Обычно Юрий присылает к нам на сайт линки к нескольким альбомам – на выбор. Так было и в этот раз. Но, думаю, и сам Юрий не сомневался, какой альбом я выберу для прослушивания и комментариев. Разумеется, этот! Совершенно неизвестное мне имя на обложке и известное любому мало-мальски культурному человеку название на той же обложке, только по-словацки: Majster a Margaréta.
Культовый роман Булгакова не раз, с большим или меншим успехом, экранизировали. Но в музыке? До сих пор мне был известен только один прецедент. Марианна Фэйтфул подсунула только что изданный на Западе роман «Мастер и Маргарита» своему тогдашнему бойфренду Мику Джеггеру. Лидер Rolling Stones под впечатлением от этой книги сочинил песню, вошедшую в золотой список хитов группы – Sympathy for the Devil (1968). Но прямой связи с книгой в ней все же нет. И вот – Словакия, далеко не самая джазовая страна Европы. Молодая по джазовым меркам женщина, Сиса Михалидесова выпускает в 2021 году альбом, полностью посвященный творению Булгакова, альбом, в котором каждый из 13 треков связан с тем или иным эпизодом романа. Дерзко? Безусловно! Интересно? Еще бы! И кто же эта смелая женщина?
Сиса Михалидесова в своей стране – человек известный. Родилась она в Братиславе в семье музыкантов (мама играет на органе, папа – на гобое). Джазом увлеклась довольно поздно, уже в годы обучения в столичной консерватории, но зато очень активно. Она выступает с разными коллективами, пишет музыку для театральных постановок (не только дома, но и в Польше), для кино, телевидения. Первый альбом Сисы вышел в 2006 году, а нынешний – уже двенадцатый в ее дискографии. При этом в последние годы ее карьера уверенно идет в гору. Два предыдущих альбома Сисы - The Dream Rhapsody и Chloe принесли ей словацкую премию Jazz Esprit за лучший альбом года соответственно в 2015 и 2017 годах.
В новом проекте Михалидесова – прежде всего композитор, хотя еще и играет на флейте, клавишах, активно использует сэмплы и даже поет (кстати, очень здорово!) в одном из треков. Но во главе угла здесь все же именно сочиненная ею музыка. Как известно, в романе параллельно разворачиваются три линии: библейская (история Иешуа), дьяволиада (все, что связано с Воландом) и история любви Мастера и Маргариты на фоне совдеповской Москвы 20-х годов и ее реалий. Библейской линии Сиса посвятила только одну композицию: Pilátova dilema, правда, очень яркую: прог-роковый ритм, много электроники, флейта Сисы, гитара Павола Березы и вокал Линды Балловой. Остальные пьесы отражают две другие линии романа. Михалидесова выстраивает программу вне связи с последовательностью булгаковского текста, хотя открывает альбом все же история разлившей масло Аннушки (Aňuška už rozliala...), а завершает – финал истории двух влюбленных (Odpustenie a večný pokoj). Пять композиций представляют собой короткие, до двух минут, интерлюдии, разделяющие более масштабные треки. Словацкий критик Ян Хоцек очень зорко усматривает в этих оркестровых миниатюрах связь с музыкой Стравинского и Шостаковича (наверное, раннего). На мой вкус, особенно подходит к такому сравнению Varieté. Среди «больших» пьес выделю титульную и финальную композиции, Lietajúce prasa (это о полете превращенного в свинью незадачливого соседа Маргариты) и самую лиричную во всей сюите композицию Frida, где звучит вокал самой Сисы под аккомпанемент проникновенной партии Корнеля Фекете-Ковача на флюгельгорне.
К записи альбома Сиса привлекла большую группу музыкантов. Тут и клавишники, и гитаристы, и духовики, и струнный квартет. Все музыканты – хорошо знакомые ей соотечественники, за исключением того самого Фекете-Ковача, гостя проекта из Венгрии. Кстати, не обязательная, но любопытная информация: кларнетист Николай Никитин, несмотря на русские имя и фамилию, - коренной словак, хотя и русского происхождения (его дедушка был белым офицером и осел в Словакии в первую волну эмиграции из России). Но вернемся к основной теме. На мой взгляд, альбом получился. Сисе Михалидесовой удалось создать цельное произведение, со своей структурой, со своей внутренней логикой, очень красочное, с гармоничным сочетанием акустики и электроники. По стилистике – это смесь элементов современного джаза, прог-рока и академической музыки. Можно дискутировать на тему адекватности воплощения музыкальными средствами многослойного романа, но я не представляю себе человека, особенно на родине писателя, кому не интересно было бы познакомиться с этой работой. А оценки могут быть разными, это уж кому как…
Даже и не знаю, кто в образе Дон Кихота собирается на обложке атаковать концертный рояль: автор альбома Descarga for Bud испанский пианист Алекс Конде или герой его альбома? А герой – личность более, чем известная. Это легендарный джазовый пианист, ...
Алекс Лефевр и музыканты его квартета живут и работают в Монреале, во франкоязычной части Канады. Композитор, бас-гитарист и педагог Алекс Лефевр – заметная фигура местной джазовой сцены. Ансамбль Parc X Trio, одним из основателей которого он ...
Этим текстом мы впервые вступаем в музыкальный мир барабанщика и композитора Алекса Лулудиса, а заодно, впервые знакомимся с релизом бельгийского лейбла из Брюсселя Off Recordings. Родом Алекс из Северной Греции, из маленького городка Драма. Уже в ...
Александр Беетс – это Игорь Бутман нидерландского джаза (кстати, им приходилось играть вместе). Оба – саксофонисты, и саксофонисты классные, оба предпочитают мэйнстрим и, наконец, оба являются еще и заметными общественными фигурами в джазовой жизни ...
У меня не слишком много информации об этом российском дуэте из Санкт-Петербурга. Не знаю даже, когда Алексей Орлов и Виктор Архаров решили работать вместе. Но музыканты уже выпустили свой дебютный альбом Wholesome Influence, где Алексей играл на ...
Если вы думаете, что скрипка – это не тот инструмент, который олицетворяет латинский джаз, то альбом Inheritance от Али Белло и его The Sweet Wire Band поможет вам изменить это мнение. Уже более двадцати лет венесуэльский скрипач Али Белло живет и ...
Признаюсь, никогда ранее мне не приходилось сталкиваться с работами музыканта из Брунея. Поэтому альбом Nusantarafrika вызвал особый интерес. Его создатель – Алиф «Алифчиф» Ахмад, певец и гитарист из Брунея, который последние пять лет живет в ...
Любой знающий и любящий джаз человек, увидев на обложке альбома имя Джейн Айры Блум, должен немедленно приступать к прослушиванию, потирая руки от предстоящего удовольствия. Оно гарантировано: не зря из года в год американская Ассоциация джазовых ...
Настоящий парад альт-саксофонов устроили трое музыкантов из Чикаго в своем проекте, который так и называется – Altoizm. Из всех троих на нашем сайте до сих пор был представлен только Грег Уорд, как в качестве лидера, так и сайдмена. А вот Раджив ...
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...