Так уж получилось, что в момент, когда я пишу эти строки, на Южном Кавказе льется кровь: вновь обострился конфликт в Нагорном Карабахе. И пусть кому-то это может показаться смешным, но альбом этнической музыки со скромным названием Meeting, который записали совместно турок, армянин и грузин, назвавшие свой проект A.G.A. Trio, указывает один из альтернативных путей к миру в этом регионе. Это путь взаимного уважения культурных традиций всех народов региона, традиций, в которых, как показывает A.G.A. Trio, так много общего.
Проект берет начало с того момента, как уроженец Стамбула, турецкий музыкант-мультиинструменталист Дениз Махир Картал (р.1987), с 2013 года живущий в Германии, приехал в Ереван летом 2017 года для изучения общих корней армянской и турецкой музыки. Здесь играющий на кавале Картал начал сотрудничать с молодым, но уже весьма известным дудукистом Арсеном Петросяном (р.1994). В процессе работы выяснилось, что корни семьи Петросяна связаны с Грузией, куда его предки бежали из Эрзерума, а на черноморском побережье Турции сильно влияние грузинской культуры. Тогда и было решено привлечь к проекту также уроженца Турции и также ныне живущего в Германии аккордеониста грузинского происхождения Микаила Якута (р.1987). Так появилось A.G.A. Trio.
В альбом Meeting, записанный в Германии и изданный британским лейблом ARC Music, вошло 12 композиций. Здесь есть пьесы, который каждый из участников играет соло: Kara Koyun играет на кавале Картал, Siretsi Yars Taran на дудуке исполняет Петросян, Dzveli Kartuli Satsekvao играет на аккордеоне Якут. Но в большинстве пьес мы слышим музыкантов, играющих вместе. Они исполняют Erzrumi Shoror, Adanayi Voghpe / Adana Ağıdı , Bingyol – горькие армянские песни памяти замученных в этих некогда бывших родными местах, в Tal Tala / Daldalan и Tamzara показывают насколько схожи народные танцы турок и армян, а в Naz Barı & Nazpar & Halay – еще и азербайджанцев, играют фрагмент из классической грузинской оперы-комедии Tsekva Kartuli ‘Keto da Kote’. Каждую из мелодий сопровождает ее история. Иногда это очень важно, как, например, в случае с Adanayi Voghpe / Adana Ağıdı. В начале ХХI века эта мелодия стала в Турции популярной лирической песней, но на самом деле это песнь скорби о тысячах армян, живших в этом городе, когда-то столице Киликийского армянского царства, и ставших в 1909 году жертвами погрома, учиненного младотурками. Музыканты специально подчеркивают, что таким образом они восстанавливают историческую справедливость и историческую память. Альбом чисто инструментальный, но в буклет включены также тексты, с которыми обычно исполняются четыре мелодии – три армянские и одна грузинская. В двух случаях это стихи известного армянского поэта Аветика Исаакяна. Все тексты даны на языке оригинала и в английском переводе.
Удивительный альбом! Дудук, кавал и аккордеон прекрасно звучат вместе. Музыканты нашли общий язык гораздо быстрее политиков. Но, может быть, их пример послужит для политиков уроком?
Хотите знать, каким будет джаз ближайшего будущего? Один из вариантов развития нам демонстрирует молодой пианист, композитор и бэнд-лидер, работающий под именем Матис. В полном варианте его имя звучит, как Матис Жаона Жолан Пикар. Он родился в ...
Типичный вангоговский пейзаж, в который вписана маленькая фигурка человека, вышагивающего с саксофоном и не замечающего, что в следующее мгновение он может сорваться в пропасть… Так выглядит обложка альбома Мэтта ДеМерритта «Путешествие Дурака». ...
Канадская провинция Манитоба стала вторым домом для мультиинструменталиста из Нью-Йорка Мэтью Стеклера (р.1974), реализующего свои музыкальные проекты, как Мэтти Стекс. Выпускник нескольких американских университетов, музыкант преимущественно ...
Принято считать (хотя это далеко не всегда верно), что в академической музыке на контрабасе играют смычком, а в джазе – пиццикато. Если следовать этому стереотипу, то, судя по альбому Isla, аргентинский басист Максимиллиано Кирзнер в равной степени ...
Масштабное сочинение турецко-американского композитора Мехмета Али Санлыкола на историческую тематику, в равной степени использующее язык джаза, академической музыки и традиционной турецкой и сефардской музыки. Санлыкол прошел обычный для ...
Мы знакомимся с мультинструменталистом и композитором из Сан-Франциско (точнее – Залива) Майклом О’Нейлом на его пятом альбом альбоме, который, если верить пресс-релизу, существенно отличается от своих предшественников. Раньше О’Нейл выпускал ...
Чем отличаются друг от друга знаменитый новоорлеанский суп гумбо и суп с перцем из Лагоса, который в Западной Африке называют еще «зести»? Они вроде бы близки по рецептуре, но ингредиенты разные и вкус несколько иной. Если, не углубляясь в ...
Молодое – и по времени своего существования, и по возрасту участников трио MicroCorgi возникло в 2018 году в Нью-Йорке. И этот город стал самым логичным местом для встречи приехавшего из Нового Орлеана клавишника Эндрю МакГовена, прибывшего из Токио ...
У тридцатилетнего нью-йоркского пианиста и композитора Майка Бонда в феврале выходит дебютный альбом, для записи которого он собрал команду музыкантов самых разных возрастов, объединяемых в основном местом проживания: они все – резиденты ...
Похоже, идеи «третьего течения» живут и побеждают. Думаю, создатель этой теории Гюнтер Шуллер был бы очень доволен. В последнее время в редакционной почте все чаще встречаются проекты, где джазовыми средствами музыканты исполняют академическую ...
Известную русскую пословицу о том, что сани надо готовить летом вспомнил я, слушая на диво теплым сентябрьским вечером альбом Christmas Is: December Duets. Да, он оказался первым в этом году из серии так называемых «рождественских» альбомов, который ...
Карьера Мики Яманака в джазе явно идет в гору. Уроженка японского города Кобе, она в 2012 году перебралась в Нью-Йорк и здесь получила диплом по музыке в Queens College, где среди ее преподавателей были такие люди, как Фред Херш и Лэрри Голдингс. ...