ViO – это ник, под которым выпускает свои работы мультиинструменталист и композитор Виктор Харашти. Родом Виктор из Венгрии, там он начал заниматься музыкой, с 11 лет играет на кларнете, получил образование в Консерватории им. Белы Бартока. Но параллельно с академической музыкой в его жизнь постепенно входили ритм-энд-блюз (последствия концерта Фэтса Домино в Будапеште), а затем джаз. Харашти начал играть на саксофоне и продолжил свое обучение в Нидерландах, закончил с отличием Утрехтскую консерваторию и сейчас живет в этом городе. Харашти стал заметной частью джазовой сцены Нидерландов, свой первый ЕР он записал в формате квартета с участием местных музыкантов. Что же касается Equanimity. A Futuristic Jazz Tale, то это первый его большой альбом.
Equanimity можно перевести на русский язык, как «невозмутимость» или «хладнокровие». Название не случайно, потому что альбом является концептуальным и представляет собой своего рода сюиту в семи частях с прологом и эпилогом. Сюжет во многом носит автобиографический характер и повествует о том, как сталкиваются в повседневности хаос и проблема выживания. Финал, понятно, открытый, так как эту ношу каждый их нас несет до конца своих дней… Короткую текстовую часть этой работы написала американка Лайза Мари Симмонс. Я приведу из нее в оригинале только небольшое четверостишие , которое разместил на свой страничке в bandcamp Харашти:
''To survive every new dawn
We need be steady we need be strong
There’s an ebb there’s a flow
Everything comes everything goes''
А вот практически все остальное Виктор сделал сам. Он сочинил музыку и сам исполнил партии всех инструментов, используя тенор-саксофон, кларнет, флейты (включая индийскую флейту бансури) и, разумеется, клавишные. Лишь двое ударников, включая известного по участию в группе The Bad Plus Дейва Кинга, сделали ритмическую подкладку в нескольких частях сюиты. Запись музыки, ее последующую обработку и, наконец, издание альбома (оно состоится в конце года) Виктор оставил за собой.
Электро-акустический характер альбома выглядит весьма органично. Акустические соло на духовых, в первую очередь на тенор-саксофоне (весьма непростые в техническом плане, особенно в Chapter Two) вместе со звучанием электроники создают напряженную, несколько мрачную, внутренне неустойчивую атмосферу. Это впечатление усиливает, например, в Chapter Five и жесткий ритмический рисунок. Слушая альбом, трудно предугадать, как пойдет дальше развитие в той или иной части – мне кажется, именно этого и добивался Харашти. Пожалуй, лишь в Chapter Seven, музыка несколько умиротворяется и становится похожей на эмбиент. В остальном стилистику альбома определить однозначно довольно сложно. Этот альбом в равной степени может быть интересен и поклонникам прог-рока, и любителям нового джаза. В общем, все сложно и интересно – совсем, как в жизни!
(Viktor Haraszti ( ViO )- ts, EWI, cl, fl, bansuri, keyb, TC-Performer, voc; with Dave King – dr (tk 3); Marshall Curtly - finger dr (tks 4,5), el. drums & shakers (tk 6); Lisa Marie Simmons - spoken word (tks 2,4,5);)
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...
Еще один мощный альбом с логотипом MoonJune Records, вышедший из знаменитой уже каталонской студии La Casamurada. На сей раз это авторский альбом прекрасного израильско-британского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса. Основной материал ...