В 2017 году певица Айнур (ее полное имя – Айнур Доган) была удостоена Институтом средиземноморской музыки Беркли премии «Мастер средиземноморской музыки» в категории «Женщины Средиземноморья в действии». Мне доводилось слушать немало альбомов вокалисток, исполняющих этническую музыку народов Средиземноморья. Это были певицы из Туниса и Италии, Греции и Израиля, Турции и Испании. Но хотя Айнур родилась в Турции, ее родные края – это восточная часть страны, регион Курдистана, богатый горными массивами, лесами, лугами, быстрыми горными речками, регион, который на политической карте мира разделен между четырьмя странами – Турцией. Ираном, Ираком и Сирией, регион, в котором живут курды, народ, обладающий древними культурными традициями и не имеющий своей государственности. Курдянка Айнур – голос своего народа, женщина, очень много делающая для сохранения его музыкальной культуры.
Айнур сотрудничает с всемирно известным виолончелистом Йо Йо Ма и его Silk Road Ensemble, голландским ансамблем Nederland Blazers Ensemble, ведущим джазовым оркестром Германии NDR Big Band, сирийским кларнетистом Кинаном Азмехом и испанским композитором и гитаристом Хавьером Лимоном. На ее счету очень солидная дискография, в которой представляемый сегодня альбом Hedûr / Solace Of Time стал уже седьмым по счету. И, одновременно, это первый альбом, в котором Айнур взяла на себя обязанности аранжировщика, композитора и продюсера, а в титульной композиции Hedûr – еще и исполнительницы на курдском струнном инструменте танбур. Название альбома и песни Hedûr трудно перевести однозначно, это нечто вроде «обретение душевного равновесия, душевного умиротворения». Для Айнур эта песня – определенное послание своему народу, многие представители которого живут в очень непростых условиях. В целом же альбом состоит как из собственных песен Айнур, так и из традиционных фольклорных песен, многие из которых собрал Хусейн Эрдем, курдский писатель и основатель ПЕН-центра курдской литературы. О чем они? Как любой фольклор: о любви, о красоте родных мест, и, конечно, колыбельная… В прекрасно изданном буклете к альбому все тексты песен приведены на трех языках – курдском, турецком и английском. Увы, здесь не нашлось места для состава музыкантов, участвовавших в записи, и только из пресс-релиза, присланного вместе с линком для скачивания альбома, я узнал, что с Айнур работал немецкий джазовый пианист Франц фон Чосси.
Возможно, ему Айнур обязана определенными джазовыми интонациями в своем проекте. Сильный, красивый голос певицы завораживает. Признаюсь, что не будучи специалистом, я вряд ли смогу выделить особенности именно курдского фольклора по сравнению, скажем, с арабским или турецким. Но и не будучи специалистом, чувствуешь искренность, эмоциональную мощь и красоту пения Айнур. Думаю, это чувствуют многие. Вместе с линком Айсун Карадоган прислал и расписание концертов Айнур на ближайший год. В феврале и марте Айнур выступает в Турции (первые гастроли за последние пять лет), при этом билеты на концерты в Стамбуле и Анкаре уже распроданы. А дальше певицу ждут в Нидерландах, Франции, Норвегии… Это голос, который стоит услышать!
Подобно тому, как Леонардо Павкович и MoonJune Records открыли нашим читателям индонезийский джаз и прог-рок, так же Мэтью Голомбиски и ears&eyes Records с каждым новым линком приоткрывают нам двери в джаз Аргентины. Этот релиз знакомит нас сразу с ...
Британский композитор Лиам Кэри совершенно не согласен с евангельскими предостережениями, приводимыми почтенными Марком, Лукой и Матфеем, о негодности старых мехов для молодого вина. В форму классического концерта он облек свое сочинение, где звучит ...
4-х струнная китайская лютня грушевидной формы под названием пипа – один из древнейших и наиболее распространенных в китайской традиционной музыке инструментов. Его забавно звучащее по-русски название на самом деле весьма прозаично: «пи» означает ...
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...