Швейцарский саксофонист, композитор и педагог (с 1998 года – профессор по классу саксофона и импровизации на факультете джаза в Высшей школе искусств в Цюрихе) Кристоф Граб – музыкант весьма опытный. Он работал с целым рядом известных мастеров американского и европейского джаза, играл во множестве различных коллективов, да и сам параллельно руководит несколькими собственными проектами: Blossom, Reflections, Root Area. Вот о последнем сегодня и пойдет речь.
Название Root Area естественным образом навевает мысли о чем-то фольклорном, этническом, «корневом». Забегая вперед, скажу, что в представляемом альбоме есть одна композиция, навеянная швейцарским фольклором (Meiteli wänn du witt go tanze), но не он делает здесь погоду. «Корни» в этом проекте Кристофа уходят очень далеко: прямо за океан. Граба привлекла музыка в стиле соул-джаза, и в трио с органистом (какой же соул-джаз без хэммонд-органа!) Марселем Томи и ударником Эльмаром Фраем Кристоф успешно концертировал и выезжал в гастрольные туры несколько лет. Но затем его саксофон почувствовал себя несколько одиноко в общем саунде, и Граб усилил команду двумя саксофонистками: сначала Николь Йохантген, играющей на альте, а затем тенор-саксофонисткой Викторией Мозалевской (не нужно быть большим лингвистом, чтобы услышать в этом имени нечто из наших, пост-советских краев, и действительно, родом она из Казахстана). Вот таким квинтетом и был записан альбом, названный без затей также, как и сам проект: Root Area.
Итак, имеем: приличная духовая секция из трех голосов, хэммонд-орган и ударные – состав не тривиальный. Заметьте: Кристоф обходится без контрабаса, главной ритмической основы большинства джазовых комбо, его функции с успехом выполняет Томи на хэммонде. И именно на сочетании саксофонного трио с хэммонд-органом строится саунд Root Area. И в веселых, энергичных номерах с хорошим драйвом, вроде титульной композиции, и в более меланхолично-душевных (соул!) пьесах типа Harlequin, звучит все очень вкусно и привлекательно. Граб иногда выступает в качестве главного солиста, а чаще саксофоны звучат унисон, превращая Root Area в этакий микро-биг-бэнд, как в композиции Love in the Mist, единственной пьесе написанной не лидером команды, а ударником Эльмаром Фраем. Томи может быть и незаметным, скромно поддерживая ритм и отделываясь короткими репликами, но когда он выходит на авансцену, то зажигает, что твой Джимми Смит. На мой вкус, особенно выразительно его хэммонд прозвучал в композиции In Communion, посвященной индийскому философу Кришнамурти. А в общем, ни одного скучного трека я здесь не услышал. Надеюсь, что мастера соул-джаза из альпийской республики понравятся не только мне.
На джазовой сцене Нью-Йорка хватает классных скрипачей, но вряд ли кто-то сравнится с Кертисом Стюартом по оригинальности. Я пришел к этому выводу еще пять лет назад, познакомившись с его альбомом Of Colors (2016), удивившим сочетанием «в одном ...
Ансамбль импровизационной музыки Cyclone Trio возник в австралийском Брисбене, столице штата Куинсленд, в 2013 году. Своим созданием он обязан решением двух барабанщиков, уроженца английского Ньюкасла Тони Ирвина и коренного австралийца Тима Грина, ...
Если мне не изменяет память, впервые на страницах сайта мы представляем биг-бэнд из Франции. И сразу – один из лучших, и с очень интересной работой. Аранжировщик Кристоф Даль Сассо основал этот коллектив в 1996 году. К тому времени на его счету уже ...
Wrongs, третий альбом в дискографии канадского гитариста и композитора Дэна Питта, - хороший повод для знакомства с творчеством этого музыканта из Торонто. Дэн уже несколько лет весьма активен на местной джазовой сцене. Wrongs предшествовали ...
Барабанщик и композитор Даниэле Кавалька до сих пор был мне знаком по участию в Claudio Scolari Project, оригинальном ансамбле, организованном в 2008 году двумя барабанщиками: Клаудио Сколари и Даниэле Кавалька. На нашем сайте публиковались рецензии ...
Если уж слушать бразильскую популярную музыку, то в исполнении больших мастеров! Именно таковыми являются Данило Брито и Жуан Луиш. Данило Брито – виртуоз мандолины, один из самых авторитетных в Бразилии, а также известный композитор и аранжировщик. ...
Пятнадцатилетним парнишкой Дэйв Либмэн, в феврале 1952 года, в нью-йоркском клубе Birdland, впервые увидел Джона Колтрейна. Тот день изменил всю его жизнь, направив ее в определенное русло. Колтрейн стал путеводной звездой на всем его долгом ...
Я в некоторой растерянности перед задачей писать об этом релизе. Я не знаю, о чем тут надо говорить больше – о создателе и исполнителях этой музыки или о человеке, вдохновившим автора на создание этого произведения. И начать все-таки, мне кажется, ...
Очень успешный и очень известный (в том числе и нашим читателям) американский гитарист Дэйв Страйкер выпускает в начале марта на своем лейбле Strikezone Records новый альбом Baker’s Circle. Если его предыдущая работа Blue Soul была сделана с большим ...
4 марта 2020 года гитарист Дэйв Такер пригласил в лондонский клуб Cafe Oto трех своих коллег – пианиста и клавишника Пата Томаса, гитариста Тарстона Мура и ударника Марка Сандерса, высказав «обоснованное предположение» (Educated Guess), что ...
Басист, композитор, педагог и бэнд-лидер Дэйв Цинно уже не первый год входит в ростер музыкантов, сотрудничающих с лейблом Whaling City Sound, и наши читатели не раз встречали это имя в обзорах его релизов на сайте. Два года назад публиковался у нас ...
Баритон-саксофонист Дэвид Ларсен, опытный музыкант, собравший дипломы нескольких университетов и сейчас получающий очередную степень в Университете штата Вашингтон, в своем очередном, далеко не первом альбоме, представил прекрасный трибьют своему ...