James Brandon Lewis / Red Lily Quintet - Jesup Wagon
12.07.2021
«Многообещающий молодой исполнитель, способный создавать великие произведения, если он будет слушать стариков» - так отзывался об авторе этого альбома Сонни Роллинс. Похоже, 38-летний уроженец Буффало и нынешний обитатель Нью-Йорка Джеймс Брэндон Льюис последовал совету корифея джаза. Он слушал «стариков», включая самого Роллинса, он играл со многими из них: Хэйденом, Голиа, Дэйвом Дугласом, Джошуа Рэдменом, Мэттью Шиппом. Его звук становился все более дерзким и интересным, а воображение переполнялось идеями. В отличие от, увы, многих джазменов, Льюис – человек широких интересов, не чуждый поэзии, живописи, событий в мире науки. Возможно, и поэтому, каждый его новый альбом и публика, и критика встречала с нарастающим интересом. В 2020 году критики DownBeat признали Льюиса восходящей звездой среди тенор-саксофонистов. Автор liner notes его девятого по счету альбома, известный джазовый критик Робин Келли, характеризуя Jesup Wagon, употребил такой ответственный термин, как «открытие». В чем тут дело? Давайте разбираться.
Помните такую книжную серию «Жизнь замечательных людей»? Жил в Штатах действительно замечательный человек по имени Джордж Вашингтон Карвер (1865-1943). Сын раба, он стал музыкантом, художником, писателем, но прежде всего - ученым-биологом и агротехником. Карвер обратил внимание на бедственное положение черных и белых фермеров южных штатов. Плантаторы-рабовладельцы, сеявшие хлопок, истощили почву. Карвер призвал фермеров сеять арахис, бататы, соевые бобы и доказал, что это, при умелом севообороте, даст эффект. На деньги видного филантропа Морриса Джесупа он оборудовал передвижную лабораторию, которую так и называл: Jesup Wagon, и неустанно разъезжал с ней по фермерским хозяйствам Юга, убеждая сельчан в правоте своих идей. И убедил. Арахис победил хлопок и стал основной сельскохозяйственной культурой в этих краях. А Jesup Wagon, изображенный самим Карвером, попал на обложку альбома Льюиса.
Льюис создал музыкальную биографию Карвера. Настоящую биографию, отразившую в семи треках основные этапы его деятельности. Там, где ему не хватало музыки, он вводил в ткань сочинений собственные стихи. Основную же свою задачу в этой работе он сформулировал, как «попытку нарисовать портрет с помощью звуков, а также с учетом сильного эмоционального воздействия». На мой взгляд, ему это удалось блестяще. Льюис использовал в своей музыке самые разные стилистики – от старого доброго блюза и африканской музыки до фри-джаза. Результатом стал очень современный по звучанию джаз с определенным уклоном в авангард. Он объединил в Red Lily Quintet необычную по инструментарию и прекрасную по исполнительскому уровню команду музыкантов. Вторым духовиком в пару к своему тенор-саксофону Льюис пригласил Кирка Наффке, играющего на редко употребляемом сегодня и напоминающем о временах архаичного джаза корнете. Вместо фортепьяно или гитары он ввел в состав виолончель, на которой играет такой чуткий и сильный мастер, как Крис Хоффман. С ударником Чадом Тейлором Льюис играет с 2017 года, записал с ним два дуэтных альбома и квартетный Molecular (2020). И, наконец, на басу – живая легенда фри-джаза, живой мост, соединяющий разные поколения – неувядаемый Уильям Паркер. Вдобавок, там, где Льюису требовалось акцентировать связь черных американцев с их африканской прародиной, Паркер откладывал контрабас и играл на марокканской лютне гимбри, а Тейлор – на африканском ударном инструменте мбира.
Не буду описывать нюансы звучания каждой композиции – это прекрасно сделал тот же Робин Келли, рассказывая параллельно и о герое альбома – Джордже Вашингтоне Карвере. Скажу только, что Джеймс Брендан Льюис – это одно из самых привлекательных лиц джаза наших дней. Не знаю, станет ли он в дальнейшем властителем дум, типа Майлса Дэвиса или Колтрейна, но пока все к тому идет. Сила Льюиса – не в прорыве в какое-то новое направление, а в очень аргументированном и выверенном синтезе всего ранее созданного, когда сумма оказывается сильнее отдельных составляющих и приобретает новое качество. И последнее замечание по этому релизу. Он стал одним из первых в каталоге молодого, появившегося только весной 2020 года лейбла TAO Forms. Судя по именам в этом каталоге, на релизы TAO Forms в обширном потоке новых изданий стоит обращать внимание.
Дмитрий Илугдин (р.1977) – один из самых ярких представителей поколения сорокалетних в российском джазе. Счастливый возраст! Уже есть имя, есть общепризнанное мастерство, накоплен богатый опыт – тут и учеба в классе Игоря Бриля, и многолетнее ...
«Мосты в Рио» - так называется концертный альбом джазовой певицы Ирины Зубаревой, записанный в 2019 году и изданный лейблом Zoho Music летом 2021 года. На самом деле в связи с этим релизом можно говорить о целой системе гигантских по протяженности ...
Что такое «телавана»? Цветок? Какое-то географическое название? Какой-то термин? Любая из этих версий неверна. Телавана – искусственное словообразование, составленное из названий двух очень далеких друг от друга городов: Тель-Авив и Гавана. Оба они ...
Дебютный альбом еще очень молодого, но, безусловно, талантливого гитариста. Джексон Поттер начал профессионально играть на гитаре уже в 16 лет. Ориентиром для него служило творчество Джона Скофилда, Пэта Мэтини, Кита Джарретта и Чарли Паркера. ...
Джазовый прожектор на сей раз высветил город Гринсборо в Северной Каролине. Здесь живут и работают гитарист Джеймс Гилмор и музыканты его трио – басист Батлер Ноулс и ударник Кассем Уильямс. Из всех троих только для Ноулса это родные места, Гилмор ...
Если вам показалось, что женщина на обложке этого альбома напоминает оперную диву, то вы не ошиблись. Джанина Барнетт – действительно оперная дива. Что, в таком случае, делает этот альбом на джазовом сайте? – спросит удивленный читатель. Для ответа ...
Рядом с огромными «плавильными котлами», где смешиваются разные народы и расы – США, Канадой, Бразилией, история с географией разместили малую «экспериментальную лабораторию» с аналогичными целями. Кто только не оставил свой след на Антильских ...
Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер (р.1962) играет музыку различных направлений. Он – многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и участвовал в записи многих альбомов этого барабанщика, одного из самых известных в ...
Основной поток джазовой продукции, которую мы представляем нашим читателям, - это музыка из США и Европы. А вот некоторые страны других регионов крайне редко фигурируют в CD-обзорах. По пальцам одной руки можно пересчитать случаи, когда у нас ...
На обложке альбома они выглядят, как внучка с дедушкой. Что ж, по возрасту Джессика Аккерли действительно годится Даниэлю Картеру во внучки. Живущая в Нью-Йорке канадская гитаристка свой дебютный альбом записала только в 2017 году. Friendship: Lucid ...
Норвежский басист Ю Бергер Мире (р.1984) наиболее широко известен в джазовом сообществе, как участник квартета своего очень популярного соотечественника Нильса Петтера Мольвера, с которым он сотрудничает последние семь лет и даже был со-продюсером ...
Новый портрет в галерее аргентинского джаза от ears&eyes Records. На сей раз это молодой трубач из Буэнос-Айреса Хоакин Муро (р. 1992). Музыкант окончательно остановился на трубе, когда ему уже было 18, а вообще начал заниматься музыкой в 9 лет и ...