James Brandon Lewis / Red Lily Quintet - Jesup Wagon
12.07.2021
«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков» - так отзывался об авторе этого альбома Сонни Роллинс. Похоже, 38-летний уроженец Буффало и нынешний обитатель Нью-Йорка Джеймс Брэндон Льюис последовал совету корифея джаза. Он слушал «стариков», включая самого Роллинса, он играл со многими из них: Хэйденом, Голиа, Дэйвом Дугласом, Джошуа Рэдменом, Мэттью Шиппом. Его звук становился все более дерзким и интересным, а воображение переполнялось идеями. В отличие от, увы, многих джазменов, Льюис – человек широких интересов, не чуждый поэзии, живописи, событий в мире науки. Возможно, и поэтому, каждый его новый альбом и публика, и критика встречала с нарастающим интересом. В 2020 году критики DownBeat признали Льюиса восходящей звездой среди тенор-саксофонистов. Автор liner notes его девятого по счету альбома, известный джазовый критик Робин Келли, характеризуя Jesup Wagon, употребил такой ответственный термин, как «открытие». В чем тут дело? Давайте разбираться.
Помните такую книжную серию «Жизнь замечательных людей»? Жил в Штатах действительно замечательный человек по имени Джордж Вашингтон Карвер (1865-1943). Сын раба, он стал музыкантом, художником, писателем, но прежде всего - ученым-биологом и агротехником. Карвер обратил внимание на бедственное положение черных и белых фермеров южных штатов. Плантаторы-рабовладельцы, сеявшие хлопок, истощили почву. Карвер призвал фермеров сеять арахис, бататы, соевые бобы и доказал, что это, при умелом севообороте, даст эффект. На деньги видного филантропа Морриса Джесупа он оборудовал передвижную лабораторию, которую так и называл: Jesup Wagon, и неустанно разъезжал с ней по фермерским хозяйствам Юга, убеждая сельчан в правоте своих идей. И убедил. Арахис победил хлопок и стал основной сельскохозяйственной культурой в этих краях. А Jesup Wagon, изображенный самим Карвером, попал на обложку альбома Льюиса.
Льюис создал музыкальную биографию Карвера. Настоящую биографию, отразившую в семи треках основные этапы его деятельности. Там, где ему не хватало музыки, он вводил в ткань сочинений собственные стихи. Основную же свою задачу в этой работе он сформулировал, как «попытку нарисовать портрет с помощью звуков, а также с учетом сильного эмоционального воздействия». На мой взгляд, ему это удалось блестяще. Льюис использовал в своей музыке самые разные стилистики – от старого доброго блюза и африканской музыки до фри-джаза. Результатом стал очень современный по звучанию джаз с определенным уклоном в авангард. Он объединил в Red Lily Quintet необычную по инструментарию и прекрасную по исполнительскому уровню команду музыкантов. Вторым духовиком в пару к своему тенор-саксофону Льюис пригласил Кирка Наффке, играющего на редко употребляемом сегодня и напоминающем о временах архаичного джаза корнете. Вместо фортепьяно или гитары он ввел в состав виолончель, на которой играет такой чуткий и сильный мастер, как Крис Хоффман. С ударником Чадом Тейлором Льюис играет с 2017 года, записал с ним два дуэтных альбома и квартетный Molecular (2020). И, наконец, на басу – живая легенда фри-джаза, живой мост, соединяющий разные поколения – неувядаемый Уильям Паркер. Вдобавок, там, где Льюису требовалось акцентировать связь черных американцев с их африканской прародиной, Паркер откладывал контрабас и играл на марокканской лютне гимбри, а Тейлор – на африканском ударном инструменте мбира.
Не буду описывать нюансы звучания каждой композиции – это прекрасно сделал тот же Робин Келли, рассказывая параллельно и о герое альбома – Джордже Вашингтоне Карвере. Скажу только, что Джеймс Брендан Льюис – это одно из самых привлекательных лиц джаза наших дней. Не знаю, станет ли он в дальнейшем властителем дум, типа Майлса Дэвиса или Колтрейна, но пока все к тому идет. Сила Льюиса – не в прорыве в какое-то новое направление, а в очень аргументированном и выверенном синтезе всего ранее созданного, когда сумма оказывается сильнее отдельных составляющих и приобретает новое качество. И последнее замечание по этому релизу. Он стал одним из первых в каталоге молодого, появившегося только весной 2020 года лейбла TAO Forms. Судя по именам в этом каталоге, на релизы TAO Forms в обширном потоке новых изданий стоит обращать внимание.
Название этого альбома – что-то вроде «Секретное опасное рукопожатие» - вполне подошло бы для детективного романа. Есть и еще одно сходство с детективом: там, как известно, чем запутаннее сюжет, тем интереснее. Музыкальный сюжет этого альбома тоже ...
Название этого альбома – что-то вроде «Секретное опасное рукопожатие» - вполне подошло бы для детективного романа. Есть и еще одно сходство с детективом: там, как известно, чем запутаннее сюжет, тем интереснее. Музыкальный сюжет этого альбома тоже ...
Валлийский лейбл bendigedig представляет совместный проект двух ярких музыкантов, живущих по разные стороны Атлантики. Омар Соса – один из самых известных и, в то же время, самых необычных кубинских пианистов. Первоклассный джазмен, исполнитель и ...
«Пару линий» - так по-немецки назвал себя очень любопытный коллектив родом из Франции. Его родоначальниками стали Николас Стефан и Базиль Ноде, вместе игравшие в группе Surnatural Orchestra. С присоединением к их проекту старого партнера Базиля ...
Пэт Фулгони, брутальной внешности английский певец, продюсер и промотер, уроженец Йоркшира, издает 9 апреля в цифровом формате свой ранее выходивший ограниченным тиражом альбом Dark Side Of The Blues, записанный в свое время в Праге с участием ...
Очередная экскурсия с Lydia Liebman Promotions в джазовый мир Чикаго знакомит на сей раз с пианистом Полом Биделом. Он появился на здешней сцене в десятых годах, вооруженный степенями Университета Майами и Коламбия Колледж Чикаго. Бидел записал свой ...
В апреле текущего года выйдет этот альбом – переиздание впервые изданного в 2000 году микро-тиражом в 100 экземпляров проекта Onosante, в котором приняли участие четверо крупнейших мастеров британского фри-джаза. Запись была сделана в ноябре 2000 ...
Саксофонист Пол Данмолл и ударник Марк Сандерс входят в топ-группу мастеров британского авангардного джаза. Оба они очень много играли вместе в различных коллаборациях, а совместных записей у них набралось аж 27. Но, как-то раз беседуя по телефону, ...
Трудно найти более загадочную и дискуссионную фигуру в мировом изобразительном искусстве, чем нидерландский художник ХV века Иеронимус Босх. Мастер потрясающей фантазии, предшественник сюрреализма ХХ века, он создал полотна, о которых написаны ...
Еще года три назад название альбома «Социально дистацированные дуэты» могло вызвать по меньшей мере недоумение. Но все резко изменилось с наступлением эры COVID-19, и сегодня оно выглядит вполне естественно. Хорошо, что люди, и в частности ...
Мэттью Голомбиски, басист, продюсер и шеф независимого лейбла ears&eyes Records последние годы жил и работал в Буэнос-Айресе, благодаря чему мы познакомились с релизами на его лейбле многих интересных мастеров аргентинского джаза. Но сейчас, как ...
Полное имя этого аргентинского музыканта – Хосе Энрике Ангелильо. Пепе – это дружеское прозвище, но именно оно стоит на обложке альбома Improvisaciones, выпущенного менее месяца назад авангардным лейблом Numeral Records из Ла-Платы. Ангелильо – ...