Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в современном джазе. Ледерер с удовольствием исполняет латинскую музыку, работал в этой сфере с Бобби Санабрия и Джимми Бошем, любит Джефф и фри-джаз. Но есть у него и весьма специфические в плане тематики работы, которые делают его творчество в известном смысле уникальным. В свое время в Оберлинском колледже в Огайо Ледерер изучал занятную дисциплину под названием «сравнительное религиоведение» и интерес к различным духовным учениям перенес и в свое музыкальное творчество. Целых два альбома Ледерер со своей группой Shaker n' Bakers посвятил джазовым интерпретациям музыки христианской секты шейкеров (трясунов), когда-то отколовшейся от квакеров и в ХIХ веке довольно популярной в США. А в новейшем альбоме Eightfold Path, изданном его небольшим лейблом Little (i) Music, Джефф обратился к буддизму.
Подчеркиваю – обратился к буддизму, а не обратился в буддизм. Это учение в форме дзен-буддизма было особенно популярно у битников и близкого к ним узкого круга американских интеллектуалов: достаточно почитать книги Керуака или Селинджера. Есть в Штатах весьма известные личности, исповедующие учение Будды и сегодня: самый известный буддист Америки – это, конечно, актер Ричард Гир, а в джазе самый известный буддист – без сомнения, Херби Хэнкок. Как говорит сам Ледерер, он не является практикующим буддистом, но, относясь к буддизму с интересом и симпатией, задался целью изложить основы буддистского учения на языке джаза. Так родился альбом Eightfold Path («Восьмеричный путь»).
Восьмеричный путь – указанный самим Буддой путь освобождения от сансары, полного страданий цикла рождений и смертей. Его называют еще срединным путем, так как он лежит между мирскими удовольствиями и самоистязанием. Сводится восьмеричный путь к восьми правилам, которым следуют в своей жизни последователи Будды. В Eightfold Path Ледерера, естественно, восемь пьес, каждая из которых посвящена одному из этих правил.
К записи альбома Джефф привлек свой квартет Sunwatcher, основанный и выпустивший свой первый альбом еще десять лет назад. В нынешнем варианте квартета сменился только басист и, я думаю, квартет теперь с полным правом можно назвать звездным. Судите сами. В рядах Sunwatcher мы видим все того же ударника Мэтта Уилсона, басиста Стива Своллоу, легендарного ветерана, многолетнего партнера Гэри Бертона (и супруга Карлы Блей) и, наконец, самого длиннобородого джазмена Америки, виртуозного пианиста и органиста Джейми Сафта, хорошо известного по записям с Зорном и на лондонском авангардном лейбле RareNoise Records.
Задача, поставленная перед собой Джеффом Ледерером, прямо скажем, дерзновенная. Толкованиям восьмеричного пути посвящены десятки книг, здесь мы имеем сорокасемиминутный инструментальный альбом. Похоже, из меня адепта учения Будды после прослушивания Eightfold Path не получится, но сам альбом я слушал с огромным удовольствием. Решил его Джефф в новоджазовой эстетике и практически постоянный «горячий» дуэт двух главных голосов – саксофона Ледерера и хэммонд-органа Сафта просто великолепен. Пересказывать эту музыку словами не берусь, ее надо услышать, это насторящий фейерверк креативности. Лично для меня вершинами альбома стали два «правила» восьмеричного пути: Right Action и Right Recolve. Многое в музыке Ледерера идет от фри-джаза, но весьма часто орган и саксофон ведут диалог на фоне вполне регулярного и даже жесткого ритма. А в финальном треке Right Mindfulness Сафт неожиданно переходит с органа на классическое фортепьяно и его спокойное звучание действительно направляет ваши мысли в медитативное русло. Если Ледерер добивался именно такого эффекта, то это у него получилось здорово. Как и весь альбом.
Если ваш папа – опытный джазовый пианист, как Смит Добсон, двадцать лет работавший с Бобби Хатчерсоном, а ваша мама – джазовая вокалистка, как Гейл Добсон, то выбора у вас немного. Один путь – послать к черту донельзя надоевшую музыку и заняться ...
Американский басист, аргентинский пианист и кубинский барабанщик записали вместе альбом The Buzz, который появится на лейбле 577 Records в начале октября. На его обложке, однако, стоит только одно имя: Шон Конли. Дело в том, что большая часть (шесть ...
Удивительным образом пандемия повлияла на активность джазовых музыкантов. Лишенные возможности живых выступлений в период локдауна, запертые в стенах своих домов, многие из них не перестали творить и все чаще начали – в одиночку или группами – ...
За творчеством талантливого композитора и мультинструменталиста из Чикаго Шона Максвелла наш сайт следит давно, с самого первого его альбома Originals (2005). Практически всегда, в любых работах, Шон исполняет в разных форматах свою оригинальную ...
Конечно, ансамбль под названием Shijin не может не быть квартетом. Ведь «шицзин» - одно из основополагающих понятий древней китайской философии - стражи четырех сторон света: черная черепаха (символы: север, зима и вода), белый тигр (символы: запад, ...
Динамичный фрагмент картины немецко-швейцарского авангардиста Пауля Клее украшает обложку нового альбома французского джазового пианиста Симона Чиваллона. Это не первая его работа, но впервые Симон избрал формат классического джазового фортепьянного ...
Обычно Юрий присылает к нам на сайт линки к нескольким альбомам – на выбор. Так было и в этот раз. Но, думаю, и сам Юрий не сомневался, какой альбом я выберу для прослушивания и комментариев. Разумеется, этот! Совершенно неизвестное мне имя на ...
Историческую значимость этого релиза для прогрессивной музыки в целом, для истории великой группы Soft Machine и даже для рождения лейбла MoonJune Records трудно переоценить. Его история связана с неутомимой и кропотливой работой будущего шефа ...
Иранские исполнители автоматически ассоциируются с этнической музыкой своей страны с богатейшими музыкальными традициями. Не избежал этнических моментов и этот проект, но иранский кларнетист, саксофонист и электронщик Сохейль Пейгамбари в альбоме ...
Соми Какома, выступающая под артистическим именем Соми, родилась в американском штате Иллинойс, но ее генетическая связь с Африкой очень тесна: родители Соми – иммигранты из Руанды и Уганды. Она – разносторонне талантливый человек: поет, пишет ...
Петербургский саксофонист Антон Рязанов по отношению к нашему сайту выглядит этаким астероидом со сложной траекторией. Изначально он был «замечен нашими телескопами» в альбоме Under The Basеboard (2015) минско-питерской команды Dead Frank в качестве ...
Не могу сказать, что саунд этого альбома похож на «фирменную» продукцию MoonJune Records, но, с другой стороны, этим релизом Леонардо Павкович продолжает другую традицию своего лейбла – продвигать музыку компатриотов основателя MoonJune по бывшей ...