В 2017 году певица Айнур (ее полное имя – Айнур Доган) была удостоена Институтом средиземноморской музыки Беркли премии «Мастер средиземноморской музыки» в категории «Женщины Средиземноморья в действии». Мне доводилось слушать немало альбомов вокалисток, исполняющих этническую музыку народов Средиземноморья. Это были певицы из Туниса и Италии, Греции и Израиля, Турции и Испании. Но хотя Айнур родилась в Турции, ее родные края – это восточная часть страны, регион Курдистана, богатый горными массивами, лесами, лугами, быстрыми горными речками, регион, который на политической карте мира разделен между четырьмя странами – Турцией. Ираном, Ираком и Сирией, регион, в котором живут курды, народ, обладающий древними культурными традициями и не имеющий своей государственности. Курдянка Айнур – голос своего народа, женщина, очень много делающая для сохранения его музыкальной культуры.
Айнур сотрудничает с всемирно известным виолончелистом Йо Йо Ма и его Silk Road Ensemble, голландским ансамблем Nederland Blazers Ensemble, ведущим джазовым оркестром Германии NDR Big Band, сирийским кларнетистом Кинаном Азмехом и испанским композитором и гитаристом Хавьером Лимоном. На ее счету очень солидная дискография, в которой представляемый сегодня альбом Hedûr / Solace Of Time стал уже седьмым по счету. И, одновременно, это первый альбом, в котором Айнур взяла на себя обязанности аранжировщика, композитора и продюсера, а в титульной композиции Hedûr – еще и исполнительницы на курдском струнном инструменте танбур. Название альбома и песни Hedûr трудно перевести однозначно, это нечто вроде «обретение душевного равновесия, душевного умиротворения». Для Айнур эта песня – определенное послание своему народу, многие представители которого живут в очень непростых условиях. В целом же альбом состоит как из собственных песен Айнур, так и из традиционных фольклорных песен, многие из которых собрал Хусейн Эрдем, курдский писатель и основатель ПЕН-центра курдской литературы. О чем они? Как любой фольклор: о любви, о красоте родных мест, и, конечно, колыбельная… В прекрасно изданном буклете к альбому все тексты песен приведены на трех языках – курдском, турецком и английском. Увы, здесь не нашлось места для состава музыкантов, участвовавших в записи, и только из пресс-релиза, присланного вместе с линком для скачивания альбома, я узнал, что с Айнур работал немецкий джазовый пианист Франц фон Чосси.
Возможно, ему Айнур обязана определенными джазовыми интонациями в своем проекте. Сильный, красивый голос певицы завораживает. Признаюсь, что не будучи специалистом, я вряд ли смогу выделить особенности именно курдского фольклора по сравнению, скажем, с арабским или турецким. Но и не будучи специалистом, чувствуешь искренность, эмоциональную мощь и красоту пения Айнур. Думаю, это чувствуют многие. Вместе с линком Айсун Карадоган прислал и расписание концертов Айнур на ближайший год. В феврале и марте Айнур выступает в Турции (первые гастроли за последние пять лет), при этом билеты на концерты в Стамбуле и Анкаре уже распроданы. А дальше певицу ждут в Нидерландах, Франции, Норвегии… Это голос, который стоит услышать!
Бенни Рубин-младший – музыкант - саксофонист из поколения «молодых львов», активно завоевывающих в последние годы место под джазовым солнцем. Родился он в городе Флинт, Мичиган, там же начал заниматься музыкой, но когда успехи и талант Бенни стали ...
Энергичное название в повелительном наклонении, энергичная музыка, сорокашестиминутный альбом «проглатывается» на одном дыхании – как в детстве, когда в первый раз в жизни читаешь «Три мушкетера» - отличный альбом получился у Брайана Кукена и его ...
Тридцать восемь лет назад, в марте 1982 года, объединенная любовью к музыке группа друзей-одноклассников из Булавайо, Зимбабве создала этот вокальный коллектив. Его название Black Umfolosi связано с названием реки Умфолози Омнияма в провинции Наталь ...
Боб Глюк (р.1955) – крупный мастер в сфере джазового авангарда и электронной музыки. Как пианиста Карл Аккерман из All About Jazz ставит его в один ряд с Эндрю Хиллом и Сесилом Тейлором. В ряду его партнеров значатся такие громкие имена, как Джейн ...
Признаюсь, приступал к прослушиванию этого альбома, как ребенок – к любимому лакомству. Понятно, что людям, серьезно интересующимся джазом авангардного толка, имена на обложке альбома уже говорят о многом. Мне же посчастливилось послушать немало их ...
После приятного впечатления, оставленного четвертым альбомом живущей в Нью-Йорке канадской басистки Брэнди Дистерхефт Blue Canvas (обзор ищите на сайте), четыре года спустя я в позитивном настроении готовился к прослушиванию ее новой работы ...
Прекрасный, но очень короткий альбом живущей ныне в Чикаго аргентинской флейтистки Карлы Кампопиано Chicago/Buenos AiresConnections двухлетней давности (см. обзор этого диска на сайте) получил продолжение пол тем же названием, но под порядковым ...
Я бы не стал рекомендовать этот альбом ни любителям традиционного новоорлеанского раннего джаза, ни поклонникам фри-джаза, фьюжн и других поздних направлений. Этот альбом – для тех, у кого джаз ассоциируется с золотыми стандартами, звучащими в ...
Новая экскурсия в мир чикагского джаза. Все лица знакомые, всех доводилось слушать в разных сочетаниях, но на сей раз в центре внимания – трубач и композитор Чад МакКаллоф. Он живет в Чикаго последние семь лет, а до того делал карьеру в своем родном ...
29 августа 2020 года исполняется сто лет со дня рождения одного из основоположников современного джаза, гениального Чарли Паркера. За день до этой даты увидит свет альбом-трибьют Birdsong нью-йоркской пианистки и вокалистки Чемпиэн Фултон, ...
Гитарист Чарльз Колицца родился в Монреале. Музыкой он начал заниматься в шесть лет, а на гитаре играет с двенадцати. Тайны гитарного мастерства он постигал в родном городе, причем так успешно, что даже выиграл студенческий конкурс джазовых ...
Джаз изначально был связан с танцем, вроде бы накрепко и неразрывно. Но по мере развития и усложнения джаза связь эта постепенно исчезла. Джаз превратился скорее в искусство для филармонических залов, чем для танцплощадок. Ветеран джаза, ...