Прочитав пресс-релиз еще до прослушивания альбома, я несколько скептически воспринял цитату из Chicago Tribune: «Originations явно выводит Коэна в первые ряды современных джазовых композиторов». Понятно, думалось мне, респектабельная чикагская газета явно благоволит к земляку, преувеличенно восторгаясь его новым альбомом. Но поближе познакомившись с этим альбомом, я склонен, пусть частично, согласиться с приведенной оценкой. Originations – работа действительно яркая и не рядовая, она производит сильное впечатление и заставляет пристальнее взглянуть на творчество пианиста, композитора и бэнд-лидера Райана Коэна.
Коэн (р.1971) – уроженец Чикаго, при этом в его жилах течет кровь двух родственных, но уже много лет противостоящих друг другу на Ближнем Востоке народов – арабов и евреев. На джазовой сцене он активно заявил о себе в 90-е годы – сначала как автор музыки к работам Рэмзи Льюиса, Джона Фаддиса, Фредди Хаббарда, Регины Картер, а затем в 1995 году начал собственную сольную карьеру, выпустив свой первый альбом. Нынешний Originations – это уже шестая его работа. Вся музыка здесь – авторская, а для ее записи Коэн собрал команду из одиннадцати музыкантов, среди которых немало его старых партнеров. В первую очередь я имею ввиду немного уже знакомого нашим читателям кларнетиста и саксофониста Джофа Брэдфилда и опытнейшего басиста (38 лет в трио Ахмада Джамала) Джеймса Каммака. В записи участвовал классический камерный струнный квартет The KAIA String Quartet, а сирийский перкуссионист Омар Мусфи добавил экзотических красок в общий саунд.
А теперь об этом самом саунде. Этника и джаз давно и успешно уживаются вместе – примеров тому несть числа. Еще более давняя история у попыток синтеза джаза и академической музыки, то, чему Гюнтер Шуллер придумал название «третье течение». Но Райан Коэн идет дальше: он стремится соединить джаз, этнику и академическую музыку, и – у него получается! Я с огромным удовольствием прослушал весь альбом. Уже стартовая пьеса The Hours Before Dawn погружает вас в мир арабской сказки, но рассказанной на языке в равной степени джазовом и академическом. Помимо «арабской» темы у сына двух народов есть в этом альбоме и «еврейская», точнее израильская: я имею ввиду композицию Sabra – это плод произрастающего в Израиле съедобного кактуса, колючий снаружи и сладкий внутри, а также самоназвание израильтян, родившихся на Земле Обетованной. В остальных четырех композициях этника выражена меньше, но глубина музыки Райана, взаимодействие музыкантов, сложная структура композиций, игра темпами и настроениями впечатляют с не меньшей силой. Так что, на мой взгляд, Originations – действительно сильная, интересная и в чем-то новаторская работа, которую стоит не пропустить.
Хавьер Неро – талантливый тромбонист, победитель четырех международных конкурсов исполнителей на этом инструменте. Последние годы он живет в Нью-Йорке и активно участвует в джазовой жизни, руководя двумя своими составами – септетом и большим ...
Аргентинский гитарист Хавьер Субатин родился в Буэнос-Айресе в 1985 году, но сейчас живет и работает в Португалии, в 2019 году получил степень в Высшей школе музыки в Лиссабоне, и вся его творческая работа связана с европейским джазом. Субатин ...
Очень точное название дал своему новому альбому американский вокалист ДжейДи Уолтер: «Одетые в песню». Я смог это оценить, прослушав программу, подготовленную к выпуску в феврале 2020 года на JWAL Records. ДжейДи просто одевает в ...
Одна из композиций дебютного альбома тенор-саксофониста из Лос-Анджелеса Джеффа Элвуда называется For Roger. Она посвяшена памяти его друга, басиста Роджера Шью, умершего совсем молодым в 2016 году. Роджер все время настаивал на том, чтобы Джефф ...
Четвертый раз мы встречаемся с работой американского музыканта и компьютерщика Джеффа Морриса и второй раз за этот год. Понятно, все биографические подробности желающие могут поискать в прежних текстах, а сейчас сразу перейдем к новой работе. Обычно ...
Третий альбом Джеффа Морриса – и третья встреча с ним для нашего сайта. Напомню: рецензии на Interfaces. Jazz Meets Electronics (2018) и With Strings. Live Sampling In Counterpoint (2019) вместе с биографическими подробностями из жизни американского ...
На обложке альбома The Ripple стоят имена двух известных американских тенор-саксофонистов. Руперт играл с Мэхогени, Бенни Картером, Сэмом Риверсом, Мейнардом Фергюссоном. Ветеран джаза Гарцоне работал с Такумой, Пересом, Ловано, сейчас преподает в ...
Американская пианистка Джени Слотчивер записала альбом, который можно сравнить с научной работой в сфере истории американской музыки. «Американское наследие» - это история проявлений афро-американской традиции в творчестве самых разных композиторов ...
Мосты – это то, что соединяет людей и культуры. Так что, название дебютного альбома саксофониста и композитора Джесси Райана глубоко символично. Джесси живет в канадском Торонто, но родился и вырос он в карибском государстве Тринидад и Тобаго, а ...
Американский джазовый гитарист Джим Робитейл, постоянно сотрудничающий с лейблом Whaling City Sound, и похож и не похож на самого себя, если сравнивать его прошлогодний альбом A View From Within (обзор диска есть на сайте) и нынешний Space Cycles. ...
Мечты сбываются! – так можно было бы назвать этот текст. За свою долгую жизнь в музыке Джим Уоллер перепробовал, кажется, все – и только не было у него собственного биг-бэнда. И вот этот момент настал. Альбом Bucket List записан биг-бэндом полного ...
Фанк или ритм-энд-блюз? Ритм-энд-блюз или все-таки фанк? Для того, чтобы найти правильный фарватер между этими двумя берегами и умело провести по нему свой корабль, на борту которого гордо написано Roots, надо быть действительно мудрейшим Йодой (вы, ...