Так уж получилось, что в момент, когда я пишу эти строки, на Южном Кавказе льется кровь: вновь обострился конфликт в Нагорном Карабахе. И пусть кому-то это может показаться смешным, но альбом этнической музыки со скромным названием Meeting, который записали совместно турок, армянин и грузин, назвавшие свой проект A.G.A. Trio, указывает один из альтернативных путей к миру в этом регионе. Это путь взаимного уважения культурных традиций всех народов региона, традиций, в которых, как показывает A.G.A. Trio, так много общего.
Проект берет начало с того момента, как уроженец Стамбула, турецкий музыкант-мультиинструменталист Дениз Махир Картал (р.1987), с 2013 года живущий в Германии, приехал в Ереван летом 2017 года для изучения общих корней армянской и турецкой музыки. Здесь играющий на кавале Картал начал сотрудничать с молодым, но уже весьма известным дудукистом Арсеном Петросяном (р.1994). В процессе работы выяснилось, что корни семьи Петросяна связаны с Грузией, куда его предки бежали из Эрзерума, а на черноморском побережье Турции сильно влияние грузинской культуры. Тогда и было решено привлечь к проекту также уроженца Турции и также ныне живущего в Германии аккордеониста грузинского происхождения Микаила Якута (р.1987). Так появилось A.G.A. Trio.
В альбом Meeting, записанный в Германии и изданный британским лейблом ARC Music, вошло 12 композиций. Здесь есть пьесы, который каждый из участников играет соло: Kara Koyun играет на кавале Картал, Siretsi Yars Taran на дудуке исполняет Петросян, Dzveli Kartuli Satsekvao играет на аккордеоне Якут. Но в большинстве пьес мы слышим музыкантов, играющих вместе. Они исполняют Erzrumi Shoror, Adanayi Voghpe / Adana Ağıdı , Bingyol – горькие армянские песни памяти замученных в этих некогда бывших родными местах, в Tal Tala / Daldalan и Tamzara показывают насколько схожи народные танцы турок и армян, а в Naz Barı & Nazpar & Halay – еще и азербайджанцев, играют фрагмент из классической грузинской оперы-комедии Tsekva Kartuli ‘Keto da Kote’. Каждую из мелодий сопровождает ее история. Иногда это очень важно, как, например, в случае с Adanayi Voghpe / Adana Ağıdı. В начале ХХI века эта мелодия стала в Турции популярной лирической песней, но на самом деле это песнь скорби о тысячах армян, живших в этом городе, когда-то столице Киликийского армянского царства, и ставших в 1909 году жертвами погрома, учиненного младотурками. Музыканты специально подчеркивают, что таким образом они восстанавливают историческую справедливость и историческую память. Альбом чисто инструментальный, но в буклет включены также тексты, с которыми обычно исполняются четыре мелодии – три армянские и одна грузинская. В двух случаях это стихи известного армянского поэта Аветика Исаакяна. Все тексты даны на языке оригинала и в английском переводе.
Удивительный альбом! Дудук, кавал и аккордеон прекрасно звучат вместе. Музыканты нашли общий язык гораздо быстрее политиков. Но, может быть, их пример послужит для политиков уроком?
Небольшой EP, убедительно демонстрирующий, что идеи свободной импровизации близки молодому поколению музыкантов, так сказать, героям завтрашнего дня. Впрочем, они уже и сегодня успели немало. Тенор-саксофонистка из Буэнос-Айреса Камила Неббия ...
Как это было в Новом Орлеане…. Только с момента появления грамзаписи мы можем получить весьма приблизительное представление о том, что такое новоорлеанский джаз. Приблизительное – потому что даже самая совершенная запись не может передать волшебную ...
Недавно нью-йоркский лейбл Outside in Music организовал импринт NextLevel специально для издания первых альбомов исполнителей, еще только ищущих свой путь в музыке. Наверное, басист и композитор из Филадельфии Николас Кроляк под это определение ...
Саксофонист и композитор Николас Бруст – типичный представитель современного поколения джазменов, людей высокообразованных, прекрасно технически подготовленных и выходящих на сцену со свежими идеямиЮ опирающимися на опыт предшественников. Для ...
СOVID-19 иногда дает неожиданные эффекты. Среди тысяч людей по всему миру, запертых в своих домах, есть и люди творческие. Ник Пек в две сессии звукозаписи, в мае-июне и октябре-ноябре 2020 года, записал альбом The Last Train to Desolation Pass и в ...
Все участники этой записи хорошо знакомы нашим читателям в первую очередь по релизам MoonJune Records. Подозреваю, что именно работая с Леонардо Павковичем, они впервые познакомились и друг с другом. Так или иначе, перед нами Flying Spirits - ...
Четвертый альбом джазовой вокалистки из Нью-Йорка Николь Зурейтис и второй, который мне доводится слушать и рецензировать. Первая встреча произошла на ее предыдущем альбоме Hive Mind, изданном в 2017 году тем же лейблом Dot Time Records и оставившим ...
Трудно без улыбки смотреть на обложку этого альбома. Что ж, когда у людей есть чувство юмора, это предвещает, что и под обложкой скрывается нечто интересное. В случае с You, Me & Cole, дуэтном альбоме израильской вокалистки Ноа Леви и японского ...
«И в тридцать лет, и в сорок, я мечтал сделать нечто подобное, но, откровенно говоря, только сейчас я дозрел для такого проекта» - так отзывается о своем альбоме New York Strong – Latin Jazz! тромбонист Ной Блесс. Этот музыкант работает на джазовой ...
С индийским гитаристом-самоучкой Ноширом Моди, уже четверть века живущим в Штатах, наш сайт впервые встретился семь лет назад, когда мне довелось рецензировать его альбом Stories From The Years Of Living. И вот – новая встреча, новый альбом Ношира с ...
Олег Иванов (точнее, Олег В. Иванов ) позиционирует свой дебютный альбом The Art of Solo Guitar как первый в истории российского джаза альбом сольной гитарной музыки. Я, признаться, в первое мгновение не очень поверил этому громкому определению. В ...
Оливер Лейт – современный британский композитор, достаточно успешный, насколько я могу судить по данным пресс-релиза. В 2014 году он был удостоен премии Королевской филармонии в области композиции, а в 2016 году получил Премию британских ...