После февральского релиза альбома слепого индийского мультиинструменталиста Балуджи Шривастава Seasons of India британский лейбл ARC Music выпускает его большую новую работу Indian Classical Interactions. В рецензии на Seasons of India (ее легко найти на сайте) мы подробно рассказывали о биографии Шривастава, поэтому сейчас на ней останавливаться не будем. Есть смысл сразу перейти к рассказу о новом альбоме.
По его названию ясно, что музыка здесь связана с встречами индийской классической музыки с иными музыкальными культурами. Немаленькая по объему программа альбома состоит из четырех частей. Первая, A Dream ofAndalucia, занимает один трек. Это композиция, в которой Балуджи Шривастав играет на ситаре в дуэте с аргентинским гитаристом Игнасио Монтеверде. Индийская классическая традиция встречается здесь с музыкой фламенко на основе индийской раги Raag Charukeshi, обнаруживая и неожиданные общие черты, и красоту дуэта ситара и испанской гитары. Самая большая часть по количеству треков (со второго по десятый) называется Antardrishti - Inner Vision. Это совершенно уникальная интерпретация Шриваставом культовой для индийской религиозной философии книги Бхагавадгита, написанной между 400 и 200 годом до нашей эры на санскрите и являющеся частью гигантского эпоса Махабхарата. Содержание Бхавадгиты – это, по сути, разговор между одним из героев эпоса Арджуной и богом Кришной, затрагивающий массу религиозных, этических и философских проблем. Исполняет эту многослойную композицию вместе с Шриваставом и гостями проекта его ансамбль с характерным названием Inner Vision, состоящий из слепых музыкантов, инструменталистов и вокалистов их разных стран. Не берусь, в силу ограниченных знаний, судить о достоинствах этой сложнейшей работы, начинающейся и заканчивающейся с вокального хорового исполнения знаменитой мантры ОМ, но слушать – чрезвычайно интересно!
Третья часть альбома – это опять один трек, в котором Шривастав на дилрубе и танпуре аккомпанирует вокалу своей супруги Линды Шенсон. А исполняет она арию из еще одного уникального произведения – первой и пока единственной оперы на языке урду (втором по числу говорящих на нем в Индии) Sohini and Mahival, сочиненной совместно Балуджи Шриваставом и Дарио Маранелли. Упрощенно говоря, это индийский вариант «Ромео и Джульетты», рассказ о трагической любви девушки-хинду Сохини и юноши-мусульманина Манивала. Самая внушительная по времени звучания (три последних трека) – это четвертая часть альбома. Снова дуэт гитары и ситара, четыре сюиты под общим названием Poorvi Raag Mala (Garland of Raags), где вместе с Шриваставом на ситаре играет индонезийский гитарист Бу Бу Сьянтури. Это наиболее близкие к индийской классической музыке, содержащие импровизацию в строгих рамках классических мелодических и ритмических рисунков пьесы.
Вот такой удивительный альбом записал Балуджи Шривастав с музыкантами из разных стран – благо все они живут и работают в Лондоне. Отличный, интересный по музыкальному содержанию и просто познавательный пример успешной диффузии различных музыкальных культур. Спасибо, Шривастав! Спасибо, ARC Music!
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...
Апулия, эта нижняя задняя часть итальянского «сапожка» вместе с его «каблучком», - место, где издавна пересекались различные культуры. Здесь внимательный глаз заметит античные тени Великой Греции, здесь бывали норманны, арабы, сюда вторгались ...
Альбомом The Journey So Far канадский пианист и композитор Марио Романо представляет все лучшее, что было им сделано за последние десять лет. Это сборник типа The Best Of или Greatest Hits. И уже поэтому он идеально подходит для знакомства с этим ...
Басист Марк Годфри – это будущее канадского джаза. Слишком высокопарно? Но именно ему жюри из коллег-музыкантов присвоило титул «восходящей звезды джаза 2019» во время джазового фестиваля в Торонто. Конечно, тут надо иметь ввиду, что Марк ...