-х годов. Ответ тут достаточно предсказуем: модную музыку тех лет – Майкла Джексона, Принса, Стинга, группы движения Black Rock Coalition: Living Colour, Fishbone и так далее. Как видите, джазом он в те годы не особенно интересовался. Это пришло уже позже, когда барабанщик Смит приобрел иной опыт и ощутил вкус к иной музыке в ансамблях Дэйва Холланда, Криса Поттера, Алекса Сипягина. Атмосферу времен своего отрочества Нейт скрупулезно воспроизводит в десяти собственных композициях нового альбома, а также в вошедшем в его программу кавере Стинга I Burn For You.
Результат? Поначалу кажется, что ты слушаешь все что угодно, но не джаз. Тут и нео-соул, и хип-хоп, и ритм-энд-блюз, и такое впечатление особенно усиливают многочисленные вокалисты-гости проекта - и в песнях с текстом, и в чтении рэпа, и в бессловесных вокализах. Кстати, пригласил Смит поучаствовать в записи трека Rambo: The Vigilante и одного из своих кумиров тех лет, гитариста Вернона Рида, основателя Black Rock Coalition. В другой композиции, Don’t Let Me Get Away, у него играет еще и струнный квартет, а в Collision небольшое соло исполняет известная скрипачка Регина Картер. В общем, картина пестрая. И когда начинаешь немного ориентироваться в этой пестроте, то «прозреваешь»: да, это, понятно, не классический мэйнстрим-джаз (тем более – не авангард), но джаз здесь есть, он растворен в музыке альбома, как щепотка соли в супе – и без него блюдо явно потеряло бы во вкусовых качествах, во всяком случае, его обсуждали бы на другом, не джазовом сайте. Остро, разнообразно, с почти фанковым напором играет сам Нейт Смит. От него не отстает коллега по ритм-группе, басист Фима Эфрон (присутствие в проекте Нейта этого музыканта, ранее знакомого по нео-клезмерской команде Hasidic New Wave стало для меня неожиданным сюрпризом). Наконец, сольным репликам саксофониста Джалила Шоу (особенно в Square Wheel и Rambo: The Vigilante) не откажет в «джазовости» самый строгий критик.
Так что, в случае с Kinfolk 2: See the Birds, где Нейт вспоминает свои тинейджерские годы, мы имеем дело с типичным crossover-проектом. Это логично. Тем же, кто хотел бы услышать больше джаза, думаю, стоит дождаться заключительного альбома трилогии: там Нейт Смит доберется до «Юности».
Новое для нашего сайта имя – саксофонист и композитор из Монреаля Бенжамин Дешам. Встреча с ним происходит на четвертом альбоме в его личной дискографии, который увидит свет в конце ноября. Дешам получил академическое образование, но все же ...
Этот жизнерадостный молодой человек на обложке – чилийский гитарист, композитор и бэнд-лидер Бенджамин Шнаке. И название альбома подстать его настроению: «Радость игры». Эта радость живет в Бенджамине, уроженце Сантьяго, с ранних лет, со времен, ...
Бенни Бенак III – это, как видно из его имени, уже третий по счету представитель довольно известной на американской джазовой сцене семьи. Как и его дед, наш Бенни тоже играет на трубе и поет, выступая со многими известными музыкантами – упомяну, к ...
Если подыскивать самый яркий пример глобализации в современной музыке, то альбом Tumaini от Берты Морено подходит для этой цели просто идеально. Саксофонистка и композитор Берта Морено – испанка, уроженка Мадрида, которая живет и работает в ...
Альбом Dream Dancer - словно встреча со старыми добрыми приятелями. Это и логотип 33 Records на обложке: с этим британским лейблом «Jazz-Квадрат» плотно сотрудничал в конце 90-х, и безукоризненно последовательная свинговая программа, не столь часто ...
Пианист Билл Шарлап – один из самых талантливых консерваторов в современном американском джазе. Поверьте, в это утверждение я не вкладываю негативный оттенок. Консервативный джаз возник, как реакция на «размывание» джазовых границ разнообразными ...
В третий раз замечательный флейтист из Торонто Билл МакБирни и его старинный друг и коллега, канадский бразилец Брюс Джонс, мультиинструменталист, певец и композитор, записали совместный альбом. Их предыдущую дуэтную работу Grain of Sand (2015) наш ...
Примерно год назад мы уже совершали виртуальное путешествие в Нью-Хэйвен, Коннектикут, чтобы послушать, как здесь играет фри-джаз трио Венс Прови-Боб Горри-Пол Гунсберг в альбоме Collective Expression. Тогда это было взаимодействие гитары, трубы и ...
Давно ли весь джазовый мир рукоплескал вундеркинду-пианисту Джои Александеру из Индонезии? В 12 лет Джои выпустил свой дебютный альбом (сегодня в его дискографии их уже пять), а ныне является весьма успешным джазовым музыкантом в США. Но время ...
Хорватский композитор, гитарист и исполнитель собственных песен Бранко Галоич родился еще в единой Югославии в 1973 году, в городке Иванич Град недалеко от Загреба. Кровавый распад этой страны обернулся для Бранко многочисленными странствиями: в ...
Человек в позе лотоса на обложке альбома A Centering Peace словно приглашает нас помедитировать под музыку секстета Брайана Вудрафа. Не могу сказать, что Вудраф сочинял музыку (он – автор всех композиций альбома) специально для этих целей, но то, ...
Уроженец нью-йоркского Бронкса Брюс Харрис, трубач и композитор, начал увлекаться джазом под звуки альт-саксофона своего деда. Его ранние кумиры – Паркер, Гиллеспи, Майлс Дэвис и Клиффорд Браун, а в колледже его педагогом был такой известный мастер, ...