Памятники при жизни обычно ставят себе, любимым, одиозные диктаторы. А вот в джазе прижизненные памятники в виде альбомов-трибьютов весьма распространены, и живая легенда джаза, 88-летний Уэйн Шортер удостаивался такой чести уже не раз. Очередной памятник Шортеру в виде альбома Absence воздвиг на площадке, предоставленной лейблом Blue Note, трубач и композитор Теренс Блэнчард.
Отступление от темы №1: новоорлеанское происхождение музыканта заставляет многих интерпретировать его фамилию на французский манер: Бланшар. Возможно, у Теренса действительно креольские корни, мне так и не удалось докопаться до истины в этом плане, поэтому, чтобы не вызывать аллергию у сторонников той или иной версии, в этом тексте он в дальнейшем будет фигурировать просто, как Теренс.
Отступление от темы №2: любопытное совпадение – почти одновременно в 2021 году «подали голос» два знаменитейших «молодых льва» поколения 80-х: Кенни Гарретт, об альбоме которого SoundsFromTheAncestors я имел честь писать совсем недавно, и герой нашего сегодняшнего рассказа. Представители именно этого поколения сегодня являются главными мэтрами современного джазового мейнстрима.
Теренс вообще оказался одним из самых успешных в этом поколении, причем, и как исполнитель, и как композитор. Пять премий Грэмми, девять номинаций на Грэмми, две номинации на «Оскар» говорят сами за себя. При этом его композиторские успехи особенно впечатляют. Он зарекомендовал себя в качестве прекрасного автора музыки для кино и телевидения, особенно успешно работая в творческой связке с кинорежиссером Спайком Ли. 27 сентября нью-йоркская Метрополитен-Опера открывает новый сезон оперой Теренса Fire Shut Up In My Bones (второй в его карьере) – это первый за всю историю Метрополитен-Опера случай постановки оперы темнокожего композитора. Не меньше поводов для оценки его разносторонних талантов дает и альбом Absence. В записи этого альбома участвовал возглавляемый им квинтет The E-Collective, а также очень известный струнный квартет The Turtle Island Quartet.
В программу альбома вошли пять композиций Шортера, включая ранние опусы времен Weather Report, а также собственные сочинения самого Теренса, членов его ансамбля и одна композиция Дэвида Балакришнана, бессменного лидера The Turtle Island Quartet. Если попытаться охарактеризовать Absence одним словом, то я бы выбрал термин «грандиозность». По ходу прослушивания меня не оставляло ощущение, что играет целый оркестр. Конечно, Теренс по-прежнему остается великолепным джазовым трубачом – достаточно послушать его звук в собственной композиции I Dare You. Но прежде всего, на мой взгляд, эту работу отличает отточенность композиций и аранжировок. Из сочинений участников The E-Collective особенно впечатлила пьеса гитариста Чарльза Альтуры Dark Horse, и, конечно, нельзя остаться равнодушным, слушая самую объемную пьесу альбома – одиннадцатиминутное сочинение Балакришнана The Second Wave. Надо сказать, что для The Turtle Island Quartet участие в джазовых проектах не новость. Квартет играл ранее музыку Колтрейна, Монка, Кориа и даже Джими Хендрикса. Так что, участие академического струнного квартета в джазовой записи трибьюта Шортеру выглядит довольно органичным.
А далее позвольте пару очень субъективных строк. При всем композиционном и исполнительском блеске проекта, при всем уважении к мастерству всех его участников, и лидера – в первую очередь, мне показалось, что Absence дает слишком много пищи (и высококачественной пищи!) для ума, и слишком мало – для сердца и души. По крайней мере, до меня этот альбом «не достучался». Разумеется, это говорит только об индивидуальных особенностях восприятия, и я тем более призываю читающих эти строки послушать Absence и вынести альбому собственную оценку.
(Тerence Blanchard – tp; The E-Collective: Fabian Almazan – p, synth; Charles Altura – g; David Ginyard – b; Oscar Seaton - dr; The Turtle Island Quartet: David Balakrishnan, Gabe Terracciano – vi; Benjamin von Gutzeit – viola; Malcolm Parson – cello;)
Джазовый прожектор на сей раз высветил город Гринсборо в Северной Каролине. Здесь живут и работают гитарист Джеймс Гилмор и музыканты его трио – басист Батлер Ноулс и ударник Кассем Уильямс. Из всех троих только для Ноулса это родные места, Гилмор ...
Если вам показалось, что женщина на обложке этого альбома напоминает оперную диву, то вы не ошиблись. Джанина Барнетт – действительно оперная дива. Что, в таком случае, делает этот альбом на джазовом сайте? – спросит удивленный читатель. Для ответа ...
Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы – США, Канадой, Бразилией, история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских ...
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в ...
Основной поток джазовой продукции, которую мы представляем нашим читателям, - это музыка из США и Европы. А вот некоторые страны других регионов крайне редко фигурируют в CD-обзорах. По пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда у нас ...
На обложке альбома они выглядят, как внучка с дедушкой. Что ж, по возрасту Джессика Аккерли действительно годится Даниэлю Картеру во внучки. Живущая в Нью-Йорке канадская гитаристка свой дебютный альбом записала только в 2017 году. Friendship: Lucid ...
Норвежский басист Ю Бергер Мире (р.1984) наиболее широко известен в джазовом сообществе, как участник квартета своего очень популярного соотечественника Нильса Петтера Мольвера, с которым он сотрудничает последние семь лет и даже был со-продюсером ...
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...
Имя джазового ветерана Джо Чамберса (р.1942) звучало особенно громко в 60-е и 70-е годы. В тот период Джо работал с Эриком Долтфи, Чарли Мингусом, Уэйном Шортером, Чиком Кориа и особенно много – с Бобби Хатчерсоном. Его устраивала роль сайдмена и ...
Стройным и элегантным выглядит Джо Фэрнсуорт на обложке своего нового альбома City Of Sounds. Его можно принять за голливудского киноактера или преуспевающего бизнесмена, и только предметы, которые он держит в руках, выдают род его деятельности. ...
Уровень отеля принято определять количеством звезд. Отель наивысшего класса – это пять звезд. Квинтет тенор-саксофониста Джо Ловано и трубача Дэйва Дугласа Sound Prints – это тоже пять звезд – и в прямом, и в переносном смысле слова. Начнем с ...
Хотя на обложке альбома стоит только одно имя – Джоэль Фрам, по сути это дебютный альбом американо-канадского трио, возглавляемого известным нью-йоркским саксофонистом. Трио это (с басистом Дэном Лумисом и канадским ударником Эрнесто Червини) ...