Spontaneous Jazz Quartet - Melancholic ballads in outer space
15.11.2021
Петербургский саксофонист Антон Рязанов по отношению к нашему сайту выглядит этаким астероидом со сложной траекторией. Изначально он был «замечен нашими телескопами» в альбоме Under The Basеboard (2015) минско-питерской команды Dead Frank в качестве гостя проекта. Два года спустя удалось рассмотреть его поближе уже с собственным проектом Low Kick Collective на втором альбоме, обозначенном просто римской цифрой II (этот обзор есть в наших архивах). А потом траектория творческого движения опять унесла его куда-то далеко, и новая встреча состоялась теперь, четыре года спустя, в конце 2021 года, уже с проектом Spontaneous Jazz Quartet.
Если предыдущие встречи давали повод говорить об Антоне, как приверженце джаза свободной формы, то Spontaneous Jazz Quartet – нечто совершенно противоположное. Образно говоря, вместо брутального «ершика» из пива и водки Антон сотоварищи угощают здесь своих слушателей чашечкой капучино, украсив его сердечком из пенки. Я про капучино вспомнил не случайно. Небольшой ЕР из трех треков Melancholic ballads in outer space идеально подходит для звучания в маленьком уютном кафе, где вы оказались вдвоем с небезразличной для вас спутницей. Название этого мини-альбома – максимально точное. Квартет записал здесь в инструментальных версиях три очень известных, причем в сотнях интерпретаций, джазовых стандарта, три баллады: You Don't Know What Love Is Джина де Пола, In a Sentimental Mood Дюка Эллингтона и Don't Explain Билли Холидей и Артура Герцога. Как написал сам Антон в письме к автору этих строк, «Мы тут традицию играем. Баллады в духе Чета Бейкера».
Соглашусь с Антоном. Да, нечто весьма прохладное, этакий «нео-кул» слышится в их версиях. И тенор-саксофон лидера также звучит гладко и чуть отстраненно. Хорошо известно, что класс джазовых музыкантов проверяется именно на балладах – там, где негде спрятаться за количеством нот, выстреливаемых в единицу времени. Что ж, в этом смысле Spontaneous Jazz Quartet лицом в грязь не ударил. Можно дискутировать о степени оригинальности их версий, но какие-то свои «фишки» музыканты квартета все же нашли. На редкость активно прозвучал контрабас Левона Никогосяна, особенно в первом треке, где он очень выразительно и много солировал – ничуть не меньше, чем саксофон Рязанова и клавиши Мазуренко. Я был уверен, что барабаны Даниила Гукова так и будут почтительно сопровождать соло коллег: как-никак репертуар-то балладный. Но уверенность рассеялась на Don't Explain, где Даниил лихо выдал и свое соло. Гм-м, неожиданно и, на мой вкус, слишком «горячо» для баллады – но музыкантам виднее. А в целом – вполне достойный ЕР, ну и, конечно, «астероид Антон Рязанов» повернулся при этой встрече ранее невидимой стороной.
Этот жизнерадостный молодой человек на обложке – чилийский гитарист, композитор и бэнд-лидер Бенджамин Шнаке. И название альбома подстать его настроению: «Радость игры». Эта радость живет в Бенджамине, уроженце Сантьяго, с ранних лет, со времен, ...
Бенни Бенак III – это, как видно из его имени, уже третий по счету представитель довольно известной на американской джазовой сцене семьи. Как и его дед, наш Бенни тоже играет на трубе и поет, выступая со многими известными музыкантами – упомяну, к ...
Если подыскивать самый яркий пример глобализации в современной музыке, то альбом Tumaini от Берты Морено подходит для этой цели просто идеально. Саксофонистка и композитор Берта Морено – испанка, уроженка Мадрида, которая живет и работает в ...
Альбом Dream Dancer - словно встреча со старыми добрыми приятелями. Это и логотип 33 Records на обложке: с этим британским лейблом «Jazz-Квадрат» плотно сотрудничал в конце 90-х, и безукоризненно последовательная свинговая программа, не столь часто ...
Пианист Билл Шарлап – один из самых талантливых консерваторов в современном американском джазе. Поверьте, в это утверждение я не вкладываю негативный оттенок. Консервативный джаз возник, как реакция на «размывание» джазовых границ разнообразными ...
В третий раз замечательный флейтист из Торонто Билл МакБирни и его старинный друг и коллега, канадский бразилец Брюс Джонс, мультиинструменталист, певец и композитор, записали совместный альбом. Их предыдущую дуэтную работу Grain of Sand (2015) наш ...
Примерно год назад мы уже совершали виртуальное путешествие в Нью-Хэйвен, Коннектикут, чтобы послушать, как здесь играет фри-джаз трио Венс Прови-Боб Горри-Пол Гунсберг в альбоме Collective Expression. Тогда это было взаимодействие гитары, трубы и ...
Давно ли весь джазовый мир рукоплескал вундеркинду-пианисту Джои Александеру из Индонезии? В 12 лет Джои выпустил свой дебютный альбом (сегодня в его дискографии их уже пять), а ныне является весьма успешным джазовым музыкантом в США. Но время ...
Хорватский композитор, гитарист и исполнитель собственных песен Бранко Галоич родился еще в единой Югославии в 1973 году, в городке Иванич Град недалеко от Загреба. Кровавый распад этой страны обернулся для Бранко многочисленными странствиями: в ...
Человек в позе лотоса на обложке альбома A Centering Peace словно приглашает нас помедитировать под музыку секстета Брайана Вудрафа. Не могу сказать, что Вудраф сочинял музыку (он – автор всех композиций альбома) специально для этих целей, но то, ...
Уроженец нью-йоркского Бронкса Брюс Харрис, трубач и композитор, начал увлекаться джазом под звуки альт-саксофона своего деда. Его ранние кумиры – Паркер, Гиллеспи, Майлс Дэвис и Клиффорд Браун, а в колледже его педагогом был такой известный мастер, ...
Уже второй раз знакомясь с творчеством аргентинской саксофонистки Камилы Неббия (до того доводилось слушать и рецензировать альбом трио Неббия / Керен / Джекобс In another night, in another world), вновь убеждаюсь в зрелости таланта и необычайной ...