Необычные обложки такого типа, где крупно выделен только номер релиза в каталоге лейбла, а все данные сосланы на тыльную сторону, наши давние читатели должны помнить: так оформляет свои релизы итальянская фирма nusica.org из Тревизо, возглавляемая басистом Алессандро Федриго. Ориентирована она на современную импровизационную музыку, которую условно называют новым джазом. Не стал исключением и представляемый сегодня 17-й по счету релиз в каталоге лейбла.
Название ITACA 4et не имеет отношения к хитроумному Одиссею и его родному острову Итаке. Дело тут в другом. Алессандро Федриго и его коллега и также частый участник записей на nusica.org, альт-саксофонист Никола Фаццини в 2019 году совершали тур по Канаде, выступали на различных фестивалях – в Оттаве, Торонто и Ванкувере. Выступали на этих джазовых форумах и двое канадских музыкантов: кларнетист Франсуа Уль (кстати, ученик не кого-нибудь, а самого Стива Лэйси) и ударник Ник Фрэйзер. Встречи, знакомства, общая «химия», которую ощутили музыканты – в результате, в июле 2019 года все четверо собрались в одной из студий Ванкувера, чтобы записать совместный альбом. Квартет свой они назвали очень просто: соединили вместе названия своих стран – ИТАлии и Канады. Так появился ITACA 4et.
В записанный этим составом альбом Vortex вошло восемь композиций: каждый из участников квартета «положил в общий котел» по две пьесы. Несмотря на спонтанный характер проекта, альбом не оставляет впечатления случайного набора разнородных композиций – это достаточно цельная и интересная программа. Понятно, что оба духовика, Фаццини и Уль, логикой состава выдвинуты на авансцену. Но в авангардном джазе в принципе не бывает лидеров и сайдменов, здесь одинаково важен каждый исполнитель. И бас-гитара с ударными отнюдь не просто «держат ритм», а активно участвуют в развитии каждой композиции. Мне очень понравилась титульная пьеса, где поочередно повторяют и импровизируют на простенькую тему альт-саксофон, потом кларнет, потом опять саксофон – и все это на фоне затейливых ритмических фигур от Ника Фрэйзера и четкого басового камертона от Алессандро Федриго. В Chorale, сообразно названию, строго и с большим чувством в дуэте с Федриго ведет тему Уль. В финальной ‘Nette очень хорош Фаццини, а в самой длинной пьесе альбома, восьмиминутной Calanque, напряженный диалог саксофона и кларнета не оставляет вас до последней ноты. Не знаю, получит ли продолжение «трансатлантический» проект ITACA 4et, но, судя по Vortex, музыкантам достаточно комфортно работать вместе, а главное – им есть что сказать и друг другу, и слушателям.
У тридцатилетнего нью-йоркского пианиста и композитора Майка Бонда в феврале выходит дебютный альбом, для записи которого он собрал команду музыкантов самых разных возрастов, объединяемых в основном местом проживания: они все – резиденты ...
Похоже, идеи «третьего течения» живут и побеждают. Думаю, создатель этой теории Гюнтер Шуллер был бы очень доволен. В последнее время в редакционной почте все чаще встречаются проекты, где джазовыми средствами музыканты исполняют академическую ...
Известную русскую пословицу о том, что сани надо готовить летом вспомнил я, слушая на диво теплым сентябрьским вечером альбом Christmas Is: December Duets. Да, он оказался первым в этом году из серии так называемых «рождественских» альбомов, который ...
Карьера Мики Яманака в джазе явно идет в гору. Уроженка японского города Кобе, она в 2012 году перебралась в Нью-Йорк и здесь получила диплом по музыке в Queens College, где среди ее преподавателей были такие люди, как Фред Херш и Лэрри Голдингс. ...
Confrontation, дебютный альбом словенской вокалистки Мирны Богданович увидит свет 18 декабря 2020 года на лейбле Klaeng Records из Кельна. Почему в Германии? Наверное, для Мирны это естественно, потому что молодая певица училась в Джазовом институте ...
Кто сказал, что динозавры вымерли давным-давно? Отнюдь. Вот, например, в столице Канады Оттаве в начале 2016 года появился Modasaurus. Правда, интересен он не палеонтологам, а любителям музыки, потому что Modasaurus – это джазовый ансамбль, играющий ...
Впервые в жизни довелось мне услышать традиционную музыку Мадагаскара. Ну, положим, не совсем традиционную: у всех тринадцати треков альбома есть конкретные авторы – в основном Модесте Хьюз и в одном случае Килема. Да и инструменты у обоих ...
Все в ансамбле Муду Туре играют на обычных для европейско-американской культуры инструментах: гитары, духовые, Хэммонд-орган, ударные. Мелодии его песен также близки к року или поп-музыке. Но вот голос! Высокий голос Муду, интонации, сам стиль пения ...
Прослушав новый альбом ансамбля Monoglot, я с некоторым недоверием вновь взглянул на заголовок электронного письма, которое прислал мне вместе с линком гитарист группы Кристин Смари Кристинсон: «Make: новый альбом швейцарско-германско-исландского ...
Quiet Earth, новый альбом живущей в Испании австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман, вновь издан эстонским лейблом RR GEMS Records и, как и предыдущий альбом Reverence, Мюриэль записывала его у себя, на острове Ибица, в формате квинтета. ...
Искать нечто общее в совершенно разных культурах чертовски интересно. Иногда при этом делаешь совершенно неожиданные открытия. Это хорошо понимает американский барабанщик и перкуссионист Скотт Кетнер и музыканты возглавляемого им ...
Небольшой EP, убедительно демонстрирующий, что идеи свободной импровизации близки молодому поколению музыкантов, так сказать, героям завтрашнего дня. Впрочем, они уже и сегодня успели немало. Тенор-саксофонистка из Буэнос-Айреса Камила Неббия ...