Коллеги из «Джазиста» даже не подозревают, какой славный подарок сделали мне, прислав для обзора новый альбом Абдуллы Ибрахима. Дело в том, что этот замечательный южноафриканский пианист и композитор, уже давно входит в группу моих любимых мастеров джаза. Впервые я услышал его музыку много лет назад, но уже во времена, когда он, приняв ислам, превратился из Доллара Бренда (и это тоже не настоящее имя) в Абдуллу Ибрахима. В конце прошлого и начале нынешнего века довелось обозревать для «Jazz-Квадрата» несколько его работ для Enja, включая знаменитую «Африканскую сюиту» (бОльшая и, возможно, лучшая часть его дискографии издана у Маттиаса Винкельмана, на этом втором по известности мюнхенском лейбле). Именно тогда я и «прикипел душой» к этому музыканту, сравнение которого с Дюком Эллингтоном стало общим местом в джазовой прессе. Попутно не могу не вспомнить, что Дюк, случайно познакомившись с африканцем во время европейских гастролей, очень привечал его и много сделал для его американо-европейской «раскрутки». Но первый свой альбом Доллар Бренд выпустил еще раньше, страшно подумать, еще в 1960 году! На переломе веков он уже был, мягко говоря, не молод, ну, а вышедший осенью 2021 года сольный альбом с «говорящим» названием Solotude (Solo + Solitude) запечатлел записи 87-летнего ветерана.
Живущий преимущественно в Европе, хотя и частенько появляющийся на родине после демонтажа политики апартеида, Абдулла Ибрахим каждый год к своему дню рождения, 9 октября (в один день с Ленноном, но на шесть лет раньше) давал сольный концерт в отличном по акустике зале Хирцингер Холл в маленьком баварском городке Ридеринг. Пандемия и локдаун помешали очередному такому концерту. Но это не остановило Абдуллу Ибрахима. В пустом зале он сыграл программу, превратившуюся в альбом Solotude, где ниже названия есть еще и подзаголовок: «Мой путь. Мой взгляд». Точный подзаголовок. Очень пожилой музыкант вспоминает свою жизнь и свою музыку. Он играет свои знаменитые композиции: Mindiff , Blue Bolero, Blues For A Hip King, District 6 (район в Кейптауне, где он вырос) и другие. Хотя в альбом вошло целых двадцать треков, он звучит меньше сорокапяти минут. Кто-то может сравнить программу с монологом глубокого старика, который забывает, что уже говорил о чем-то и вновь повторяет то же самое. Но это только на первый и не очень добросовестный взгляд. Да, такие названия, как Blue Bolero или District 6 повторяются в списке треков трижды и дважды соответственно. Сыграв основную версию, Ибрахим, порой лишь на пару десятков секунд, вновь обозначает вариацию этой же темы. Он свободен и раскован, ему не надо никому ничего доказывать, он делает то, что считает нужным. И когда ему необходимо, он играет In-Tempo пять минут, а Once Upon A Midnight – шесть с половиной. А уже стартовая Mindiff ясно показывает, с музыкантом какого калибра вы встречаетесь в этой работе.
Абдулла Ибрахим верен себе. В музыке этого африканца трудно найти что-нибудь «типично африканское». Крайне редко в его работах встречались прямые отсылки к африканскому или исламскому мелосу, в Solotude их нет вообще. Его музыка выглядит очень простой и естественной, никаких внешних эффектов, мягкое академическое туше и глубокое, философское, если хотите, отношение к материалу (именно тут корни сравнения с Эллингтоном). Но внимательно прослушав одну его композицию, вы вряд ли устоите против магии, скрытой в музыке Абдуллы Ибрахима и обязательно дослушаете весь альбом до конца. О чем конкретно эта музыка? Старый мастер говорит об этом в liner notes: «Мне было шесть лет, когда я взял одним указательным пальцем свою первую ноту на фортепьяно. Теперь, восемьюдесятью годами и десятью пальцами позже – путешествие, которое привело меня из Кейптауна во все уголки и ко всем наставникам мира – указательный палец играет сам по себе – одну ноту всеобщего единства. Мой прапрадед своим указательным пальцем раскрывал мне скрытую сущность растений, цветов, животных и звучание далеких холмов в пустыне Калахари. Мне было шесть лет». На мой взгляд, это поэзия. Поэзия, которая может помочь в понимании музыки Абдуллы Ибрахима.
Свое же отношение к ней я попытался сформулировать двадцать лет назад в одном из обзоров и сделал это так: «Внешне все выглядит очень просто, но это простота, идущая от высочайшего класса, это простота, в которой слились мудрость древнего континента, классическое чувство формы и джазовая свобода.» Подписываюсь под этими словами и сегодня.
«Мосты в Рио» - так называется концертный альбом джазовой певицы Ирины Зубаревой, записанный в 2019 году и изданный лейблом Zoho Music летом 2021 года. На самом деле в связи с этим релизом можно говорить о целой системе гигантских по протяженности ...
Что такое «телавана»? Цветок? Какое-то географическое название? Какой-то термин? Любая из этих версий неверна. Телавана – искусственное словообразование, составленное из названий двух очень далеких друг от друга городов: Тель-Авив и Гавана. Оба они ...
Дебютный альбом еще очень молодого, но, безусловно, талантливого гитариста. Джексон Поттер начал профессионально играть на гитаре уже в 16 лет. Ориентиром для него служило творчество Джона Скофилда, Пэта Мэтини, Кита Джарретта и Чарли Паркера. ...
«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков» - так отзывался об авторе этого альбома Сонни Роллинс. Похоже, 38-летний уроженец Буффало и нынешний обитатель Нью-Йорка Джеймс Брэндон ...
Джазовый прожектор на сей раз высветил город Гринсборо в Северной Каролине. Здесь живут и работают гитарист Джеймс Гилмор и музыканты его трио – басист Батлер Ноулс и ударник Кассем Уильямс. Из всех троих только для Ноулса это родные места, Гилмор ...
Если вам показалось, что женщина на обложке этого альбома напоминает оперную диву, то вы не ошиблись. Джанина Барнетт – действительно оперная дива. Что, в таком случае, делает этот альбом на джазовом сайте? – спросит удивленный читатель. Для ответа ...
Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы – США, Канадой, Бразилией, история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских ...
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в ...
Основной поток джазовой продукции, которую мы представляем нашим читателям, - это музыка из США и Европы. А вот некоторые страны других регионов крайне редко фигурируют в CD-обзорах. По пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда у нас ...
На обложке альбома они выглядят, как внучка с дедушкой. Что ж, по возрасту Джессика Аккерли действительно годится Даниэлю Картеру во внучки. Живущая в Нью-Йорке канадская гитаристка свой дебютный альбом записала только в 2017 году. Friendship: Lucid ...
Норвежский басист Ю Бергер Мире (р.1984) наиболее широко известен в джазовом сообществе, как участник квартета своего очень популярного соотечественника Нильса Петтера Мольвера, с которым он сотрудничает последние семь лет и даже был со-продюсером ...
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...