Я не слишком много знаю об аргентинском ударнике и композиторе Мартине Фрайберге. Сеть помогла выяснить, что он родился в Буэнос-Айресе в 1991 году, работал в качестве сайдмена с рядом аргентинских джазовых музыкантов, а в 2017 году был приглашен для совместного выступления с ансамблем знаменитого бандонеониста Дино Салуцци. Вот, пожалуй, и все. Альбом La Montaña Libre – дебютный проект музыканта, изданный в декабре 2020 года, и я хотел бы здесь не только поделиться своими суждениями о нем, но и пригласить наших читателей прослушать La Montaña Libre целиком – благо, YouTube дает такую возможность.
Прежде всего, забудьте здесь об американском straight-ahead jazz: как мне кажется, Фрайберг-композитор опирается в большей степени на эстетику «нового джаза» и современной академической музыки. С определенным упрощением можно сказать, что это современная импровизационная камерная музыка. Для записи альбома Фрайберг выбрал формат квартета, где вместе с ним играют саксофонист Патрисио Боттчер, пианист Томас Фарес и басист Себастьян де Уркиза. Программу альбома составили композиции самого Мартина и два любопытнейших кавера, говорящих о широте вкусов музыканта.
Внимание Мартина привлекли «Картинки с выставки» Мусоргского и, в частности, пьеса Bydlo. Сочинив собственную Preludio a Bydlo, где царит контрабас де Уркизы, он представил собственную версию пьесы Мусоргского, весьма интересную, и на мой взгляд, более близкую к оригиналу, чем, скажем, версия знаменитого британского ансамбля EL&P (1972): монотонный ритмический рисунок, на фоне которого разворачивает медленную печальную тему сопрано-саксофон Боттчера. И если этот кавер темен и мрачен, то другой – так и сияет солнечным светом и положительными эмоциями: это Yes it is, не самая заигранная вещь Леннона и МакКартни, для исполнения которой Фрайберг сформировал целую духовую пачку из Боттчера, сменившего сопрано на тенор, и двух гостей – флюгельгорниста Грищука и альт-саксофониста Гойкоэчеа. В целом же альбом решен скорее в миноре и лишь в финальной пьесе Arrebatado музыканты выдают настоящий драйв. Инетересно, что сам лидер бэнда нигде "не тянет одеяло на себя», предоставляя широкое поле для самовыражения партнерам. Лишь в пьесе Agorero ударные на короткое время выходят на авансцену – признак зрелости музыканта, который в этом проекте выступает прежде всего как бэнд-лидер и композитор.
…Я долго размышлял над названием альбома: La Montaña Libre – «Свободная гора». На обложке мы видим игрушечный барабан, детскую фотографию, снимки Beatles, еще какие-то милые мелочи – похоже, это «горы» уже покоренные и оставленные в прошлом Мартином Фрайбергом. Ну, а перед по-настоящему творческим человеком впереди всегда «свободная гора» - вершина, которую еще надо покорить. Можно только пожелать успехов аргентинскому музыканту в этом восхождении.
(Patricio Bottcher – ss, ts (tk 5); Tomas Fares – p; Sebastian de Urquiza – b; Martin Freiberg – dr; with Sebastian Greschuk – flg (tk 5); Lucas Goicoechea – as (tk 5);)
Линк предоставил Martin Freiberg
Леонид АУСКЕРН
P.S. Насчет названия альбома: все оказалось гораздо проще: как написал мне МАртин, он просто перевел свою фамилию с немецкого на испанский.
Название этого коллектива звучит по-японски, но на самом деле его участники – итальянцы. Ансамбль KyoShinDo возник в Генуе в начале 2000-х годов на почве увлечения группы музыкантов японской культурой. Как музыкантов, их очаровало искусство игры на ...
Французский барабанщик Антуан Лягерр уже знаком посетителям нашего сайта по своему сольному альбому Myotis (2019) и по дуэту двух барабанщиков Club Cactus (2018). А вот имя его партнера по нынешнему проекту, уроженца Марселя Жерома Нотинжера ...
Cаксофонистка из Нью-Йорка Лакеция (прямая транскрипция ее имени выглядит чуть иначе: Лакеша) Бенджамин играет и джаз, и фанк, и ритм-энд-блюз. Секреты мастерства ей передавал в свое время такой мастер, как Гэри Бартц. Потом Бенджамин работала у ...
После смерти об американском джазовом пианисте и композиторе Ленни Тристано (1919-1978) было сказано и написано гораздо больше добрых слов, чем он услышал при жизни. Уже в 1979 году DownBeat ввел его в свой Зал Славы. А при жизни лишь в 1947 году ...
Подобно тому, как Леонардо Павкович и MoonJune Records открыли нашим читателям индонезийский джаз и прог-рок, так же Мэтью Голомбиски и ears&eyes Records с каждым новым линком приоткрывают нам двери в джаз Аргентины. Этот релиз знакомит нас сразу с ...
Британский композитор Лиам Кэри совершенно не согласен с евангельскими предостережениями, приводимыми почтенными Марком, Лукой и Матфеем, о негодности старых мехов для молодого вина. В форму классического концерта он облек свое сочинение, где звучит ...
4-х струнная китайская лютня грушевидной формы под названием пипа – один из древнейших и наиболее распространенных в китайской традиционной музыке инструментов. Его забавно звучащее по-русски название на самом деле весьма прозаично: «пи» означает ...
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...