Jeff Morris - Hearing Voices – Human Sounds, Digital Ears
03.05.2020
Третий альбом Джеффа Морриса – и третья встреча с ним для нашего сайта. Напомню: рецензии на Interfaces. Jazz Meets Electronics (2018) и With Strings. Live Sampling In Counterpoint (2019) вместе с биографическими подробностями из жизни американского музыканта и компьютерщика Джеффа Морриса можно легко найти у нас, воспользовавшись функцией «поиск». Темы его предыдущих работ легко можно понять по названиям альбомов. Но в любой работе его интересует прежде всего авангардная музыка, получаемая с использованием современных электронных «примочек». Не стал исключением и новый диск Джеффа Морриса.
Мне он больше всего напоминает некую смесь музыкального произведения с научно-исследовательской работой. Исследует здесь Моррис особенности сочетания человеческого голоса с электроникой. Можно даже сказать, что этот альбом суммирует результаты его исследований за двадцать лет: самая ранняя запись из вошедших в альбом, Jabberwocky – A Timbre Poem, была сделана во Флориде в 1999 году, а самая поздняя, Reprise (Hearing Voices) – в Техасе, в 2019-м. Но треки в альбоме расположены не в хронологическом порядке. Открывает альбом композиция In the Middle of the Room, в которой Моррис сотрудничал с вокалисткой Элизабет Блэйр. Благодаря технике сэмплирования, которую сам Моррис называет live sampling, голос Блэйр превратился в настоящий женский хор путем многократного сэмплирования. В следующем эксперименте (или в следующей композиции, если вам так удобнее) Definition of A, к Блэйр присоединяется еще и Сюзанна Худ, и здесь импровизация в реальном времени встречается уже с, как это называет Моррис, «прото-словами» - очень необычное впечатление. Последующие три композиции – это уже эксперименты с мужским голосом: это записи 2014 года, сделанные в Университете Северной Каролины, где партнером Морриса был также композитор компьютерной музыки Роберт Вашка II. А та самая ранняя пьеса, Jabberwocky – A Timbre Poem – это первый эксперимент Джеффа Морриса, проделанный под руководством его учителя, Джозефа Батча Рована, где они оба взяли за основу стихи Льюиса Кэрролла. А завершая альбом, Моррис в Reprise (Hearing Voices) с помощью компьютерного алгоритма как бы совершает обзор всех предыдущих пьес.
Разумеется, это эксперимент. Разумеется, он не всем нравится. Но не стоит забывать, что то, что мы считаем подчас экстравагантным экспериментом сегодня, завтра станогвится естественным и вполне привычным инструментом для многих. Джефф Моррис, этот разведчик музыки будущего, любит идти далеко впереди. Традиционен он только в одном: как и ранее, обложку альбома украшает картина художницы Эйприл Занне Джонсон, на этот раз - In the Middle of the Room (2019), видимо, давшая название стартовой композиции – или наоборот? Это авангард, тут ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов!
В конце 2017 года швейцарская скрипачка Патриция Боссар и франко-швейцарский саксофонист Бертран Денцлер гостили в Петербурге, как представители оркестра ONCEIM – Orchestra of New Musical Creation, Experimentation and Improvisation, и выступили ...
Не часто в джазе свободной формы в качестве основного солирующего инструмента выступает вибрафон. Альбом Fifth Season – как раз такой неординарный случай. Его записал на «лейбле музыкантов» Amalgam Records уроженец Пенсильвании и житель Чикаго Бен ...
Сын и внук композиторов, даже имя свое получивший в честь Бена Уэбстера, датчанин Бенджамин Коппель не мог не стать музыкантом. Начинал он с ударных, но с 13 лет играет на саксофоне. Как рассказывает сам Коппель, список его любимых саксофонистов ...
Совсем недавно мы рассказывали нашим читателям о двойном альбоме The Art of the Quartet, записанном датским альт-саксофонистом Бенджамином Коппелем в альянсе со звездами американского джаза. Но швейцарский лейбл Unit Records выпустил одновременно ...
65-летний англичанин Бенн Клэтворси заявил о себе на британской музыкальной сцене в Лондоне в 70-е годы. В 1980 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать искусство игры на саксофонах, кларнетах и флейтах у Фила Собеля, да так и прижился на ...
Бенни Рубин-младший – музыкант - саксофонист из поколения «молодых львов», активно завоевывающих в последние годы место под джазовым солнцем. Родился он в городе Флинт, Мичиган, там же начал заниматься музыкой, но когда успехи и талант Бенни стали ...
Энергичное название в повелительном наклонении, энергичная музыка, сорокашестиминутный альбом «проглатывается» на одном дыхании – как в детстве, когда в первый раз в жизни читаешь «Три мушкетера» - отличный альбом получился у Брайана Кукена и его ...
Тридцать восемь лет назад, в марте 1982 года, объединенная любовью к музыке группа друзей-одноклассников из Булавайо, Зимбабве создала этот вокальный коллектив. Его название Black Umfolosi связано с названием реки Умфолози Омнияма в провинции Наталь ...
Боб Глюк (р.1955) – крупный мастер в сфере джазового авангарда и электронной музыки. Как пианиста Карл Аккерман из All About Jazz ставит его в один ряд с Эндрю Хиллом и Сесилом Тейлором. В ряду его партнеров значатся такие громкие имена, как Джейн ...
Признаюсь, приступал к прослушиванию этого альбома, как ребенок – к любимому лакомству. Понятно, что людям, серьезно интересующимся джазом авангардного толка, имена на обложке альбома уже говорят о многом. Мне же посчастливилось послушать немало их ...
После приятного впечатления, оставленного четвертым альбомом живущей в Нью-Йорке канадской басистки Брэнди Дистерхефт Blue Canvas (обзор ищите на сайте), четыре года спустя я в позитивном настроении готовился к прослушиванию ее новой работы ...
Прекрасный, но очень короткий альбом живущей ныне в Чикаго аргентинской флейтистки Карлы Кампопиано Chicago/Buenos AiresConnections двухлетней давности (см. обзор этого диска на сайте) получил продолжение пол тем же названием, но под порядковым ...