Канадский джазовый квартет из Торонто Peripheral Vision существует уже десять лет. Основная его движущая сила – это гитарист Дон Скотт и басист Майкл Херринг, они пишут исполняемую музыкантами музыку. За эти годы квартет записал четыре альбома, номинировался на высшую музыкальную премию Канады Джюно. Представляемый сегодня монументальный двойной альбом Irrational Revelation & Mutual Humiliation как бы подводит итог десятилетним творческим поискам музыкантам. Удачно, что знакомство нашего сайта с коллективом начинается именно с этой работы.
И сама музыка Peripheral Vision, и представленные в liner notes комментарии к каждой пьесе, говорят о том, что группа работает для слушателя думающего, обладающего определенным интеллектуальным уровнем и абстрактным мышлением, то есть явно «не для всех». При этом музыка весьма образная, достаточно открытая для слушателя, это если и авангард, то, так сказать, щадящий, не превращающийся для любителя музыки в ребус. Здесь есть тематизм, есть полиритмия, сольные и диалоговые партии самих музыкантов, и гостей проекта, среди которых и его продюсер Жан Мартин. На мой взгляд, лучше всего ее характеризует название одной из пьес Майкла Херринга со второго диска: Kopfkino. В переводе с немецкого это означает что-то вроде «Кино в мозгу» или, дословно, «Головное кино». Разьезжая с концертами по Германии, музыканты разговорились с одним из местных о медитации, и тот, характеризуя внутренний «поток сознания» и привел этот термин, очень понравившийся музыкантам.
Ну, а самой значительной, центральной композицией альбома я считаю самое объемное произведение – растянувшуюся почти на четверть часа сюиту того же Херринга Reconciliation Suite в трех частях. В ней Херринг от лица всех, чьи предки переехали в Канаду из других стран, исследует определенный «комплекс вины» перед коренными жителями страны за все причиненные им несправедливости. Первая часть этого сочинения называется «Молитва о примирении», вторая – «Репарации или как сбросить мантию привилегий?», а третья – «Кадиш по пропавшим без вести и убитым женщинам и девушкам» (кадиш – еврейская заупокойная молитва). Как видите, средства джаза позволяют говорить и о таких острых и болезненных темах. И хотя ряд названий композиций носит довольно шутливый характер, для меня музыка Peripheral Vision - это, прежде всего, глубина, как в замысле, так и в воплощении, ну и, разумеется, мастерство музыкантов. Совпадут ли наши впечатления – судите сами!
Сын и внук композиторов, даже имя свое получивший в честь Бена Уэбстера, датчанин Бенджамин Коппель не мог не стать музыкантом. Начинал он с ударных, но с 13 лет играет на саксофоне. Как рассказывает сам Коппель, список его любимых саксофонистов ...
Совсем недавно мы рассказывали нашим читателям о двойном альбоме The Art of the Quartet, записанном датским альт-саксофонистом Бенджамином Коппелем в альянсе со звездами американского джаза. Но швейцарский лейбл Unit Records выпустил одновременно ...
65-летний англичанин Бенн Клэтворси заявил о себе на британской музыкальной сцене в Лондоне в 70-е годы. В 1980 году он переехал в Лос-Анджелес, чтобы изучать искусство игры на саксофонах, кларнетах и флейтах у Фила Собеля, да так и прижился на ...
Бенни Рубин-младший – музыкант - саксофонист из поколения «молодых львов», активно завоевывающих в последние годы место под джазовым солнцем. Родился он в городе Флинт, Мичиган, там же начал заниматься музыкой, но когда успехи и талант Бенни стали ...
Энергичное название в повелительном наклонении, энергичная музыка, сорокашестиминутный альбом «проглатывается» на одном дыхании – как в детстве, когда в первый раз в жизни читаешь «Три мушкетера» - отличный альбом получился у Брайана Кукена и его ...
Тридцать восемь лет назад, в марте 1982 года, объединенная любовью к музыке группа друзей-одноклассников из Булавайо, Зимбабве создала этот вокальный коллектив. Его название Black Umfolosi связано с названием реки Умфолози Омнияма в провинции Наталь ...
Боб Глюк (р.1955) – крупный мастер в сфере джазового авангарда и электронной музыки. Как пианиста Карл Аккерман из All About Jazz ставит его в один ряд с Эндрю Хиллом и Сесилом Тейлором. В ряду его партнеров значатся такие громкие имена, как Джейн ...
Признаюсь, приступал к прослушиванию этого альбома, как ребенок – к любимому лакомству. Понятно, что людям, серьезно интересующимся джазом авангардного толка, имена на обложке альбома уже говорят о многом. Мне же посчастливилось послушать немало их ...
После приятного впечатления, оставленного четвертым альбомом живущей в Нью-Йорке канадской басистки Брэнди Дистерхефт Blue Canvas (обзор ищите на сайте), четыре года спустя я в позитивном настроении готовился к прослушиванию ее новой работы ...
Прекрасный, но очень короткий альбом живущей ныне в Чикаго аргентинской флейтистки Карлы Кампопиано Chicago/Buenos AiresConnections двухлетней давности (см. обзор этого диска на сайте) получил продолжение пол тем же названием, но под порядковым ...
Я бы не стал рекомендовать этот альбом ни любителям традиционного новоорлеанского раннего джаза, ни поклонникам фри-джаза, фьюжн и других поздних направлений. Этот альбом – для тех, у кого джаз ассоциируется с золотыми стандартами, звучащими в ...
Новая экскурсия в мир чикагского джаза. Все лица знакомые, всех доводилось слушать в разных сочетаниях, но на сей раз в центре внимания – трубач и композитор Чад МакКаллоф. Он живет в Чикаго последние семь лет, а до того делал карьеру в своем родном ...