Американского музыканта Кейна Матиса я бы назвал в первую очередь этномузыкологом. Кейн глубоко увлечен изучением не европейских музыкальных культур и освоением экзотических для западной публики инструментов. В течение 15 лет, начиная с 1997 года, он регулярно совершал путешествия в африканскую страну Гамбия, где изучал искусство игры на распространенной во всей Западной Африке 21-струнной коре – гибриде арфы и лютни, если искать знакомые аналоги. Его учителем был Маламини Жобартех, представитель династии африканских музыкантов, мастеров игры на коре народа мандинка. Настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, дали свои результаты. Матис был отмечен выступлениями по национальному телевидению и радио Гамбии, удостоен признания министром культуры этой страны и даже ее президентом.
Но интересы Кейна распространяются не только на Африку. Его внимание привлек и такой струнный инструмент, как уд, широко распространенный на всем Ближнем Востоке, а также на Кавказе и в Средней Азии. В 1998 году он начал обучаться игре на уде у Мутлу Торуна в консерватории Стамбула, а потом пять с половиной лет перенимал опыт у виртуоза игры на уде и педагога Мюнира Нуреддина Бекена.
Представляемый альбом Geminus назван так не случайно. Если хотите, это творческий отчет Кейна Матиса по искусству владения, как корой, так и удом. Пригласив в качестве ассистентов таких опытных музыкантов, как басист Сэм Минайе, работавший с Тиграном Амасяном и Марком Джулианой, и ударник Джон Хэтфилд, игравший с Йо Йо Ма и Кинаном Азмехом, Матис записал в Нью-Йорке программу из десяти собственных композиций, где чередуются сочинения для солирующей коры и солирующего уда. Впечатление от такого букета поначалу кажется непривычным, но затем находишь в музыке Матиса внутреннюю логику: красота музыки не зависит от того, музыкальная культура какого народа лежит в основе. Ну, а то, что сам Кейн Матис действительно мастерски играет на обоих инструментах, вы почувствуете почти сразу.
Большой и весьма амбициозный проект живущего последние десять лет в Чикаго мексиканского ударника и композитора Густаво Кортиньяса. Он выступал и записывался со многими здешними коллективами: Kitt Lyles’ Real Talk, Erik Skov’s Liminality, Imagery ...
Дебютный альбом певицы и тромбонистки Хэйли Бриннел интересен по многим причинам. Во-первых, она действительно хорошо играет на тромбоне, а что касается вокала, то Хэйли в 2021 году стала финалисткой международного конкурса джазовых вокалисток имени ...
Этот альбом изначально был обречен на повышенный интерес, благодаря именам, которые значатся на его обложке. Саксофонист и композитор Джон Колтрейн (1926-1967) – одна из икон джаза. Более того, в джазовом иконостасе последних лет сорока, на мой ...
Эта запись была сделана в июле 2019 года. Басист и продюсер Леон Ли Дорси пригласил сделать совместную запись известного хард-бопового пианиста Хэролда Мэйберна, последователя Ахмада Джамала и Финеаса Ньюборна, уважаемого ветерана и одного из лучших ...
Рассказ об этом альбоме мне хотелось бы начать с нескольких слов об издавшем его лейбле, потому что история его не совсем обычна. В 1999 году на джазовой карте Нью-Йорка появился клуб Smoke, довольно быстро завоевавший славу одной из самых ...
Хелен Санг, пианистка и композитор китайского происхождения из Хьюстона, Техас, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Университете штата в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла ...
Дебютный альбом очень необычного джазового квартета. Нет, по инструментарию здесь все вполне привычно, я имею ввиду участников этого ансамбля. Основали Horizons Quartet двое молодых (Дэну Уилкинсу нет еще и тридцати) музыкантов. Саксофонист из ...
Авангард в квадрате – так я охарактеризовал бы этот альбом. Это концертная запись, сделанная в Лондоне летом 2019 года. Ее главный герой – валлийский писатель и кинорежиссер Иэн Синклер (р.1943), личность весьма известная в литературном мире ...
Аргентинец Игнасио Лусарди Монтеверде начал играть на гитрае в родном Буэнос-Айресе в шесть лет, а в девять, познакомившись с музыкой Пако Де Люсия, навсегда полюбил фламенко. В 2013 году он окончил консерваторию в Буэнос-Айресе и почти сразу ...
Давненько я не знакомился с новыми работами петербургского музыканта Ильи Белорукова, работающего преимущественно в сфере экспериментальной музыки, изданными вне его собственного лейбла Intonema. Альбом Someone Has Always Come выпущен польским ...
Петербургский авангардный музыкант Илья Белоруков неплохо знаком тем из наших читателей, кто предпочитает именно это направление. Большинство работ Ильи выходит на его лейбле Intonema Records, но сейчас мы представляем проект, релиз которого ...
Дмитрий Илугдин (р.1977) – один из самых ярких представителей поколения сорокалетних в российском джазе. Счастливый возраст! Уже есть имя, есть общепризнанное мастерство, накоплен богатый опыт – тут и учеба в классе Игоря Бриля, и многолетнее ...