Обычно Юрий присылает к нам на сайт линки к нескольким альбомам – на выбор. Так было и в этот раз. Но, думаю, и сам Юрий не сомневался, какой альбом я выберу для прослушивания и комментариев. Разумеется, этот! Совершенно неизвестное мне имя на обложке и известное любому мало-мальски культурному человеку название на той же обложке, только по-словацки: Majster a Margaréta.
Культовый роман Булгакова не раз, с большим или меншим успехом, экранизировали. Но в музыке? До сих пор мне был известен только один прецедент. Марианна Фэйтфул подсунула только что изданный на Западе роман «Мастер и Маргарита» своему тогдашнему бойфренду Мику Джеггеру. Лидер Rolling Stones под впечатлением от этой книги сочинил песню, вошедшую в золотой список хитов группы – Sympathy for the Devil (1968). Но прямой связи с книгой в ней все же нет. И вот – Словакия, далеко не самая джазовая страна Европы. Молодая по джазовым меркам женщина, Сиса Михалидесова выпускает в 2021 году альбом, полностью посвященный творению Булгакова, альбом, в котором каждый из 13 треков связан с тем или иным эпизодом романа. Дерзко? Безусловно! Интересно? Еще бы! И кто же эта смелая женщина?
Сиса Михалидесова в своей стране – человек известный. Родилась она в Братиславе в семье музыкантов (мама играет на органе, папа – на гобое). Джазом увлеклась довольно поздно, уже в годы обучения в столичной консерватории, но зато очень активно. Она выступает с разными коллективами, пишет музыку для театральных постановок (не только дома, но и в Польше), для кино, телевидения. Первый альбом Сисы вышел в 2006 году, а нынешний – уже двенадцатый в ее дискографии. При этом в последние годы ее карьера уверенно идет в гору. Два предыдущих альбома Сисы - The Dream Rhapsody и Chloe принесли ей словацкую премию Jazz Esprit за лучший альбом года соответственно в 2015 и 2017 годах.
В новом проекте Михалидесова – прежде всего композитор, хотя еще и играет на флейте, клавишах, активно использует сэмплы и даже поет (кстати, очень здорово!) в одном из треков. Но во главе угла здесь все же именно сочиненная ею музыка. Как известно, в романе параллельно разворачиваются три линии: библейская (история Иешуа), дьяволиада (все, что связано с Воландом) и история любви Мастера и Маргариты на фоне совдеповской Москвы 20-х годов и ее реалий. Библейской линии Сиса посвятила только одну композицию: Pilátova dilema, правда, очень яркую: прог-роковый ритм, много электроники, флейта Сисы, гитара Павола Березы и вокал Линды Балловой. Остальные пьесы отражают две другие линии романа. Михалидесова выстраивает программу вне связи с последовательностью булгаковского текста, хотя открывает альбом все же история разлившей масло Аннушки (Aňuška už rozliala...), а завершает – финал истории двух влюбленных (Odpustenie a večný pokoj). Пять композиций представляют собой короткие, до двух минут, интерлюдии, разделяющие более масштабные треки. Словацкий критик Ян Хоцек очень зорко усматривает в этих оркестровых миниатюрах связь с музыкой Стравинского и Шостаковича (наверное, раннего). На мой вкус, особенно подходит к такому сравнению Varieté. Среди «больших» пьес выделю титульную и финальную композиции, Lietajúce prasa (это о полете превращенного в свинью незадачливого соседа Маргариты) и самую лиричную во всей сюите композицию Frida, где звучит вокал самой Сисы под аккомпанемент проникновенной партии Корнеля Фекете-Ковача на флюгельгорне.
К записи альбома Сиса привлекла большую группу музыкантов. Тут и клавишники, и гитаристы, и духовики, и струнный квартет. Все музыканты – хорошо знакомые ей соотечественники, за исключением того самого Фекете-Ковача, гостя проекта из Венгрии. Кстати, не обязательная, но любопытная информация: кларнетист Николай Никитин, несмотря на русские имя и фамилию, - коренной словак, хотя и русского происхождения (его дедушка был белым офицером и осел в Словакии в первую волну эмиграции из России). Но вернемся к основной теме. На мой взгляд, альбом получился. Сисе Михалидесовой удалось создать цельное произведение, со своей структурой, со своей внутренней логикой, очень красочное, с гармоничным сочетанием акустики и электроники. По стилистике – это смесь элементов современного джаза, прог-рока и академической музыки. Можно дискутировать на тему адекватности воплощения музыкальными средствами многослойного романа, но я не представляю себе человека, особенно на родине писателя, кому не интересно было бы познакомиться с этой работой. А оценки могут быть разными, это уж кому как…
Давний партнер нашего сайта, греческий гитарист Тассос Спилиотопулос немного ошибся в своем письме, сопровождавшем линк к новому релизу. Он написал, что на jazzquad.ru рецензировались два его предыдущих альбома. Нет, Тассос, мы обозревали все три ...
Представление этого альбома имеет смысл начать с небольшой ретроспекции. Итак, 1965 год. Два апрельских концерта комбо с участием двух ведущих трубачей эры хард-бопа, Фредди Хаббарда и Ли Моргана, в одном из клубов Бруклина лейбл Blue Note превратил ...
Давид Рестиво, трехкратный обладатель титула «пианист года» и соответствующей национальной премии в области джаза в Канаде, – не новое имя для наших читателей. В 2016 году сайт писал о его альбоме The Waves (и там же приведены некоторые подробности ...
Если вы живете не в Балтиморе или Вашингтоне, то вряд ли ранее слышали музыкантов, объединившихся в коллектив The Grasso-Ravita Jazz Ensemble. Все они хорошо известны – но на региональном уровне. Все много играли в различных местных джазовых ...
Канадский музыкант Кертис Эндрюс из Ванкувера, Британская Колумбия – один из тех не часто встречающихся людей, для которых главным стимулом к творчеству является неукротимая жажда познания. Барабанщик и композитор Эндрюс не довольствовался ...
NDR Bigband или Оркестр Северогерманского радио из Гамбурга – один из двух лучших джазовых оркестров Германии (второй – это, на мой взгляд, WDR Bigband из Кельна). Неоднократно на нашем сайте рецензировались альбомы, записанные видными джазовыми ...
Гитарист и композитор Тим Кобза живет и работает в Лос-Анджелесе. Его путь в Калифорнию пролегал из родной Омахи через Техас, где в Дейтоне он учился в Университете Северного Техаса. Там же началась его карьера профессионального музыканта, ...
Бостон – и далее везде: так с точки зрения географии выглядит карьера саксофониста и композитора Тима Майера. Жизнь джазового профессионала забрасывала его в самые разные уголки мира. Какое-то время он работал на круизных судах, выступал в Колумбии ...
Первый для нашего сайта релиз от молодого независимого лейбла из Аргентины Isla Desierta Discos и первая встреча с гитаристом и композитором из Буэнос-Айреса Томасом Кабадо (р.1993). Этот музыкант изучал композицию в Национальном университете ...
С 2004 года японская скрипачка Томоко Омура живет в США. Как водится: сначала учеба в Беркли, потом погружение в Нью-Йорк. На этой гигантской сцене трудно найти свое собственное лицо, сделать так, чтобы тебя запомнили. Томоко это удалось. Помогла ...
Польский лейбл 1000 Hz Records продолжает свою уникальную работу по открытию для мира музыки из Малави. Название нового альбома Umoyo Wa Muthempire означает в переводе на английский Live In The Temple. О каком храме здесь идет речь? Малави – ...
В 2010 году британская группа Transglobal Underground, удачно сочетающая в своем творчестве электронику, фолк и world music, получив грант от Евросоюза, выпустила получивший широкую известность альбом U.N.I.T.E. (Urban Native Integrated Traditions ...