Коллеги из «Джазиста» даже не подозревают, какой славный подарок сделали мне, прислав для обзора новый альбом Абдуллы Ибрахима. Дело в том, что этот замечательный южноафриканский пианист и композитор, уже давно входит в группу моих любимых мастеров джаза. Впервые я услышал его музыку много лет назад, но уже во времена, когда он, приняв ислам, превратился из Доллара Бренда (и это тоже не настоящее имя) в Абдуллу Ибрахима. В конце прошлого и начале нынешнего века довелось обозревать для «Jazz-Квадрата» несколько его работ для Enja, включая знаменитую «Африканскую сюиту» (бОльшая и, возможно, лучшая часть его дискографии издана у Маттиаса Винкельмана, на этом втором по известности мюнхенском лейбле). Именно тогда я и «прикипел душой» к этому музыканту, сравнение которого с Дюком Эллингтоном стало общим местом в джазовой прессе. Попутно не могу не вспомнить, что Дюк, случайно познакомившись с африканцем во время европейских гастролей, очень привечал его и много сделал для его американо-европейской «раскрутки». Но первый свой альбом Доллар Бренд выпустил еще раньше, страшно подумать, еще в 1960 году! На переломе веков он уже был, мягко говоря, не молод, ну, а вышедший осенью 2021 года сольный альбом с «говорящим» названием Solotude (Solo + Solitude) запечатлел записи 87-летнего ветерана.
Живущий преимущественно в Европе, хотя и частенько появляющийся на родине после демонтажа политики апартеида, Абдулла Ибрахим каждый год к своему дню рождения, 9 октября (в один день с Ленноном, но на шесть лет раньше) давал сольный концерт в отличном по акустике зале Хирцингер Холл в маленьком баварском городке Ридеринг. Пандемия и локдаун помешали очередному такому концерту. Но это не остановило Абдуллу Ибрахима. В пустом зале он сыграл программу, превратившуюся в альбом Solotude, где ниже названия есть еще и подзаголовок: «Мой путь. Мой взгляд». Точный подзаголовок. Очень пожилой музыкант вспоминает свою жизнь и свою музыку. Он играет свои знаменитые композиции: Mindiff , Blue Bolero, Blues For A Hip King, District 6 (район в Кейптауне, где он вырос) и другие. Хотя в альбом вошло целых двадцать треков, он звучит меньше сорокапяти минут. Кто-то может сравнить программу с монологом глубокого старика, который забывает, что уже говорил о чем-то и вновь повторяет то же самое. Но это только на первый и не очень добросовестный взгляд. Да, такие названия, как Blue Bolero или District 6 повторяются в списке треков трижды и дважды соответственно. Сыграв основную версию, Ибрахим, порой лишь на пару десятков секунд, вновь обозначает вариацию этой же темы. Он свободен и раскован, ему не надо никому ничего доказывать, он делает то, что считает нужным. И когда ему необходимо, он играет In-Tempo пять минут, а Once Upon A Midnight – шесть с половиной. А уже стартовая Mindiff ясно показывает, с музыкантом какого калибра вы встречаетесь в этой работе.
Абдулла Ибрахим верен себе. В музыке этого африканца трудно найти что-нибудь «типично африканское». Крайне редко в его работах встречались прямые отсылки к африканскому или исламскому мелосу, в Solotude их нет вообще. Его музыка выглядит очень простой и естественной, никаких внешних эффектов, мягкое академическое туше и глубокое, философское, если хотите, отношение к материалу (именно тут корни сравнения с Эллингтоном). Но внимательно прослушав одну его композицию, вы вряд ли устоите против магии, скрытой в музыке Абдуллы Ибрахима и обязательно дослушаете весь альбом до конца. О чем конкретно эта музыка? Старый мастер говорит об этом в liner notes: «Мне было шесть лет, когда я взял одним указательным пальцем свою первую ноту на фортепьяно. Теперь, восемьюдесятью годами и десятью пальцами позже – путешествие, которое привело меня из Кейптауна во все уголки и ко всем наставникам мира – указательный палец играет сам по себе – одну ноту всеобщего единства. Мой прапрадед своим указательным пальцем раскрывал мне скрытую сущность растений, цветов, животных и звучание далеких холмов в пустыне Калахари. Мне было шесть лет». На мой взгляд, это поэзия. Поэзия, которая может помочь в понимании музыки Абдуллы Ибрахима.
Свое же отношение к ней я попытался сформулировать двадцать лет назад в одном из обзоров и сделал это так: «Внешне все выглядит очень просто, но это простота, идущая от высочайшего класса, это простота, в которой слились мудрость древнего континента, классическое чувство формы и джазовая свобода.» Подписываюсь под этими словами и сегодня.
Имя джазового ветерана Джо Чамберса (р.1942) звучало особенно громко в 60-е и 70-е годы. В тот период Джо работал с Эриком Долтфи, Чарли Мингусом, Уэйном Шортером, Чиком Кориа и особенно много – с Бобби Хатчерсоном. Его устраивала роль сайдмена и ...
Стройным и элегантным выглядит Джо Фэрнсуорт на обложке своего нового альбома City Of Sounds. Его можно принять за голливудского киноактера или преуспевающего бизнесмена, и только предметы, которые он держит в руках, выдают род его деятельности. ...
Уровень отеля принято определять количеством звезд. Отель наивысшего класса – это пять звезд. Квинтет тенор-саксофониста Джо Ловано и трубача Дэйва Дугласа Sound Prints – это тоже пять звезд – и в прямом, и в переносном смысле слова. Начнем с ...
Хотя на обложке альбома стоит только одно имя – Джоэль Фрам, по сути это дебютный альбом американо-канадского трио, возглавляемого известным нью-йоркским саксофонистом. Трио это (с басистом Дэном Лумисом и канадским ударником Эрнесто Червини) ...
Вот уже и и появляются в редакционной почте релизы будущего, 2021 года. И первой ласточкой стал альбом Honoring Louis Armstrong, альбом в высшей степени необычный. В чем тут особенность? Начну издалека. Всем известно понятие «кавер-бэнд». Это ...
Вы можете себе представить Джона Зорна, получающего Грэмми? Я - нет. Этот человек программно далек от всего мейнстримного, включая и мейнстримные лавры. И это не мешает Джону Зорну быть не только ярчайшей фигурой музыкального авангарда, не только ...
Очень кстати, как раз в разгар Олимпийских игр в Токио, к нам пришел линк на новый релиз британского лейбла ARC Music под названием Prayer’s Tale и с подзаголовком «Барабаны тайко и азиатская перкуссия». Барабаны тайко – характерная часть японской ...
В 1996 году тридцатилетний уроженец Нью-Йорка Джон Гордон взял главный приз на международном конкурсе имени Телониуса Монка среди саксофонистов. Этот факт сам за себя говорит об уровне его мастерства – и сегодня он не стал ниже, судя по альбому ...
Обычно британский лейбл ARC Music знакомит нас с образчиками этнической музыки из разных стран. В каждом случае эта этническая музыка сочинена и исполняется в рамках определенной музыкальной системы, присущей данному региону. Все не так с этим ...
Не знаю, кто проектировал обложку альбома Never Found a Way to Tame the Blues, но его работа заслуживает самой высокой оценки: классная идея, отличное сочетание цветов, лаконизм – мимо такой обложки трудно пройти мимо. Как, впрочем, и мимо музыки ...
За все годы нашей работы это всего лишь пятая по счету встреча с музыкантом из Доминиканской Республики – и музыкантом незаурядным. Джонатан Пинья Дулук (р.1976) живет в Сантьяго, втором по величине городе страны. Это чрезвычайно разносторонняя ...
Уже одно название альбома позволяет предположить, что дело тут не только в музыке. И это действительно так. Композитор и саксофонист из Северной Каролины, выпускник Мичиганского университета, Джозеф Хербст самым главным в своей жизни считает ...