Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный 33-хлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно по-русски, звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом легендарного лейбла и ранее, но в проектах Нелса Клайна и Чарльза Ллойда он выступал в качестве сайдмена. Понятно, сегодня название Blue Note Records лишено того ореола избранности, который сопутствовал лейблу, скажем, в 50-е годы, но и сейчас это в известной степени престижно. Правда, программа Squint не очень похожа на фирменный для лейбла straight-ahead jazz, хотя сам Лаж видит ситуацию несколько иначе: «Я чувствовал, что это возможность представить новую музыку, рожденную из традиций Blue Note, в моей интерпретации».
Ключевые слова здесь, на мой взгляд, - «моя интерпретация», и она, опять-таки, на мой взгляд, весьма оригинальна. Программу из девяти собственных композиций Лажа и двух каверов Джулиану помогали реализовать его надежные и испытанные партнеры. С перуанским басистом Хорхе Редером Лаж постоянно сотрудничает еще со своего самого первого альбома Sounding Point (2009). С ударником Дэйвом Кингом, ранее игравшим в группе Bad Plus, они начали работать вместе много позже. Трио Лаж-Редер-Кинг дебютировало на альбоме Джулиана Hurts (2019) и с тех пор добилось отличной сыгранности. Впрочем, Редер и Кинг в Squint четко и профессионально решают только свои прямые ритмические задачи, предоставив весь простор для самовыражения лидеру трио.
Открывает альбом Etude, сыгранный Джулианом соло в манере, характерной скорее для академического, а не джазового гитариста. Да и в дальнейшем Лаж охотно и часто примеряет на себя совсем не джазовые одежды. Он не скрывает и не стесняется своей любви к блюзу, року или музыке кантри. Другой вопрос, что и классные блюзы Boo’s Blues и Twilight Surfer, и типично роковый номер Saint Rose, и старый хит музыки кантри Call Of The Canyon он наполняет истинно джазовой импровизацией в дополнение к мастерской технике игры. Свой трибьют Чарльзу Ллойду Familiar Flower Лаж исполняет уже в духе музыки фьюжн, а композицию Quiet Like A Fuse я бы отнес к эмбиенту, если бы Лаж не насытил эту вещь хитроумно закрученной драматургией . А если у вас зародились сомнения в способности Джулиана играть классический джазовый репертуар, послушайте, как лирично и проникновенно он играет стандарт Джонни Мерсера Emily – сомнения отпадут немедленно.
Высокое мастерство гитариста в сочетании с беспрецедентной многоликостью – так я бы оценил стиль игры Джулиана Лажа в этом очень любопытном альбоме. Он очень не похож на многих коллег-гитаристов джаза. Впрочем, одно имя приходит на ум: это Билл Фризелл. Тот тоже умеет быть многоликим, но, как правило, - от альбома к альбому. Джулиан Лаж преподносит нам свою разносторонность, что называется, «в одном флаконе». Кому-то такой «аромат» может показаться резким и непривычным, а кто-то найдет в нем особую прелесть.
Большой и весьма амбициозный проект живущего последние десять лет в Чикаго мексиканского ударника и композитора Густаво Кортиньяса. Он выступал и записывался со многими здешними коллективами: Kitt Lyles’ Real Talk, Erik Skov’s Liminality, Imagery ...
Дебютный альбом певицы и тромбонистки Хэйли Бриннел интересен по многим причинам. Во-первых, она действительно хорошо играет на тромбоне, а что касается вокала, то Хэйли в 2021 году стала финалисткой международного конкурса джазовых вокалисток имени ...
Этот альбом изначально был обречен на повышенный интерес, благодаря именам, которые значатся на его обложке. Саксофонист и композитор Джон Колтрейн (1926-1967) – одна из икон джаза. Более того, в джазовом иконостасе последних лет сорока, на мой ...
Эта запись была сделана в июле 2019 года. Басист и продюсер Леон Ли Дорси пригласил сделать совместную запись известного хард-бопового пианиста Хэролда Мэйберна, последователя Ахмада Джамала и Финеаса Ньюборна, уважаемого ветерана и одного из лучших ...
Рассказ об этом альбоме мне хотелось бы начать с нескольких слов об издавшем его лейбле, потому что история его не совсем обычна. В 1999 году на джазовой карте Нью-Йорка появился клуб Smoke, довольно быстро завоевавший славу одной из самых ...
Хелен Санг, пианистка и композитор китайского происхождения из Хьюстона, Техас, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Университете штата в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла ...
Дебютный альбом очень необычного джазового квартета. Нет, по инструментарию здесь все вполне привычно, я имею ввиду участников этого ансамбля. Основали Horizons Quartet двое молодых (Дэну Уилкинсу нет еще и тридцати) музыкантов. Саксофонист из ...
Авангард в квадрате – так я охарактеризовал бы этот альбом. Это концертная запись, сделанная в Лондоне летом 2019 года. Ее главный герой – валлийский писатель и кинорежиссер Иэн Синклер (р.1943), личность весьма известная в литературном мире ...
Аргентинец Игнасио Лусарди Монтеверде начал играть на гитрае в родном Буэнос-Айресе в шесть лет, а в девять, познакомившись с музыкой Пако Де Люсия, навсегда полюбил фламенко. В 2013 году он окончил консерваторию в Буэнос-Айресе и почти сразу ...
Давненько я не знакомился с новыми работами петербургского музыканта Ильи Белорукова, работающего преимущественно в сфере экспериментальной музыки, изданными вне его собственного лейбла Intonema. Альбом Someone Has Always Come выпущен польским ...
Петербургский авангардный музыкант Илья Белоруков неплохо знаком тем из наших читателей, кто предпочитает именно это направление. Большинство работ Ильи выходит на его лейбле Intonema Records, но сейчас мы представляем проект, релиз которого ...
Дмитрий Илугдин (р.1977) – один из самых ярких представителей поколения сорокалетних в российском джазе. Счастливый возраст! Уже есть имя, есть общепризнанное мастерство, накоплен богатый опыт – тут и учеба в классе Игоря Бриля, и многолетнее ...