Опера – музыкальный символ Италии и гордость итальянского музыкального искусства. Не удивительно, что представители других жанров итальянской музыки ищут вдохновение в творчестве оперных гениев своей родины. Удивительно другое – насколько глубоко и оригинально интегрировали оперное наследие в джаз флюгельгорнист Дарио Савино Доронцо и пианист Пьетро Галло при участии французского коллеги Мишеля Годара, играющего на редчайшем старинном духовом инструменте серпент. Проект Reimagining Opera – работа, которую нельзя не заметить в широком потоке музыкальных новинок, и о которой наверняка еще долго будут говорить и спорить. Но пока поговорим немного о его создателях.
Дарио Савино Доронцо (р. 1986) и Пьетро Галло (р.1985) работают вместе с 2014 года. У обоих музыкантов за плечами солидный академический бэкграунд и обоих объединяет любовь к импровизационной музыке. Дуэт выступал в разных странах и на самых престижных сценах, включая Карнеги Холл в Нью-Йорке. Оба прподают, а Доронцо вдобавок пишет книги по музыкологии, а также имеет дипломы инженера-строителя и саунд-дизайнера. Их старший партнер по проекту Reimagining Opera Мишель Годар (р.1960) играл в национальном оркестре Франции и ансамблях старинной музыки, а также с удовольствием экспериментировал с такими представителями авангардного джаза и этно-музыки, как Миша Менгельберг, Виллем Брекер, Кенни Уилер и Раби Абу-Халил.
Liner notes к альбому Reimagining Opera писал сам Доронцо, представив очень глубокую и интересную статью на тему конвергенции джаза и академической музыки. Я позволю себе процитировать из нее только один пассаж, на мой взгляд, полно и ясно отражающий цель этой работы: «Разборка» и «повторная сборка» произведений классического типа с изменениями и вариациями на мелодическом, гармоническом, тембровом и ритмическом уровнях дает возможность слушателю в полной мере насладиться истинной ценностью оперы, которая и сегодня продолжает нас удивлять». Музыканты собрали в программе этого альбома популярные отрывки из оперных произведений итальянских композиторов разных времен – от Клаудио Монтеверди до Джакомо Пуччини, переложив их для джазового ансамбля, состав которого необычен и для джаза: флюгельгорн, фортепьяно и серпент (Годар участвует лишь в нескольких треках, зато его перу принадлежит финальная композиция альбома Fruccia d’ali). Результат поражает уже со стартовой увертюры из «Отелло» Верди и не перестает удивлять до последней ноты трека последнего. Отдельно отмечу только сольное исполнение Галло «хита» Пуччини Nessun dorma. Я не берусь судить, что сказали бы, услышав джазовые варианты своей музыки Верди или Масканья, но вот Гюнтеру Шуллеру, создателю теории «третьего течения», синтеза джаза и академической музыки» Reimagining Opera наверняка пришлась бы по душе. Думаю, что этот альбом будет тепло принят открытым к новому людям из обоих лагерей – и джазового, и академического.
Три поколения музыкантов-импровизаторов представлены в этом трио. Итальянский трубач Энрико Рава (р.1939) – ветеран авангардного джаза, на сцене он уже более полувека и его авторитет в европейском джазе очень высок. В наших архивах можно найти обзор ...
Ребекка Хенесси, уже одна фамилия которой должна радовать любителей известного французского коньяка, начинала свою карьеру на острове Ванкувер в Британской Колумбии, но настоящий успех пришел к ней после переезда в Торонто в 2003 году. Ребекка поет ...
Сегодня мы представляем альбом, который чрезвычайнл интересен по крайней мере по двум причинам. Одна очевидна: во главе Regina Carter Freedom Band стоит лучшая скрипачка современного джаза по множеству опросов последних лет, многократный номинант ...
Фонографический дебют – но отнюдь не от дебютанта в музыке. Итальянский гитарист Ренато Подеста (р.1980) – уже опытный музыкант со сложившимся индивидуальным стилем и музыкальными предпочтениями. Родился он в Пьяченце, заниматься музыкой начал с ...
Ричард Уайтмен много лет был известен на канадской джазовой сцене, как талантливый пианист. Этот музыкант из Торонто играл со многими знаменитостями, записал десять альбомв в качестве лидера, снискал популярность, как педагог. А потом произошла ...
Для пианиста, клавишника и композитора Ар-Джея Hybrid Harmony – это четвертый по счету альбом. И, наверное, именно сейчас он нашел для своего проекта название, лучше всего отражающее суть его музыки. Это действительно «Гибридная гармония» , где в ...
До сих пор имя «Роберт Ли» ассоциировалось у меня с командующим армии конфедератов во время Гражданской войны в США. Но теперь оказывается, что есть и более мирный Роберт Ли – канадский басист и композитор, судя по внешности – азиатского ...
Со швейцарским музыкантом Роландом Бюльманом наши читатели имели возможность познакомиться в прошлом году, когда мы представляли его альбом Crucial (2019). В этой связи я опущу биографические подробности и сразу перейду к его новой, четвертой по ...
Вокальный ансамблевый джаз, искусство раскладывать гармонии на несколько голосов – штука тонкая и редкая. Ну-ка, попробуйте вспомнить выдающиеся вокальные ансамбли в истории джаза! Список получится очень коротким. Hi-Lo’s, Lambert, Hendricks and ...
В прошлом году мне впервые довелось услышать и представить нашим читателям петербургский коллектив Roz Vitalis с концертным альбомом Great Expectations Live (тот обзор легко можно найти на сайте). И вот – новая встреча, и вновь с концертным ...
Новый линк из Санкт-Петербурга заставил подивиться многогранности музыканта и композитора Ивана Розмаинского: вслед за его работами в рамках Roz Vitalis, Fair Wind Pleases и Compassionizer (два последних проекта появились в текущем году), наши ...
Прочитав пресс-релиз еще до прослушивания альбома, я несколько скептически воспринял цитату из Chicago Tribune: «Originations явно выводит Коэна в первые ряды современных джазовых композиторов». Понятно, думалось мне, респектабельная чикагская ...