Arturo O’Farrill &The Afro Latin Jazz Orchestra - Four Questions
29.04.2020
«Что делает единство перед лицом бедствий / угнетения? Что делает честность перед лицом лжи / обмана? Что порядочность делает перед лицом оскорблений? Как добродетель встречает грубую силу?» Это цитата из написанной в 1903 году книги выдающегося борца за права темнокожих американцев Уильяма ДюБуа «Души черного народа». В 2016 году философ и публицист Корнел Уэст вместе с Артуро О’Фариллом и его Afro Latin Jazz Orchestra представили на одном из концертов композицию Four Questions, где Уэст выступает с речью, включающей эти четыре вопроса Дюбуа, под музыку О’Фарилла. Сегодня она вошла в новый альбом О’Фарилла и даже дала ему название.
Надо сказать, и в целом идеологический градус накала в новой работе Артуро весьма высок. Половину альбома составляет, например, большая сюита из четырех частей A Still, Small Voice, основная идея которой состоит в том, что у каждого из нас есть некий внутренний голос, который одни называют интуицией, а другие – божественным откровением, и который помогает различать добро и зло. Артуро О’Фарилл всецело поддерживает своего близкого друга Уэста в социальной критике деятельности нынешней президентской администрации и, надо сказать, в музыкальном плане эта поддержка выглядит очень мощной.
Когда я слушал альбом Four Questions с его прекрасной работой секций оркестра, с вокальными фрагментами, с монументальной и оригинально аранжированной музыкой (это, кстати, первый альбом О’Фарилла, полностью состоящий из его собственных композиций), в памяти вставали два могучих имени: Дюк Эллингтон и Чарли Мингус. Мощь музыки и идей, которые в ней заложены, позволяют сравнивать работу О’Фарилла с этими титанами. Впрочем, и сам Артуро О’Фарилл вполне может быть причислен к элите современного джаза, особенно в его афро-латинском варианте.
Сын выдающегося джазового музыканта Чико О’Фарилла, Артуро родился в Мехико, но рос в Нью-Йорке. Свой Afro Latin Jazz Orchestra он основал в 2002 году, до этого успев поработать пианистом в биг-бэнде Карлы Блей (в 1979-83 годах), играть с Диззи Гиллеспи, Лестером Боуи, Уинтоном Марсалисом и Гарри Беллафонте. Но большой успех он снискал именно с Afro Latin Jazz Orchestra. Уже дебютный альбом коллектива принес ему в 2009 году Грэмми за лучший альбом латинского джаза. Последующие альбомы принесли ставшему непререкаемым авторитетом в латинском джазе музыканту еще несколько Грэмми и латинских Грэмми. Слается мне и новое полотно О’Фарилла без наград не останется…
(Arturo O’Farrill – p, cond; Dr Cornell West – narrator (tk 3); Bobby Porcelli, Ivan Renta, Jeremy Powell, Larry Bustamante, David DeJesus, Peter Brainin, Jason Marshall – saxes; Bryan Davis, Seneca Black, Adam O’Farrill, John Bailey, David Smith, Jim Seeley, Jonathan Powell – tp; Rafi Malkiel, Kajiwara Tokunori, Frank Cohen, Earl McIntyre – tb, tuba; Ricardo Rodriguez, Gregg August - b; Vince Cherico – dr; Tony Rosa, Roland Guerrero – congas; Carly Maldonado – bongos, perc; Joe Gonzalez – bongos; Alison Deane – p; guests: Jana Ballard, Aubrey Johnson, Edda Fransdottir – voc; Sharon Moe – French horn (tk 5); DJ Logic – turntables;)
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...
Апулия, эта нижняя задняя часть итальянского «сапожка» вместе с его «каблучком», - место, где издавна пересекались различные культуры. Здесь внимательный глаз заметит античные тени Великой Греции, здесь бывали норманны, арабы, сюда вторгались ...
Альбомом The Journey So Far канадский пианист и композитор Марио Романо представляет все лучшее, что было им сделано за последние десять лет. Это сборник типа The Best Of или Greatest Hits. И уже поэтому он идеально подходит для знакомства с этим ...
Басист Марк Годфри – это будущее канадского джаза. Слишком высокопарно? Но именно ему жюри из коллег-музыкантов присвоило титул «восходящей звезды джаза 2019» во время джазового фестиваля в Торонто. Конечно, тут надо иметь ввиду, что Марк ...
Запись этого альбома была осуществлена в августе 2016 года, альбом Lift Off был полностью готов в 2018 году, но реально поступит в продажу только в феврале текущего, 2020-го года. Так или иначе, с секстетом канадского барабанщика, композитора и ...
В наших «Новостях» уже публиковалась информация о юбилейном, сотом альбоме лейбла MoonJune Records, а теперь подоспел и сам альбом. Не знаю, получилось ли это случайно, или шеф лейбла Леонардо Павкович специально подгадал так, чтобы сотым стал ...