Я не слишком много знаю об аргентинском ударнике и композиторе Мартине Фрайберге. Сеть помогла выяснить, что он родился в Буэнос-Айресе в 1991 году, работал в качестве сайдмена с рядом аргентинских джазовых музыкантов, а в 2017 году был приглашен для совместного выступления с ансамблем знаменитого бандонеониста Дино Салуцци. Вот, пожалуй, и все. Альбом La Montaña Libre – дебютный проект музыканта, изданный в декабре 2020 года, и я хотел бы здесь не только поделиться своими суждениями о нем, но и пригласить наших читателей прослушать La Montaña Libre целиком – благо, YouTube дает такую возможность.
Прежде всего, забудьте здесь об американском straight-ahead jazz: как мне кажется, Фрайберг-композитор опирается в большей степени на эстетику «нового джаза» и современной академической музыки. С определенным упрощением можно сказать, что это современная импровизационная камерная музыка. Для записи альбома Фрайберг выбрал формат квартета, где вместе с ним играют саксофонист Патрисио Боттчер, пианист Томас Фарес и басист Себастьян де Уркиза. Программу альбома составили композиции самого Мартина и два любопытнейших кавера, говорящих о широте вкусов музыканта.
Внимание Мартина привлекли «Картинки с выставки» Мусоргского и, в частности, пьеса Bydlo. Сочинив собственную Preludio a Bydlo, где царит контрабас де Уркизы, он представил собственную версию пьесы Мусоргского, весьма интересную, и на мой взгляд, более близкую к оригиналу, чем, скажем, версия знаменитого британского ансамбля EL&P (1972): монотонный ритмический рисунок, на фоне которого разворачивает медленную печальную тему сопрано-саксофон Боттчера. И если этот кавер темен и мрачен, то другой – так и сияет солнечным светом и положительными эмоциями: это Yes it is, не самая заигранная вещь Леннона и МакКартни, для исполнения которой Фрайберг сформировал целую духовую пачку из Боттчера, сменившего сопрано на тенор, и двух гостей – флюгельгорниста Грищука и альт-саксофониста Гойкоэчеа. В целом же альбом решен скорее в миноре и лишь в финальной пьесе Arrebatado музыканты выдают настоящий драйв. Инетересно, что сам лидер бэнда нигде "не тянет одеяло на себя», предоставляя широкое поле для самовыражения партнерам. Лишь в пьесе Agorero ударные на короткое время выходят на авансцену – признак зрелости музыканта, который в этом проекте выступает прежде всего как бэнд-лидер и композитор.
…Я долго размышлял над названием альбома: La Montaña Libre – «Свободная гора». На обложке мы видим игрушечный барабан, детскую фотографию, снимки Beatles, еще какие-то милые мелочи – похоже, это «горы» уже покоренные и оставленные в прошлом Мартином Фрайбергом. Ну, а перед по-настоящему творческим человеком впереди всегда «свободная гора» - вершина, которую еще надо покорить. Можно только пожелать успехов аргентинскому музыканту в этом восхождении.
(Patricio Bottcher – ss, ts (tk 5); Tomas Fares – p; Sebastian de Urquiza – b; Martin Freiberg – dr; with Sebastian Greschuk – flg (tk 5); Lucas Goicoechea – as (tk 5);)
Линк предоставил Martin Freiberg
Леонид АУСКЕРН
P.S. Насчет названия альбома: все оказалось гораздо проще: как написал мне МАртин, он просто перевел свою фамилию с немецкого на испанский.
С индийским гитаристом-самоучкой Ноширом Моди, уже четверть века живущим в Штатах, наш сайт впервые встретился семь лет назад, когда мне довелось рецензировать его альбом Stories From The Years Of Living. И вот – новая встреча, новый альбом Ношира с ...
Олег Иванов (точнее, Олег В. Иванов ) позиционирует свой дебютный альбом The Art of Solo Guitar как первый в истории российского джаза альбом сольной гитарной музыки. Я, признаться, в первое мгновение не очень поверил этому громкому определению. В ...
Оливер Лейт – современный британский композитор, достаточно успешный, насколько я могу судить по данным пресс-релиза. В 2014 году он был удостоен премии Королевской филармонии в области композиции, а в 2016 году получил Премию британских ...
Когда музыка исполняется только ударными - это всегда и красиво, и зрелищно (если, конечно, тебе повезло наблюдать за действом вживую). И стилистика тут может быть любая: хороши и академический ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, и ...
«Пабло Эмбон остается верен себе и, в то же время, меняется, причем в сторону, которая мне кажется более интересной», - так я сформулировал сам для себя впечатления от прослушивания альбома Harmony Tales. Но чтобы читатель согласился или не ...
Видимо, рецензия на страницах jazzquad.ru на альбом квинтета аргентинских импровизаторов из Ла-Платы No Comunica послужила причиной того, что один из участников того проекта, саксофонист Матиас Формика, прислал линк с альбомом другого участника – ...
У этого коллектива «говорящее» название: Pacific – потому что с Западного побережья США, а Mambo сразу выдает приверженность к афро-кубинской музыке. Первоначально основанный в 2010 году мексиканским пианистом Кристианом Тумаланом и немецким ...
Пираты Карибского моря существуют не только на экране, они существуют и сегодня. Правда, называются они Mighty Pirates Troubadours, а капитаном у них не Джек Воробей, а Папо Васкес, да и портом приписки значится Нью-Йорк. Но в нашем шутливом ...
Из своих 42-х лет (он родился в сентябре 1978 года) альт-саксофонист, композитор и педагог, обладатель дипломов Беркли, Манхэттен Скул оф Мьюзик и Джульярда Патрик Корнелиус последние 18 лет живет и работает в Нью-Йорке. За эти годы он стал большим ...
Не стоит искать ядовитую иронию относительно качества российских дорог в названии этого альбома. Речь идет о российских дорогах в самом прямом смысле слова. Их немало исколесил нидерландский саксофонист Пауль ван Кеменаде, последние несколько лет ...
Канадский джазовый квартет из Торонто Peripheral Vision существует уже десять лет. Основная его движущая сила – это гитарист Дон Скотт и басист Майкл Херринг, они пишут исполняемую музыкантами музыку. За эти годы квартет записал четыре альбома, ...
Питер Кэмпбелл с его канадской мамой и американским папой - идеальный североамериканец. Он родился и вырос в Нью-Йорке, но на каникулы всегда отправлялся к родственникам в Онтарио или Новую Шотландию. Музыкой, и в частности вокалом, он начал ...