Очень необычно и очень интересно! Не пропустите этот альбом! – этими словами в прошлом году я заканчивал текст, посвященный альбому живущего в США турецкого композитора Мехмета Али Санлыкола The Rise Up: Stories of Strife, Struggle and Inspiration – мощному панно на историческую тематику с Дэйвом Либмэном в роли главного солиста. Именно этими словами я хочу начать и рассказ о его новой работе An Elegant Ritual.
Санлыкол, успевший уже получить номинацию на Грэмми, до сих пор был известен своими работами для больших составов. Разумеется, пианист по своей музыкальной специализации, он не раз играл и в составах камерных, но впервые Мехмет Али Санлыкол решил записать альбом в формате трио. Правда, An Elegant Ritual не назовешь альбомом классического джазового фортепьянного трио. Во всем – от структуры альбома до каждого из треков Санлыкол неразрывно соединяет джаз с турецком мелосом. Возможно, увлечение турецкой музыкой стало для него реакцией на семейные традиции, так как и мать, и отец Мехмета Али увлекались западной музыкой и совершенно не ценили турецкую монофонию. Санлыкол решил доказать обратное. Сам он в этом альбоме играет не только на фортепьяно, но и на традиционной флейте най, да еще и поет в большинстве треков. Его вокал – это нечто исключительное, соединяющее в себе достоинства джазового скэта и пения суфийских дервишей – послушайте, скажем, Prelude или Hasret-Anatolu Jazz. Ударник его трио Джордж Лернис играет помимо обычных ударных на бендире, да еще и на гонгах, перенесенных из яванского гамелана! И только басист Джеймс Хэзелвуд-Дэйл играет на «обычном» контрабасе.
Структура альбома, с его прелюдией, постлюдией и интерлюдиями, размещенными между большими пьесами, повторяет ритуал суфийских дервишей Mevlevi ayin, и, одновременно, восходит к четырехчастной структуре знаменитой A Love Supreme Джона Колтрейна. И вот только финишная пьеса Invitation, единственный кавер альбома, показалась мне лишней в этом «суфийском джазе» от Мехмета Али Санлыкола. В остальном же An Elegant Ritual заслуживает только самых добрых слов. Впрочем, я уже привел их вначале.
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...
Еще один мощный альбом с логотипом MoonJune Records, вышедший из знаменитой уже каталонской студии La Casamurada. На сей раз это авторский альбом прекрасного израильско-британского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса. Основной материал ...
Маленький бумажный кораблик в безбрежном водном пространстве под угрожающе нависшими на небе тучами – это обложка альбома Worldview канадского ансамбля Avataar. Кораблик – символ, символ тяжелого положения многих и многих детей в современном мире. ...