Хелен Санг, пианистка и композитор китайского происхождения из Хьюстона, Техас, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Университете штата в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла обучение в Институте джаза им. Телониуса Монка (ныне – им. Херби Хэнкока), а затем даже ездила в концертный тур по странам Азии с Хэнкоком и Шортером. В 1999 году она стала полуфиналисткой конкурса джазовых пианистов им. Монка, а в 2007 году выиграла конкурс джазовых пианистов им. Мэри Лу Уильямс.
Но первая любовь незабываема, и отзвуки академического наследия можно найти в каждом из ее альбомов. С новой силой это проявилось и в работе над новым альбомом Санг, получившим название Quartet+. Здесь Хелен осуществила свою давнюю мечту: записать альбом со струнными. В дополнение к собственному квартету с саксофонистом и флейтистом Джоном Эллисом, басистом Дэвидом Вонгом и ударником Кендриком Скоттом, она пригласила к участию в записи классический струнный Harlem Quartet – отсюда и название альбома, записанного двумя квартетами: Quartet+.
Harlem Quartet, существующий с 2006 года, уже успел сделать себе имя яркими концертными выступлениями и записями. При этом квартет не чурается и кросс-жанровых проектов, в том числе джазовых, в свое время он сотрудничал, к примеру, с Чиком Кориа и Эдди Дэниэлсом. Именно после одного из выступлений Harlem Quartet с кларнетистом Дэниэлсом в 2018 году, Хелен Санг познакомилась с музыкантами квартета и предложила им сделать совместный проект, воплотившийся в итоге в Quartet+.
Альбом этот является концептуальным. Здесь Хелен и ее партнеры играют не только ее собственную музыку , но и музыку видных джазовых исполнительниц и композиторов разных времен: Джери Аллен, Мэри Лу Уильямс, Тошико Акиоши, Карлы Блей, Мэрион МакПартленд в аранжировках Хелен Санг. Что ж, богатая и интересная идея, но прежде, чем говорить о ее реализации, хотелось бы сказать пару слов о пресловутой политкорректности. Гендерное, расовое, сексуальное равноправие – тоже идея вполне здоровая, но сегодня в Штатах и Европе она приобрела характер культа, зачастую перехлестывающего границы здравого смысла. Затронула она и джазовое сообщество: популярно движение Women in jazz, джазовые дамы проводят свои фестивали, создают свои ансамбли, издают свои альбомы (порой очень неплохие)… И вряд ли Хелен Санг собрала бы деньги на свой проект, если бы не спонсорская помощь влиятельных организаций, пекущихся о равноправии женщин в джазе. Сама Хелен говорит об этом с обезоруживающей прямотой: «В прошлом я старалась избегать всего, связанного с Women in jazz, потому что считала, что музыка говорит сама за себя. Но, став старше, я начала чувствовать, что этого недостаточно. И я начала бороться с проблемами, и честно и откровенно делать все возможное». Каюсь в недостаточной политкорректности, но мне кажется, юная Хелен была права: музыка говорит сама за себя…
О чем же говорит она в Quartet+? Чисто академическое фортепьянное интро переходит в стремительное джазовое соло, когда кажется, что искорки отлетают от клавиш под пальцами Хелен, а затем к ней на помощь спешит тенор-саксофон Джона Эллиса – так Санг прочла композицию Джери Аллен Feed the Fire. Интро в исполнении струнного квартета с последующими чисто джазовыми репликами фортепьяно и контрабаса, превращающими композицию во встречу академической традиции и блюза – это уже Mary’s Waltz от Мэри Лу Уильямс. А вот слушая в аранжировке Санг Long Yellow Road, композицию с весьма сложной структурой, которую Акиоши сочиняла для своего биг-бэнда, я вспомнил очень подходящий к данному случаю полузабытый термин «симфоджаз». Кстати, немного удивился, что Хелен не нашла ничего для себя интересного в богатом репертуаре лучшего биг-бэнда последних лет, биг-бэнда Марии Шнайдер. Но тут, Хелен, конечно, виднее. А мы перейдем теперь к ее собственным пьесам. Лучшей из них я назвал бы Coquette, на сочинение которой Хелен вдохновила музыка Клары Шуман: очаровательное и очень органичное сочетание звучаний струнного и джазового квартетов. Хороша и Elegy for the City – скорбная элегия памяти жертв пандемии в Нью-Йорке с очень уместной партией флейты. И, наконец, Sungbird, - титульная композиция одного из предыдущих альбомов Хелен в новой, очень мелодичной и почти танцевальной версии. А в целом? В целом, Гюнтер Шуллер, думаю, остался бы очень доволен этим альбомом: его идеи «третьего течения», идеи конвергенции джаза и академической музыки, похоже, живут и побеждают!
С обложкой, заставляющей вспомнить давнишний фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар», представляет свой новый альбом Future Shock композитор и клавишник Майкл Уэлен. Он – личность весьма примечательная. Майкл – двукратный обладатель ...
Ранее я слушал и рецензировал только один альбом Михаэлы Штайнгауэр – работу Dreaming With Eyes Wide Awake (2017). Но тогда на обложке она была обозначена, как Misha – явное следствие того факта, что Михаэла долго жила, училась и работала в России, ...
Многие талантливые кубинские музыканты обретают второй дом в богатых странах Северной Америки – США и Канаде. Так случилось и с пианистом и композитором Мигелем де Армасом. На родине он прославился, как один из организаторов ансамбля N.G. La Banda – ...
На титульной страничке своего сайта Майк Кейси позиционирует себя, как «поэт мелодии». Знакомство с творчеством молодого американского саксофониста дает основания убедиться в справедливости этих слов. В своих композициях Майк – хороший мелодист, ...
Образчик мэйнстрим-джаза по-калифорнийски в исполнении весьма мастеровитых музыкантов. Ударник Майк Кларк уже «светился» в наших обзорах, правда, до сих пор только в качестве сайдмена. Бывал он сайдменом и у Херби Хэнкока на альбоме Thrust, да ...
По–разному складываются судьбы музыкантов. Одни с самых юных лет отсчитывают свой творческий путь по изданным альбомам, другие годами и десятилетиями обходятся без собственной дискографии. Гитарист из Торонто Майк Фридмен принадлежит к последним. ...
Авторитетный журнал Jazz Times как-то назвал Майлса Донахью одним из наиболее тщательно скрываемых секретов. И слушая его последний альбом Just Passing Thru, убеждаешься, что этот джазовый ветеран заслуживает куда большего признания и известности. ...
С творчеством живущей в Испании австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман наш сайт познакомился впервые в середине прошлого десятилетия, и с тех пор я имел честь представлять на наших страницах практически все ее работы. Новый альбом ...
Первый в этом году джазовый привет из Аргентины. На сей раз Мэттью Голомбиски знакомит нас с альбомом Entramados Homeostáticos («Гомеостатическая путаница») квинтета, возглавляемого басистом и композитором Игнасио «Начо» Шульгой – судя по фамилии, у ...
За долгие годы существования журнала, а затем сайта, мы впервые знакомимся с бурятской музыкой – спасибо, ARC Music! Это альбом ансамбля Namgar, существующего уже 20 лет (основан в Москве в 2001 году) и объездившего весь мир, представляя свое ...
Jardin de Estrellas – один из свежих релизов ears&eyes Records этого года, но сам альбом был записан одиннадцать лет назад в Лиссабоне. Для меня загадка, почему эта запись так долго лежала без движения, но приятен уже тот факт, что она увидела свет ...
Помните автобиографическую трилогию Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»? Над аналогичной трилогией, только не литературной, а музыкальной работает сейчас американский ударник, композитор и продюсер, трехкратный номинант Грэмми Нейт Смит. ...