Перефразируя известное высказывание Михаила Ломоносова, можно сказать, что сегодня европейский джаз прирастает Сибирью. Наглядный пример тому – творческий путь тенор-саксофониста Ярослава Лихачева. Этот музыкант – представитель поколения, которое уже не знало, что такое Советский Союз, а росло и формировалось именно в России. Ярослав родился в Новокузнецке в 1991 году. Музыкой он занимался с детства, но было это классическое фортепьяно. Джазовый «переворот» произошел, когда Лихачев стал свидетелем выступления в его родном городе Бенни Гольсона – согласитесь, в советскую эпоху американские саксофонисты в Сибирь практически не добирались. Тонкости игры на саксофоне Ярослав осваивал уже в Новосибирске, проявив и большой энтузиазм, и недюжинный талант. Следующим этапом стал переезд в Германию, в Кельн, где он продолжил обучение в местной Hochschule für Musik und Tanz у опытных педагогов с европейскими именами и, одновременно, активно включился в местную джазовую жизнь.
В 2015 году Лихачев основал классический для джаза квартет (солирующий саксофонист плюс ритм-группа) под своим именем и уже успел добиться с ним немалых успехов. Его стремительный рост как инструменталиста был отмечен в 2019 году наградами на фестивалях во Франции и Польше. А 2020-й год знаменует собой следующий важный этап в карьере музыканта: в апреле кельнский лейбл JazzHausMusik издал дебютный альбом Yaroslav Likhachev Quartet под названием Crumbling.
Запись альбома была осуществлена в 2019 году. Это полностью авторская музыка Ярослава: программу составили восемь его пьес, написанных в 2016 – 2019 годах. Стилистически эта музыка ближе всего к тому, что сегодня называют пост-боп или современный мэйнстрим. Она глубоко укоренена в традициях американского джаза, да и по игре самого Ярослава чувствуется, что он много слушал Колтрейна и его более поздних последователей. Но альбом не случайно называется Crumbling, что можно приблизительно перевести, как «Раскрошение» или «Разрушение»: анализируя привычные джазовые идиомы, Ярослав разбирает их на кирпичики-атомы, из которых вырастает, синтезируется уже его собственная музыка, на своем, индивидуальном джазовом языке. Это развитие перманентно, что хорошо понимает сам Ярослав. По его словам «… процесс не остановим, и развивается все дальше и дальше. Этот альбом – только фотография, деталь самого процесса». Но и на данном этапе заметна зрелость Лихачева и как инструменталиста, и как композитора, и как бэнд-лидера. Я особо отметил бы такие пьесы, как November Tune, Crumbling, Traceless Rails, Traceless Waters и, конечно же, Ballad For Eli. Эта пьеса стала моим персональным фаворитом альбома. Именно на балладном репертуаре, где не спрячешься за скоростью извлечения нот в единицу времени, поверяется мастерство исполнителя, и Ballad For Eli в этом плане выглядит весьма показательно. Не подвели Ярослава и партнеры: слушаешь именно квартет, а не солиста с аккомпанементом. Особенно отметил бы пианиста Яниса Анфта, очень удачно взаимодействующего со своим лидером. Ну, а развивая мысль Лихачева, можно сказать, что «фотография» получилась весьма удачной, и «альбом» ждет пополнения новыми «снимками».
Басист Марк Годфри – это будущее канадского джаза. Слишком высокопарно? Но именно ему жюри из коллег-музыкантов присвоило титул «восходящей звезды джаза 2019» во время джазового фестиваля в Торонто. Конечно, тут надо иметь ввиду, что Марк ...
Запись этого альбома была осуществлена в августе 2016 года, альбом Lift Off был полностью готов в 2018 году, но реально поступит в продажу только в феврале текущего, 2020-го года. Так или иначе, с секстетом канадского барабанщика, композитора и ...
В наших «Новостях» уже публиковалась информация о юбилейном, сотом альбоме лейбла MoonJune Records, а теперь подоспел и сам альбом. Не знаю, получилось ли это случайно, или шеф лейбла Леонардо Павкович специально подгадал так, чтобы сотым стал ...
В мае 2019 года, во время четвертого ежегодного слета музыкантов MoonJune Records в студии La Casa Murada, оборудованной в старинном (ХI век) здании в одной из деревушек близ Барселоны немецкий гитарист-новатор и композитор Маркус Ройтер записал ...
Я не слишком много знаю об аргентинском ударнике и композиторе Мартине Фрайберге. Сеть помогла выяснить, что он родился в Буэнос-Айресе в 1991 году, работал в качестве сайдмена с рядом аргентинских джазовых музыкантов, а в 2017 году был приглашен ...
Итальянец по происхождению, басист и композитор Массимо Биолкати (р.1972) родился в Швеции, в Стокгольме. Его детство и юность так и прошли «на два дома»: то в Италии, то в Швеции. Во всяком случае, исполнять джаз он начал в 16-ти летнем ...
Хотите знать, каким будет джаз ближайшего будущего? Один из вариантов развития нам демонстрирует молодой пианист, композитор и бэнд-лидер, работающий под именем Матис. В полном варианте его имя звучит, как Матис Жаона Жолан Пикар. Он родился в ...
Типичный вангоговский пейзаж, в который вписана маленькая фигурка человека, вышагивающего с саксофоном и не замечающего, что в следующее мгновение он может сорваться в пропасть… Так выглядит обложка альбома Мэтта ДеМерритта «Путешествие Дурака». ...
Канадская провинция Манитоба стала вторым домом для мультиинструменталиста из Нью-Йорка Мэтью Стеклера (р.1974), реализующего свои музыкальные проекты, как Мэтти Стекс. Выпускник нескольких американских университетов, музыкант преимущественно ...
Принято считать (хотя это далеко не всегда верно), что в академической музыке на контрабасе играют смычком, а в джазе – пиццикато. Если следовать этому стереотипу, то, судя по альбому Isla, аргентинский басист Максимиллиано Кирзнер в равной степени ...
Масштабное сочинение турецко-американского композитора Мехмета Али Санлыкола на историческую тематику, в равной степени использующее язык джаза, академической музыки и традиционной турецкой и сефардской музыки. Санлыкол прошел обычный для ...
Мы знакомимся с мультинструменталистом и композитором из Сан-Франциско (точнее – Залива) Майклом О’Нейлом на его пятом альбом альбоме, который, если верить пресс-релизу, существенно отличается от своих предшественников. Раньше О’Нейл выпускал ...