Со времен своего появления на джазовой сцене в 90-х годах американский мультиинструменталист Крис Поттер вырос до настоящего джазового мэтра. В новом веке практически каждый год в разнообразных опросах Поттер признается или музыкантом года или номинантом в категории «тенор-саксофон» (при всей мультиинструментальности это его основной инструмент). Возьму на себя смелость утверждать, что ни один из его многочисленных альбомов в качестве лидера не был проходным. Поттер всегда креативен, а его идеи, воплощенные в музыке, свежи и интересны, что делает Криса желанным гостем на любом лейбле, включая ЕСМ.
Но в 2019 году Крис Поттер пришел на небольшой британский лейбл Edition Records и пришел с новым проектом – трио Circuits. В проект он пригласил двух бравых техассцев (впрочем, ныне, как и он сам, живущих в Нью-Йорке) – пианиста и клавишника Джеймса Френсиса и ударника Эрика Харланда. Одноименный альбом был принят очень тепло, а потом… потом наступил локдаун, связанный с пандемией. По-разному это обстоятельство действует на людей искусства. Для Криса Поттера оно только стимулировало творческую активность. Сначала он в одиночестве наваял сольный альбом There Is A Tide (2020), где сам записал партии аж 14 инструментов, а в сентябре того же года выдался просвет, когда удалось собраться в студии изголодавшимся по творческому общению музыкантам Circuits Trio, и они за один день записали альбом Sunrise Reprise, который мы и имеем честь представить.
Как говорит сам Поттер, «…основа этого альбома – это именно коллективная игра, трио, общая энергетика, воплотившая наши мысли и чувства по поводу всего происходящего в мире. Эрику, Джеймсу и мне действительно необходимо было ИГРАТЬ, попытаться передать музыкой чувства и эмоции, накопившиеся за предыдущие несколько месяцев». Этот творческий катарсис предстает всего лишь в пяти треках, составивших, однако, почти час звучания. Альбом электро-акустический, но электроника в виде клавишных Френсиса и клавишных сэмплов самого Поттера «знает свое место» и нигде не выходит на передний план, оставляя авансцену духовым инструментам лидера трио. У каждой из первых четырех композиций альбома свое лицо, свое настроение. На меня наиболее сильное впечатление произвели Serpentine, действительно напоминающая горную дорогу с крутыми виражами, по которой трио несется в хорошем темпе под почти фанковую ритмику, а также следующая за ней, контрастная по настроению баллада The Peanut с элегическим саксофоном Поттера. А потом пришел черед финальной Nowhere, Now Here/Sunrise Reprise, самой удивительной композиции альбома. Куда там десяти-пятнадцатиминутные прог-роковые эпики! Поттер сотоварищи выдали современную джазовую симфонию на 24 с половиной минуты, многослойную и политематическую, вызвавшую ассоциации с крупными формами Эллингтона – но не в оркестровом, а в весьма камерном варианте состава. Уверен, именно эта вещь останется в памяти слушателей Sunrise Reprise в первую очередь. Я ведь говорил: у Поттера проходных работ не бывает!
Для джазового пианиста сольный альбом – это всегда вызов, испытание, несравнимое с игрой в группе. Студийный сольный альбом – вызов вдвойне, поскольку нет живого контакта с публикой, нет ответной реакции аудитории. Но, похоже, это не смущает молодую ...
Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный 33-хлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно по-русски, звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом ...
Французский музыкант Жюльен Будар занимается электронной музыкой с середины 90-х годов. В начале нулевых Жюльен на какое-то время перешел к акустическим проектам в сфере свободной импровизации, но затем вновь вернулся к электронике, причем с 2015 ...
М-да…. Ручаюсь, никто из читающих эти строки ничего подобного еще не слышал. Органичнее всего до сих пор джаз и оперу соединил гениальный Джордж Гершвин в «Порги и Бесс». Были эксперименты Курта Вайля и Карлы Блей. Ближе всего к представляемому ...
Американского музыканта Кейна Матиса я бы назвал в первую очередь этномузыкологом. Кейн глубоко увлечен изучением не европейских музыкальных культур и освоением экзотических для западной публики инструментов. В течение 15 лет, начиная с 1997 года, ...
Название этого альбома - Blind Passion («Слепая страсть») имеет двойной смысл и тесно связано с личностью и жизненным путем его создательницы. Британская джазовая вокалистка Катриона Тейлор родилась в спортивной семье: ее отец Роджер Тейлор входил в ...
Пианист и композитор Кит Браун родился в Мемфисе, рос в Ноксвилле, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Джаз он начал играть по современным меркам довольно поздно, в 18 лет, но прогрессировал очень быстро и сегодня может записать в свой актив ...
Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, ...
Нашим читателям уже доводилось знакомиться с совместными работами американца Кевина Кастнинга и венгра Шандора Сабо, двух прекрасных гитаристов и, одновременно, мастеров, постоянно работающих над усовершенствованием любимого инструмента. Их игра – ...
Два гитариста-виртуоза, каждый из которых еще и постоянно думает о совершенствовании своего любимого инструмента. И если англичанин Марк Уингфилд, блистательный звукоинженер по совместительству, более увлечен разнообразными способами изменения, ...
Отличный подарок всем любителям гитарной музыки. Правда, не взыщите, если звучание вашего любимого инструмента вы не всегда узнаете… Впрочем, обо всем по порядку. Американец Кевин Кастнинг (р.1961) – не просто опытный и высококлассный гитарист (в ...
Кевина Кастнинга, американского гитарного волшебника – как по мастерству игры, так и по изобретательности в создании новых версий инструмента – наши читатели уже успели узнать по рецензиям на его альбомы Ethereal IV с Шандором Сабо и Балашем Майором ...