Я не слишком много знаю об аргентинском ударнике и композиторе Мартине Фрайберге. Сеть помогла выяснить, что он родился в Буэнос-Айресе в 1991 году, работал в качестве сайдмена с рядом аргентинских джазовых музыкантов, а в 2017 году был приглашен для совместного выступления с ансамблем знаменитого бандонеониста Дино Салуцци. Вот, пожалуй, и все. Альбом La Montaña Libre – дебютный проект музыканта, изданный в декабре 2020 года, и я хотел бы здесь не только поделиться своими суждениями о нем, но и пригласить наших читателей прослушать La Montaña Libre целиком – благо, YouTube дает такую возможность.
Прежде всего, забудьте здесь об американском straight-ahead jazz: как мне кажется, Фрайберг-композитор опирается в большей степени на эстетику «нового джаза» и современной академической музыки. С определенным упрощением можно сказать, что это современная импровизационная камерная музыка. Для записи альбома Фрайберг выбрал формат квартета, где вместе с ним играют саксофонист Патрисио Боттчер, пианист Томас Фарес и басист Себастьян де Уркиза. Программу альбома составили композиции самого Мартина и два любопытнейших кавера, говорящих о широте вкусов музыканта.
Внимание Мартина привлекли «Картинки с выставки» Мусоргского и, в частности, пьеса Bydlo. Сочинив собственную Preludio a Bydlo, где царит контрабас де Уркизы, он представил собственную версию пьесы Мусоргского, весьма интересную, и на мой взгляд, более близкую к оригиналу, чем, скажем, версия знаменитого британского ансамбля EL&P (1972): монотонный ритмический рисунок, на фоне которого разворачивает медленную печальную тему сопрано-саксофон Боттчера. И если этот кавер темен и мрачен, то другой – так и сияет солнечным светом и положительными эмоциями: это Yes it is, не самая заигранная вещь Леннона и МакКартни, для исполнения которой Фрайберг сформировал целую духовую пачку из Боттчера, сменившего сопрано на тенор, и двух гостей – флюгельгорниста Грищука и альт-саксофониста Гойкоэчеа. В целом же альбом решен скорее в миноре и лишь в финальной пьесе Arrebatado музыканты выдают настоящий драйв. Инетересно, что сам лидер бэнда нигде "не тянет одеяло на себя», предоставляя широкое поле для самовыражения партнерам. Лишь в пьесе Agorero ударные на короткое время выходят на авансцену – признак зрелости музыканта, который в этом проекте выступает прежде всего как бэнд-лидер и композитор.
…Я долго размышлял над названием альбома: La Montaña Libre – «Свободная гора». На обложке мы видим игрушечный барабан, детскую фотографию, снимки Beatles, еще какие-то милые мелочи – похоже, это «горы» уже покоренные и оставленные в прошлом Мартином Фрайбергом. Ну, а перед по-настоящему творческим человеком впереди всегда «свободная гора» - вершина, которую еще надо покорить. Можно только пожелать успехов аргентинскому музыканту в этом восхождении.
(Patricio Bottcher – ss, ts (tk 5); Tomas Fares – p; Sebastian de Urquiza – b; Martin Freiberg – dr; with Sebastian Greschuk – flg (tk 5); Lucas Goicoechea – as (tk 5);)
Линк предоставил Martin Freiberg
Леонид АУСКЕРН
P.S. Насчет названия альбома: все оказалось гораздо проще: как написал мне МАртин, он просто перевел свою фамилию с немецкого на испанский.
В прошлом году мне впервые довелось услышать и представить нашим читателям петербургский коллектив Roz Vitalis с концертным альбомом Great Expectations Live (тот обзор легко можно найти на сайте). И вот – новая встреча, и вновь с концертным ...
Новый линк из Санкт-Петербурга заставил подивиться многогранности музыканта и композитора Ивана Розмаинского: вслед за его работами в рамках Roz Vitalis, Fair Wind Pleases и Compassionizer (два последних проекта появились в текущем году), наши ...
Прочитав пресс-релиз еще до прослушивания альбома, я несколько скептически воспринял цитату из Chicago Tribune: «Originations явно выводит Коэна в первые ряды современных джазовых композиторов». Понятно, думалось мне, респектабельная чикагская ...
Представьте себе небольшой кабачок с широко открытыми окнами, из которых доносится сложный аромат острой пищи, спиртного, разгоряченных танцами тел и – музыки, звуки которой создают особую атмосферу в залитом солнцем приморском городе, утопающем в ...
Летом этого года Джиму Квескину исполняется восемьдесят лет. Вам незнакомо это имя? А вот в США Джим – фигура легендарная. Давным-давно, в 1963 году он организовал Jim Kweskin Jug Band (джаг-бэнд – это группа, использующая наряду с обычными ...
Одно из лиц (и весьма симпатичных во всех смыслах этого слова) современного датского джаза. Сара Элгети когда-то начинала свое знакомство с музыкой с гитары, но уже в 15 лет она начала играть на тенор-саксофоне в школьном оркестре, а затем получила ...
Сара Торп – французская джазовая певица англо-французского происхождения. Родилась она под Парижем, в искусство джазовой вокалистики ее посвящали такие известные личности, как Мишель Хендрикс, дочь известного американского джазового певца Джона ...
На сей раз питерский лейбл Rainy Days Records предлагает нашему вниманию альбом своего арт-директора, барабанщика Саши Машина. Для Машина, чье полное имя, конечно, звучит, как Александр, это уже второй альбом в качестве лидера (после весьма ...
Нестандартное название коллектива кого-то может поставить в тупик: что это? Семейный коллектив большого клана Шапиро в духе знаменитых Jackson 5? Спешу прояснить ситуацию, все проще: Шапиро тут только один, это обладатель степени в Manhattan School ...
Удивительный диск мне сегодня довелось послушать. «Себ Брун, искусство ритма, который одновременно является органическим и механическим, который трогает сердце современника». Очень точно и емко написал о создателе этого проекта Jazz Magazine. ...
Бразильский барабанщик и композитор Серхио Виейра получил степень бакалавра в Сан-Паулу, а для продолжения учебы переехал в Португалию, и следующую степень в области джаза и игры на ударных инструментах получил уже в Порту, где он живет с 2017 года. ...
Японский трубач Сюндзо Оно – личность выдающаяся, и я рад, что встреча с ним на электронных страницах jazzquad.ru наконец-то состоялась. Оно родился в префектуре Гифу в 1949 году. Уже в 20 летнем возрасте он считался одним из сильнейших джазовых ...