Сегодня мы знакомимся с новым партнером нашего сайта – польским лейблом 1000Herz Records из Варшавы. Издательская политика лейбла достаточно необычна: здесь специализируются преимущественно на этнической музыке Африки, но также и Европы, и не чураются в то же время электронной и иной авангардной музыки из тех же регионов. Есть у лейбла и специальная серия «Модернизации»: в ней выходят подвергнутые ремастерингу исторические архивные записи. И первый альбом из этой серии, который мы сегодня представляем, будет, думаю, особенно интересен нашим читателям в Беларуси: это записи фольклорного ансамбля польских белорусов Dubiny, сделанные в 1982 – 1988 годах в студии Польского радио в Белостоке.
Современная Польша, в отличие от Второй Речи Посполитой (1918-1939), - в основном монокультурная страна. Но есть одно существенное исключение: Подляское воеводство на северо-восточной границе с Беларусью, где компактно проживает абсолютное большинство белорусской диаспоры в Польше. Именно здесь в середине 80-х годов гремела группа Dubiny, названная по имени деревни, в которой начиналась история этого коллектива. Первоначально это был обычный сельский ансамбль, игравший на свадьбах. Огромную роль во взлете ее популярности сыграл музыкант-самоучка Петр Скепко, этакий здешний Мулявин (ассоциации с «Песнярами» в данном случае возникают постоянно). Именно его озарила богатая идея делать аранжировки народных песен для ансамбля с гитарами, клавишами и ударными. Петр явно ориентировался на пример таких звезд польского рока, как Czerwone Gitary или Trubadurzy, у меня нет такой информации, но не исключаю, что вдохновляли его и популярные в те годы в соседнем СССР белорусские группы «Песняры» и «Верасы». Репертуар Dubiny ширился, совершеннее становился поначалу весьма примитивный инструментарий, группа с успехом давала концерты в филармонии Белостока, ездила с гастролями за границу (например, в Канаду по приглашению местной белорусской диаспоры) и – записывалась в том же Белостоке. Из этих записей и родился альбом Wianie ruta 1982-1988.
Что сказать? Для меня, минчанина и гражданина Беларуси, слушать этот альбом польской белорусской группы было потрясающе интересно. Записи в альбоме выставлены, видимо, в хронологическом порядке. И, слушая Wianie ruta, охотно прощаешь и не слишком хороший по звуку саунд первых треков (верю, что инженеры 1000Herz Records сделали, что могли), и несколько наивные по сегодняшним меркам гитарные и органные «эффекты». То, как поют Dubiny, компенсирует все. Поют они и на классическом белорусском языке (звучащем с легким и милым акцентом), и на местном диалекте белорусского, и по-украински. Наверное, вершина альбома, этакий гимн группы родному краю, польскому Беловежью – это единственная в программе собственная композиция Hajnauszczyna – очень сильное впечатление и очень сильная песня. Но не оставляет равнодушным ни один трек альбома. Dubiny поют, между прочим, и популярные в те годы белорусские и украинские песни из СССР в своей аранжировке (Czaraunica, Biełarusaczka, Haj zielony haj). Но с удивлением слышишь, как на знакомую, наверное, всем на пост-советском пространстве мелодию супер-хита «Песняров» «Касiў Ясь канюшiну» польские белорусы исполняют Pasylala miani maci – не менее забавную и с густым эротичным подтекстом.А как здорово они поют Oj lacieli husi, Szumicie biarozy или титульную Wianie ruta! Поверьте, я бы мог перечислить все треки программы, но, надеюсь, аппетит к этому альбому у заинтересованных лиц уже проснулся.
Остается добавить пару слов о высокой культуре издания альбома. Текст в буклете приведен на трех языках: польском, английском и белорусском. Здесь и весьма информативные liner notes Петра Цихоцкого, и отрывок из интервью с основателем Dubiny Петром Скепко, и еще много-много интересного!
Масштабное сочинение турецко-американского композитора Мехмета Али Санлыкола на историческую тематику, в равной степени использующее язык джаза, академической музыки и традиционной турецкой и сефардской музыки. Санлыкол прошел обычный для ...
Мы знакомимся с мультинструменталистом и композитором из Сан-Франциско (точнее – Залива) Майклом О’Нейлом на его пятом альбом альбоме, который, если верить пресс-релизу, существенно отличается от своих предшественников. Раньше О’Нейл выпускал ...
Чем отличаются друг от друга знаменитый новоорлеанский суп гумбо и суп с перцем из Лагоса, который в Западной Африке называют еще «зести»? Они вроде бы близки по рецептуре, но ингредиенты разные и вкус несколько иной. Если, не углубляясь в ...
Молодое – и по времени своего существования, и по возрасту участников трио MicroCorgi возникло в 2018 году в Нью-Йорке. И этот город стал самым логичным местом для встречи приехавшего из Нового Орлеана клавишника Эндрю МакГовена, прибывшего из Токио ...
У тридцатилетнего нью-йоркского пианиста и композитора Майка Бонда в феврале выходит дебютный альбом, для записи которого он собрал команду музыкантов самых разных возрастов, объединяемых в основном местом проживания: они все – резиденты ...
Похоже, идеи «третьего течения» живут и побеждают. Думаю, создатель этой теории Гюнтер Шуллер был бы очень доволен. В последнее время в редакционной почте все чаще встречаются проекты, где джазовыми средствами музыканты исполняют академическую ...
Известную русскую пословицу о том, что сани надо готовить летом вспомнил я, слушая на диво теплым сентябрьским вечером альбом Christmas Is: December Duets. Да, он оказался первым в этом году из серии так называемых «рождественских» альбомов, который ...
Карьера Мики Яманака в джазе явно идет в гору. Уроженка японского города Кобе, она в 2012 году перебралась в Нью-Йорк и здесь получила диплом по музыке в Queens College, где среди ее преподавателей были такие люди, как Фред Херш и Лэрри Голдингс. ...
Confrontation, дебютный альбом словенской вокалистки Мирны Богданович увидит свет 18 декабря 2020 года на лейбле Klaeng Records из Кельна. Почему в Германии? Наверное, для Мирны это естественно, потому что молодая певица училась в Джазовом институте ...
Кто сказал, что динозавры вымерли давным-давно? Отнюдь. Вот, например, в столице Канады Оттаве в начале 2016 года появился Modasaurus. Правда, интересен он не палеонтологам, а любителям музыки, потому что Modasaurus – это джазовый ансамбль, играющий ...
Впервые в жизни довелось мне услышать традиционную музыку Мадагаскара. Ну, положим, не совсем традиционную: у всех тринадцати треков альбома есть конкретные авторы – в основном Модесте Хьюз и в одном случае Килема. Да и инструменты у обоих ...
Все в ансамбле Муду Туре играют на обычных для европейско-американской культуры инструментах: гитары, духовые, Хэммонд-орган, ударные. Мелодии его песен также близки к року или поп-музыке. Но вот голос! Высокий голос Муду, интонации, сам стиль пения ...