На джазовой сцене Нью-Йорка хватает классных скрипачей, но вряд ли кто-то сравнится с Кертисом Стюартом по оригинальности. Я пришел к этому выводу еще пять лет назад, познакомившись с его альбомом Of Colors (2016), удивившим сочетанием «в одном флаконе» авангардных экспериментов, классики, джаза и поэтического слова. Новый альбом Кертиса Of Power в целом продолжает и развивает ту же линию. Я не буду здесь говорить о самом Стюарте – кому интересно, может обратиться к той рецензии пятилетней давности, - а перейду сразу к его новой работе.
В какой-то степени Of Power можно назвать продуктом карантинной эры: целый ряд композиций и аранжировок для этого проекта Кертис Стюарт сочинял, будучи заперт COVID-19 в стенах своего дома. Возможно, следствием этого стало и то, что это полностью сольный альбом: здесь Стюарт, в отличие от Of Colors, обошелся без партнеров. На протяжении часа с небольшим мы слышим только его скрипку, его голос, да еще – в изобилии – электронику.
Стюарт не просто сделал аранжировки, он полностью, что называется, переформатировал такие разные вещи, как музыку академических классиков («Каприз №11» Паганини, сонаты Баха и Бетховена), музыку классиков джаза (Scrapple from the Apple Чарли Паркера и After the Rain Джона Колтрейна), современного короля афроамериканской поп-музыки Стиви Уандера (Don’t You Worry ‘Bout a Thing и Isn’t She Lovely?) и еще ряда авторов. В то же время в альбом вошло и шесть его собственных сочинений. Все эти пьесы пропитались электронными звучаниями и приобрели где-то выраженный авангардный оттенок, а где-то дополнились узнаваемыми ритмами хип-хопа или греческой народной музыки. Сам Кертис считает это естественным: «Столетия назад Паганини, Сарасате, Крейслер и Хейфец писали аранжировки, основанные на популярной или оперной музыке, народных мелодиях. Здесь я привношу эту традицию в XXI век»
Но и это еще не все. Независимо от музыкального контекста Кертис Стюарт насыщает многие композиции собственными текстами на самые актуальные темы американской жизни, мечет критические стрелы в адрес системы здравоохранения, юстиции, деятельности правительства и так далее. Что ж, это тоже примета XXI века для Соединенных Штатов, где когда-то родился любимый нами всеми джаз…
Любой знающий и любящий джаз человек, увидев на обложке альбома имя Джейн Айры Блум, должен немедленно приступать к прослушиванию, потирая руки от предстоящего удовольствия. Оно гарантировано: не зря из года в год американская Ассоциация джазовых ...
Настоящий парад альт-саксофонов устроили трое музыкантов из Чикаго в своем проекте, который так и называется – Altoizm. Из всех троих на нашем сайте до сих пор был представлен только Грег Уорд, как в качестве лидера, так и сайдмена. А вот Раджив ...
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...