В мае 2019 года, во время четвертого ежегодного слета музыкантов MoonJune Records в студии La Casa Murada, оборудованной в старинном (ХI век) здании в одной из деревушек близ Барселоны немецкий гитарист-новатор и композитор Маркус Ройтер записал этот альбом своего нового состава Markus Reuter Oculus. В записи приняли участие бывший музыкант King Crimson, английский скрипач и клавишник Дэвид Кросс, итальянский басист и продюсер Фабио Трентини и англо-израильский барабанщик Асаф Сиркис. Но этим состав Markus Reuter Oculus не ограничился. Позже записали и прислали свои партии британский гитарист Марк Уингфилд и американский электронщик Роберт Рич. Идейным вдохновителем всего проекта и исполнительным продюсером был шеф MoonJune Records Леонардо Павкович.
Nothing Is Sacred – не рядовой альбом для Ройтера. Как объясняет он сам, « Это безумная музыка. Я использовал композиционную систему, которая в основе своей заставляет музыкантов играть интуитивно. Они вынуждены следовать правилам, направленным на создание странных мелодий и гармоний. Подсознательно, я стремился создать нечто столь же фундаментально радикальное, как в свое время Bitches Brew … этакий импровизационный «биг-бэнд» - где каждый исполнитель вроде бы сам по себе, если говорить об определенном звуковом пространстве, но все связаны друг с другом с точки зрения общего ритмического рисунка и единой текстуры». Не могу судить, станет ли «Ничего святого» (так знаменательно звучит название альбома в переводе) эпохальной работой, которая повлияет на многих и многих, как это было с упомянутым Ройтером Bitches Brew Майлса Дэвиса, боюсь, что нет, но сам по себе альбом действительно впечатляет. Монументальность звуковой архитектуры, прямо-таки величественность протяженных во времени гитарных и клавишных партий, звучащих в плотном электронном коконе, отличает все пять пьес альбома, которые я воспринимал скорее, как единое целое. Закрадывалась даже мысль, не повлияла ли на Ройтера близость Барселоны с ее фантастическими работами Гауди во главе с недостроенным собором Святого Семейства. Во всяком случае, его музыка так же будит воображение и уводит его в края неизведанные…
Стилистически эта музыка, разумеется, авангардная, но привычное уже определение «фри-джаз» кажется для Nothing Is Sacred несколько тесноватым. Или, может быть, так звучит фри в ХХI веке? Вопросов тут явно больше, чем ответов. Остается добавить, что одновременно с выпуском Nothing Is Sacred Павкович издает на MoonJune Records еще две работы немецкого музыканта. Одна из них – это записанный в 2019 году в нью-йоркском Бруклине альбом трио Ройтер/Мотцер/ Гроховски Shapeshifters, а другая – Sun Trance, концертная авангардно-психоделическая запись из немецкого Манхайма 2017 года, где Ройтер играет с большим составом. Рекомендую все три работы необычайно активного в последние годы немецого музыканта!
В конце 2017 года швейцарская скрипачка Патриция Боссар и франко-швейцарский саксофонист Бертран Денцлер гостили в Петербурге, как представители оркестра ONCEIM – Orchestra of New Musical Creation, Experimentation and Improvisation, и выступили ...
Не часто в джазе свободной формы в качестве основного солирующего инструмента выступает вибрафон. Альбом Fifth Season – как раз такой неординарный случай. Его записал на «лейбле музыкантов» Amalgam Records уроженец Пенсильвании и житель Чикаго Бен ...
Сын и внук композиторов, даже имя свое получивший в честь Бена Уэбстера, датчанин Бенджамин Коппель не мог не стать музыкантом. Начинал он с ударных, но с 13 лет играет на саксофоне. Как рассказывает сам Коппель, список его любимых саксофонистов ...
Совсем недавно мы рассказывали нашим читателям о двойном альбоме The Art of the Quartet, записанном датским альт-саксофонистом Бенджамином Коппелем в альянсе со звездами американского джаза. Но швейцарский лейбл Unit Records выпустил одновременно ...
65-летний англичанин Бенн Клэтворси заявил о себе на британской музыкальной сцене в Лондоне в 70-е годы. В 1980 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать искусство игры на саксофонах, кларнетах и флейтах у Фила Собеля, да так и прижился на ...
Бенни Рубин-младший – музыкант - саксофонист из поколения «молодых львов», активно завоевывающих в последние годы место под джазовым солнцем. Родился он в городе Флинт, Мичиган, там же начал заниматься музыкой, но когда успехи и талант Бенни стали ...
Энергичное название в повелительном наклонении, энергичная музыка, сорокашестиминутный альбом «проглатывается» на одном дыхании – как в детстве, когда в первый раз в жизни читаешь «Три мушкетера» - отличный альбом получился у Брайана Кукена и его ...
Тридцать восемь лет назад, в марте 1982 года, объединенная любовью к музыке группа друзей-одноклассников из Булавайо, Зимбабве создала этот вокальный коллектив. Его название Black Umfolosi связано с названием реки Умфолози Омнияма в провинции Наталь ...
Боб Глюк (р.1955) – крупный мастер в сфере джазового авангарда и электронной музыки. Как пианиста Карл Аккерман из All About Jazz ставит его в один ряд с Эндрю Хиллом и Сесилом Тейлором. В ряду его партнеров значатся такие громкие имена, как Джейн ...
Признаюсь, приступал к прослушиванию этого альбома, как ребенок – к любимому лакомству. Понятно, что людям, серьезно интересующимся джазом авангардного толка, имена на обложке альбома уже говорят о многом. Мне же посчастливилось послушать немало их ...
После приятного впечатления, оставленного четвертым альбомом живущей в Нью-Йорке канадской басистки Брэнди Дистерхефт Blue Canvas (обзор ищите на сайте), четыре года спустя я в позитивном настроении готовился к прослушиванию ее новой работы ...
Прекрасный, но очень короткий альбом живущей ныне в Чикаго аргентинской флейтистки Карлы Кампопиано Chicago/Buenos AiresConnections двухлетней давности (см. обзор этого диска на сайте) получил продолжение пол тем же названием, но под порядковым ...