Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в современном джазе. Ледерер с удовольствием исполняет латинскую музыку, работал в этой сфере с Бобби Санабрия и Джимми Бошем, любит Джефф и фри-джаз. Но есть у него и весьма специфические в плане тематики работы, которые делают его творчество в известном смысле уникальным. В свое время в Оберлинском колледже в Огайо Ледерер изучал занятную дисциплину под названием «сравнительное религиоведение» и интерес к различным духовным учениям перенес и в свое музыкальное творчество. Целых два альбома Ледерер со своей группой Shaker n' Bakers посвятил джазовым интерпретациям музыки христианской секты шейкеров (трясунов), когда-то отколовшейся от квакеров и в ХIХ веке довольно популярной в США. А в новейшем альбоме Eightfold Path, изданном его небольшим лейблом Little (i) Music, Джефф обратился к буддизму.
Подчеркиваю – обратился к буддизму, а не обратился в буддизм. Это учение в форме дзен-буддизма было особенно популярно у битников и близкого к ним узкого круга американских интеллектуалов: достаточно почитать книги Керуака или Селинджера. Есть в Штатах весьма известные личности, исповедующие учение Будды и сегодня: самый известный буддист Америки – это, конечно, актер Ричард Гир, а в джазе самый известный буддист – без сомнения, Херби Хэнкок. Как говорит сам Ледерер, он не является практикующим буддистом, но, относясь к буддизму с интересом и симпатией, задался целью изложить основы буддистского учения на языке джаза. Так родился альбом Eightfold Path («Восьмеричный путь»).
Восьмеричный путь – указанный самим Буддой путь освобождения от сансары, полного страданий цикла рождений и смертей. Его называют еще срединным путем, так как он лежит между мирскими удовольствиями и самоистязанием. Сводится восьмеричный путь к восьми правилам, которым следуют в своей жизни последователи Будды. В Eightfold Path Ледерера, естественно, восемь пьес, каждая из которых посвящена одному из этих правил.
К записи альбома Джефф привлек свой квартет Sunwatcher, основанный и выпустивший свой первый альбом еще десять лет назад. В нынешнем варианте квартета сменился только басист и, я думаю, квартет теперь с полным правом можно назвать звездным. Судите сами. В рядах Sunwatcher мы видим все того же ударника Мэтта Уилсона, басиста Стива Своллоу, легендарного ветерана, многолетнего партнера Гэри Бертона (и супруга Карлы Блей) и, наконец, самого длиннобородого джазмена Америки, виртуозного пианиста и органиста Джейми Сафта, хорошо известного по записям с Зорном и на лондонском авангардном лейбле RareNoise Records.
Задача, поставленная перед собой Джеффом Ледерером, прямо скажем, дерзновенная. Толкованиям восьмеричного пути посвящены десятки книг, здесь мы имеем сорокасемиминутный инструментальный альбом. Похоже, из меня адепта учения Будды после прослушивания Eightfold Path не получится, но сам альбом я слушал с огромным удовольствием. Решил его Джефф в новоджазовой эстетике и практически постоянный «горячий» дуэт двух главных голосов – саксофона Ледерера и хэммонд-органа Сафта просто великолепен. Пересказывать эту музыку словами не берусь, ее надо услышать, это насторящий фейерверк креативности. Лично для меня вершинами альбома стали два «правила» восьмеричного пути: Right Action и Right Recolve. Многое в музыке Ледерера идет от фри-джаза, но весьма часто орган и саксофон ведут диалог на фоне вполне регулярного и даже жесткого ритма. А в финальном треке Right Mindfulness Сафт неожиданно переходит с органа на классическое фортепьяно и его спокойное звучание действительно направляет ваши мысли в медитативное русло. Если Ледерер добивался именно такого эффекта, то это у него получилось здорово. Как и весь альбом.
С Массимо Биолкати, живущим в США итало-шведским басистом и композитором, мы познакомились в прошлом году на его втором сольном альбоме Incontre. В том же обзоре можно найти основные штрихи его творческой биографии, поэтому теперь давайте сразу ...
Веяние времени – из разных уголков мира, от разных музыкантов и сделанные в разной стилистике, приходят к нам альбомы, музыка которых создавалась, когда ее творцы были заперты локдауном в своих домах, или тематически связанная со страшным бедствием, ...
Наши читатели уже имели возможность познакомиться и с работами флейтиста и саксофониста из аргентинского города Ла Плата Матиаса Формики (последняя – дуэт с басистом Джонатаном Шеноне Aislados (2021), и с релизами возглавляемого им лейбла Numeral. И ...
Cuentos с испанского можно перевести, как «короткие истории» или, если вам больше нравится, «рассказики». Этим словом басист и композитор, шеф лейбла ears&eyes Records Мэттью Голомбиски, обозначает придуманную им творческую игру для ...
Наверное, сам Вуди Херман в 1947 году не ожидал, что такой успех выпадет на долю его «Второго Стада», в составе которого был сформирован блистательный саксофонный квартет Four Brothers, состоящий из Зута Симса, Сержа Чалоффа, Херби Стюарда и Стена ...
Мы уже знакомились в этом году с «канадским» альбомом Мэтти Стекса Long Time Ago Rumble его ансамбля Matty Stecks & Musical Tramps и с изданной в этом году архивной записью концерта его американской группы Matty Stecks & Dead Cat Bounce под ...
Басист Маурисио Джей Родригес родился и сформировался, как музыкант на Кубе, много гастролировал в составе квартета Fervet Opus. В 1994 году он переехал в Венсуэлу, прподавал здесь в консерватории и играл с симфоническим оркестром, а в 2001 году ...
Игривая обложка, игривое название пьесы и альбома (Tiptoes по-английски – это кончики пальцев ног) – это все второй альбом американского мультиинструменталиста и композитора из Лос-Анджелеса Макса Хайстайна. Музыка окружала его с детства: отец Макса ...
Очень необычно и очень интересно! Не пропустите этот альбом! – этими словами в прошлом году я заканчивал текст, посвященный альбому живущего в США турецкого композитора Мехмета Али Санлыкола The Rise Up: Stories of Strife, Struggle and Inspiration – ...
В 2019 году я имел удовольствие познакомиться с творчеством живущей в США турецкой вокалистки Мелбриз, послушав и написав рецензию на ее десятый альбом Amethyst. «Имел удовольствие» в данном случае не просто фигура речи, а вполне конкретное ощущение ...
Майкл Файнберг живет и работает в Нью-Йорке, но вообще он – южанин: родился в Атланте, диплом получил в Университете Майами. Этот басист начинал в свое время в квартете Расселла Ганна, а стех пор переиграл со множеством музыкантов, в том числе ...
С обложкой, заставляющей вспомнить давнишний фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар», представляет свой новый альбом Future Shock композитор и клавишник Майкл Уэлен. Он – личность весьма примечательная. Майкл – двукратный обладатель ...