Этот альбом два мастера экспериментальной музыки, швейцарец Гауденц Бадрутт и россиянин Илья Белоруков, записали в марте 2019 года на родине Гауденца, в городе Биле, а также в Женеве. Выпущен же альбом лейблом Ильи Intonema Records 23 ноября 2021 года. Как видите, пострекординговая обработка записей заняла довольно много времени. Почему – знают только создатели этой работы.
А теперь позволю себе пошутить. С датой они подгадали весьма удачно: зима близко!, - как сказали бы Старки из известной саги Джорджа Мартина. Зимой, как известно, стоит употреблять побольше витаминов. Не знаю, как в Швейцарии, но в наших краях одним из главных зимних источников витаминов является квашеная капуста. Именно так, Sauerkraut («Квашеная капуста») назвали этот проект Гауденц и Илья. Более того, названия трех треков записи воспроизводят последовательно сам процесс приготовления полезного продукта – от подготовки сырья до шинкования и собственно процесса квашения (ферментации). Да и день выпуска альбома подобрали правильно: это был вторник. По крайней мере, у нас, в Беларуси, считают, что для закваски капусты надо выбирать «мужской» день, так что вторник – то, что надо!
Имя петербуржца Ильи Белорукова нашим постоянным читателям известно неплохо. На сайте рецензировались многие его работы – с еще тех времен, когда Илья играл преимущественно на саксофоне до нынешних, когда его основным средством звукоизвлечения стал модулярный синтезатор. А вот Гауденц Бадрутт впервые гостит на наших страницах, поэтому о нем – немного подробнее. Начинал он, как пианист, исполняя современную академическую музыку, но затем перешел к электроакустическим экспериментам, используя технику сэмплинга и разнообразные электронные приборы. Бадрутт – участник множества фестивалей авангардной электронной музыки по всему миру. Особенно много он работает в дуэте с аккордеонистом Йонасом Кохером. Порой к этому дуэту присоединяются и новые партнеры. Так, в 2013 году впервые музыканты сыграли втроем с Ильей Белоруковым, а год спустя Intonema выпустила их совместный альбом Rotonda. Альбом Sauerkraut знаменует новый этап сотрудничества Бадрутта и Белорукова, уже в дуэте.
Сам Илья описывает эту работу так: «Альбом Sauerkraut представляет собой документ свободной импровизации в крайне широких рамках от едва слышных полевых записей и шумового редукционизма до оглушительного хаоса электрических процессов живого сэмплинга и модуляций синтезатора.» Первая часть альбома, Chaff – самая короткая и самая «тихая», здесь особенно много практически беззвучных лакун и тех самых «едва слышных полевых записей». Вторая часть, Cutters, - наиболее энергичная и, если так можно выразиться, наиболее регулярная с точки зрения организации звука. Наконец, почти получасовая Fermentation – это океан непредсказуемости, столкновение самых разнообразных электронных звучаний и шумов в рамках абсолютно свободной импровизации. Что ж, для поклонников электроакустического авангарда результат выглядит весьма качественным. Капуста удалась! Приятного аппетита!
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...
Еще один мощный альбом с логотипом MoonJune Records, вышедший из знаменитой уже каталонской студии La Casamurada. На сей раз это авторский альбом прекрасного израильско-британского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса. Основной материал ...
Маленький бумажный кораблик в безбрежном водном пространстве под угрожающе нависшими на небе тучами – это обложка альбома Worldview канадского ансамбля Avataar. Кораблик – символ, символ тяжелого положения многих и многих детей в современном мире. ...