Элина Дуни родилась в Тиране, когда в Албании еще царил один из самых одиозных коммунистических режимов. Но уже в 1992 году, после его падения, мать с талантливой дочкой перебрались в Женеву, где Элина начала получать систематическое музыкальное образование и познакомилась с джазом. Через какое-то время Элина Дуни организовала собственный ансамбль, в рамках которого начала вырабатывать свой индивидуальный стиль, в основу которого легло сочетание фолк-музыки с джазом. После первых двух альбомов певицы, в 2012 году она выпустилв свой первый альбом на ECM и с тех пор остается постоянным артистом одного из самых престижных в джазовом мире лейблов. На счету Дуни немало наград, полученных в разных странах – Швейцарии, Германии, Албании, Бельгии.
В 2017 году Дуни начала сотрудничать с молодым английским гитаристом Робом Луфтом, которого британская пресса называет самым талантливым новым джазовым гитаристом в стране со времен МакЛафлина. Их совместный проект заслужил самые теплые отклики прессы, а в феврале 2020 года Элина и Роб при участии швейцарского флюгельгорниста Матье Мишеля и английского пианиста и ударника Фреда Томаса записали свой первый совместный альбом Lost Ships, который издан ECM Records 13 ноября.
Элина и Роб стремились сделать эту работу как можно более разноплановой, попробовать силы в сферах, ранее не затрагивавшихся Элиной Дуни, не отступая при этом от социальной тематики, в частности, проблемы миграции, ставшей центральной в ее предыдущем альбоме Partir. И если исполнение Элиной хита Фрэнка Синатры I’m A Fool To Want You показалось мне не самым убедительным, то в песне Шарля Азнавура Hier Encore Дуни выглядит очень органично. Кроме того, Дуни вписала свое имя в длинный ряд исполнителей традиционной американской фолк-баллады The Wayfaring Stranger – и ее интерпретация, на мой вкус, великолепна! Ну, и конечно же, Элина очень хороша в исполнении традиционных песен ее родного балканского региона: Bella Ci Dormi, Kur Me Del Ne Dere и других. А ровно половину программы составили песни, написанные Элиной и Робом совместно, включая титульную Lost Ships, посвященную памяти мигрантов, погибших в Средиземном море. Для меня, пожалуй, самой яркой в этой части альбома стала композиция Flying Kites. Остается процитировать обозревателя London Jazz News, слушавшего Дуни и Луфта в 2019 году: « В парящем, чувственном пении Дуни есть ясность и чистота … пропитанные элементами джаза… гитара Луфта следует за ней почти на телепатическом уровне, текстурное разнообразие его игры идеально дополняет вокальную линию, а его соло – миниатюрные шедевры лаконичности и утонченности. Если коротко: классический ЕСМ.» К этому трудно что-либо добавить.
Британский композитор Лиам Кэри совершенно не согласен с евангельскими предостережениями, приводимыми почтенными Марком, Лукой и Матфеем, о негодности старых мехов для молодого вина. В форму классического концерта он облек свое сочинение, где звучит ...
4-х струнная китайская лютня грушевидной формы под названием пипа – один из древнейших и наиболее распространенных в китайской традиционной музыке инструментов. Его забавно звучащее по-русски название на самом деле весьма прозаично: «пи» означает ...
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...
Апулия, эта нижняя задняя часть итальянского «сапожка» вместе с его «каблучком», - место, где издавна пересекались различные культуры. Здесь внимательный глаз заметит античные тени Великой Греции, здесь бывали норманны, арабы, сюда вторгались ...