Хелен Санг, пианистка и композитор китайского происхождения из Хьюстона, Техас, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Университете штата в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла обучение в Институте джаза им. Телониуса Монка (ныне – им. Херби Хэнкока), а затем даже ездила в концертный тур по странам Азии с Хэнкоком и Шортером. В 1999 году она стала полуфиналисткой конкурса джазовых пианистов им. Монка, а в 2007 году выиграла конкурс джазовых пианистов им. Мэри Лу Уильямс.
Но первая любовь незабываема, и отзвуки академического наследия можно найти в каждом из ее альбомов. С новой силой это проявилось и в работе над новым альбомом Санг, получившим название Quartet+. Здесь Хелен осуществила свою давнюю мечту: записать альбом со струнными. В дополнение к собственному квартету с саксофонистом и флейтистом Джоном Эллисом, басистом Дэвидом Вонгом и ударником Кендриком Скоттом, она пригласила к участию в записи классический струнный Harlem Quartet – отсюда и название альбома, записанного двумя квартетами: Quartet+.
Harlem Quartet, существующий с 2006 года, уже успел сделать себе имя яркими концертными выступлениями и записями. При этом квартет не чурается и кросс-жанровых проектов, в том числе джазовых, в свое время он сотрудничал, к примеру, с Чиком Кориа и Эдди Дэниэлсом. Именно после одного из выступлений Harlem Quartet с кларнетистом Дэниэлсом в 2018 году, Хелен Санг познакомилась с музыкантами квартета и предложила им сделать совместный проект, воплотившийся в итоге в Quartet+.
Альбом этот является концептуальным. Здесь Хелен и ее партнеры играют не только ее собственную музыку , но и музыку видных джазовых исполнительниц и композиторов разных времен: Джери Аллен, Мэри Лу Уильямс, Тошико Акиоши, Карлы Блей, Мэрион МакПартленд в аранжировках Хелен Санг. Что ж, богатая и интересная идея, но прежде, чем говорить о ее реализации, хотелось бы сказать пару слов о пресловутой политкорректности. Гендерное, расовое, сексуальное равноправие – тоже идея вполне здоровая, но сегодня в Штатах и Европе она приобрела характер культа, зачастую перехлестывающего границы здравого смысла. Затронула она и джазовое сообщество: популярно движение Women in jazz, джазовые дамы проводят свои фестивали, создают свои ансамбли, издают свои альбомы (порой очень неплохие)… И вряд ли Хелен Санг собрала бы деньги на свой проект, если бы не спонсорская помощь влиятельных организаций, пекущихся о равноправии женщин в джазе. Сама Хелен говорит об этом с обезоруживающей прямотой: «В прошлом я старалась избегать всего, связанного с Women in jazz, потому что считала, что музыка говорит сама за себя. Но, став старше, я начала чувствовать, что этого недостаточно. И я начала бороться с проблемами, и честно и откровенно делать все возможное». Каюсь в недостаточной политкорректности, но мне кажется, юная Хелен была права: музыка говорит сама за себя…
О чем же говорит она в Quartet+? Чисто академическое фортепьянное интро переходит в стремительное джазовое соло, когда кажется, что искорки отлетают от клавиш под пальцами Хелен, а затем к ней на помощь спешит тенор-саксофон Джона Эллиса – так Санг прочла композицию Джери Аллен Feed the Fire. Интро в исполнении струнного квартета с последующими чисто джазовыми репликами фортепьяно и контрабаса, превращающими композицию во встречу академической традиции и блюза – это уже Mary’s Waltz от Мэри Лу Уильямс. А вот слушая в аранжировке Санг Long Yellow Road, композицию с весьма сложной структурой, которую Акиоши сочиняла для своего биг-бэнда, я вспомнил очень подходящий к данному случаю полузабытый термин «симфоджаз». Кстати, немного удивился, что Хелен не нашла ничего для себя интересного в богатом репертуаре лучшего биг-бэнда последних лет, биг-бэнда Марии Шнайдер. Но тут, Хелен, конечно, виднее. А мы перейдем теперь к ее собственным пьесам. Лучшей из них я назвал бы Coquette, на сочинение которой Хелен вдохновила музыка Клары Шуман: очаровательное и очень органичное сочетание звучаний струнного и джазового квартетов. Хороша и Elegy for the City – скорбная элегия памяти жертв пандемии в Нью-Йорке с очень уместной партией флейты. И, наконец, Sungbird, - титульная композиция одного из предыдущих альбомов Хелен в новой, очень мелодичной и почти танцевальной версии. А в целом? В целом, Гюнтер Шуллер, думаю, остался бы очень доволен этим альбомом: его идеи «третьего течения», идеи конвергенции джаза и академической музыки, похоже, живут и побеждают!
Творчество Кита Джарретта в целом и его сольные фортепьянные концерты в частности, оказали серьезное влияние на все джазовое сообщество, от музыкантов и до пишущей братии, и, в особенности, на его коллег по инструменту. Среди тех, кто подпал под … ...
Трудно найти адекватный перевод немецкому слову Erlebnisse, которым пианист Ноам Лемиш назвал свой новый альбом. Значит оно примерно следующее: «переживания, оставившие глубокий след», прощк сказать, «самое сокровенное». Для Лемиша это седьмой ...
Со швейцарским инструментальным трио NOVA нашему сайту доводится знакомиться на его втором альбоме под названием The Anatomy of Bliss. Фронтменом трио является гитарист и композитор (автор всех композиций этого альбома) Кристиан Затта. Вместе с ним ...
Название этого альбома – что-то вроде «Секретное опасное рукопожатие» - вполне подошло бы для детективного романа. Есть и еще одно сходство с детективом: там, как известно, чем запутаннее сюжет, тем интереснее. Музыкальный сюжет этого альбома тоже ...
Название этого альбома – что-то вроде «Секретное опасное рукопожатие» - вполне подошло бы для детективного романа. Есть и еще одно сходство с детективом: там, как известно, чем запутаннее сюжет, тем интереснее. Музыкальный сюжет этого альбома тоже ...
Валлийский лейбл bendigedig представляет совместный проект двух ярких музыкантов, живущих по разные стороны Атлантики. Омар Соса – один из самых известных и, в то же время, самых необычных кубинских пианистов. Первоклассный джазмен, исполнитель и ...
«Пару линий» - так по-немецки назвал себя очень любопытный коллектив родом из Франции. Его родоначальниками стали Николас Стефан и Базиль Ноде, вместе игравшие в группе Surnatural Orchestra. С присоединением к их проекту старого партнера Базиля ...
Пэт Фулгони, брутальной внешности английский певец, продюсер и промотер, уроженец Йоркшира, издает 9 апреля в цифровом формате свой ранее выходивший ограниченным тиражом альбом Dark Side Of The Blues, записанный в свое время в Праге с участием ...
Очередная экскурсия с Lydia Liebman Promotions в джазовый мир Чикаго знакомит на сей раз с пианистом Полом Биделом. Он появился на здешней сцене в десятых годах, вооруженный степенями Университета Майами и Коламбия Колледж Чикаго. Бидел записал свой ...
В апреле текущего года выйдет этот альбом – переиздание впервые изданного в 2000 году микро-тиражом в 100 экземпляров проекта Onosante, в котором приняли участие четверо крупнейших мастеров британского фри-джаза. Запись была сделана в ноябре 2000 ...
Саксофонист Пол Данмолл и ударник Марк Сандерс входят в топ-группу мастеров британского авангардного джаза. Оба они очень много играли вместе в различных коллаборациях, а совместных записей у них набралось аж 27. Но, как-то раз беседуя по телефону, ...
Трудно найти более загадочную и дискуссионную фигуру в мировом изобразительном искусстве, чем нидерландский художник ХV века Иеронимус Босх. Мастер потрясающей фантазии, предшественник сюрреализма ХХ века, он создал полотна, о которых написаны ...