Сегодня мы знакомимся с новым партнером нашего сайта – польским лейблом 1000Herz Records из Варшавы. Издательская политика лейбла достаточно необычна: здесь специализируются преимущественно на этнической музыке Африки, но также и Европы, и не чураются в то же время электронной и иной авангардной музыки из тех же регионов. Есть у лейбла и специальная серия «Модернизации»: в ней выходят подвергнутые ремастерингу исторические архивные записи. И первый альбом из этой серии, который мы сегодня представляем, будет, думаю, особенно интересен нашим читателям в Беларуси: это записи фольклорного ансамбля польских белорусов Dubiny, сделанные в 1982 – 1988 годах в студии Польского радио в Белостоке.
Современная Польша, в отличие от Второй Речи Посполитой (1918-1939), - в основном монокультурная страна. Но есть одно существенное исключение: Подляское воеводство на северо-восточной границе с Беларусью, где компактно проживает абсолютное большинство белорусской диаспоры в Польше. Именно здесь в середине 80-х годов гремела группа Dubiny, названная по имени деревни, в которой начиналась история этого коллектива. Первоначально это был обычный сельский ансамбль, игравший на свадьбах. Огромную роль во взлете ее популярности сыграл музыкант-самоучка Петр Скепко, этакий здешний Мулявин (ассоциации с «Песнярами» в данном случае возникают постоянно). Именно его озарила богатая идея делать аранжировки народных песен для ансамбля с гитарами, клавишами и ударными. Петр явно ориентировался на пример таких звезд польского рока, как Czerwone Gitary или Trubadurzy, у меня нет такой информации, но не исключаю, что вдохновляли его и популярные в те годы в соседнем СССР белорусские группы «Песняры» и «Верасы». Репертуар Dubiny ширился, совершеннее становился поначалу весьма примитивный инструментарий, группа с успехом давала концерты в филармонии Белостока, ездила с гастролями за границу (например, в Канаду по приглашению местной белорусской диаспоры) и – записывалась в том же Белостоке. Из этих записей и родился альбом Wianie ruta 1982-1988.
Что сказать? Для меня, минчанина и гражданина Беларуси, слушать этот альбом польской белорусской группы было потрясающе интересно. Записи в альбоме выставлены, видимо, в хронологическом порядке. И, слушая Wianie ruta, охотно прощаешь и не слишком хороший по звуку саунд первых треков (верю, что инженеры 1000Herz Records сделали, что могли), и несколько наивные по сегодняшним меркам гитарные и органные «эффекты». То, как поют Dubiny, компенсирует все. Поют они и на классическом белорусском языке (звучащем с легким и милым акцентом), и на местном диалекте белорусского, и по-украински. Наверное, вершина альбома, этакий гимн группы родному краю, польскому Беловежью – это единственная в программе собственная композиция Hajnauszczyna – очень сильное впечатление и очень сильная песня. Но не оставляет равнодушным ни один трек альбома. Dubiny поют, между прочим, и популярные в те годы белорусские и украинские песни из СССР в своей аранжировке (Czaraunica, Biełarusaczka, Haj zielony haj). Но с удивлением слышишь, как на знакомую, наверное, всем на пост-советском пространстве мелодию супер-хита «Песняров» «Касiў Ясь канюшiну» польские белорусы исполняют Pasylala miani maci – не менее забавную и с густым эротичным подтекстом.А как здорово они поют Oj lacieli husi, Szumicie biarozy или титульную Wianie ruta! Поверьте, я бы мог перечислить все треки программы, но, надеюсь, аппетит к этому альбому у заинтересованных лиц уже проснулся.
Остается добавить пару слов о высокой культуре издания альбома. Текст в буклете приведен на трех языках: польском, английском и белорусском. Здесь и весьма информативные liner notes Петра Цихоцкого, и отрывок из интервью с основателем Dubiny Петром Скепко, и еще много-много интересного!
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...
Апулия, эта нижняя задняя часть итальянского «сапожка» вместе с его «каблучком», - место, где издавна пересекались различные культуры. Здесь внимательный глаз заметит античные тени Великой Греции, здесь бывали норманны, арабы, сюда вторгались ...
Альбомом The Journey So Far канадский пианист и композитор Марио Романо представляет все лучшее, что было им сделано за последние десять лет. Это сборник типа The Best Of или Greatest Hits. И уже поэтому он идеально подходит для знакомства с этим ...
Басист Марк Годфри – это будущее канадского джаза. Слишком высокопарно? Но именно ему жюри из коллег-музыкантов присвоило титул «восходящей звезды джаза 2019» во время джазового фестиваля в Торонто. Конечно, тут надо иметь ввиду, что Марк ...
Запись этого альбома была осуществлена в августе 2016 года, альбом Lift Off был полностью готов в 2018 году, но реально поступит в продажу только в феврале текущего, 2020-го года. Так или иначе, с секстетом канадского барабанщика, композитора и ...
В наших «Новостях» уже публиковалась информация о юбилейном, сотом альбоме лейбла MoonJune Records, а теперь подоспел и сам альбом. Не знаю, получилось ли это случайно, или шеф лейбла Леонардо Павкович специально подгадал так, чтобы сотым стал ...
В мае 2019 года, во время четвертого ежегодного слета музыкантов MoonJune Records в студии La Casa Murada, оборудованной в старинном (ХI век) здании в одной из деревушек близ Барселоны немецкий гитарист-новатор и композитор Маркус Ройтер записал ...
Я не слишком много знаю об аргентинском ударнике и композиторе Мартине Фрайберге. Сеть помогла выяснить, что он родился в Буэнос-Айресе в 1991 году, работал в качестве сайдмена с рядом аргентинских джазовых музыкантов, а в 2017 году был приглашен ...
Итальянец по происхождению, басист и композитор Массимо Биолкати (р.1972) родился в Швеции, в Стокгольме. Его детство и юность так и прошли «на два дома»: то в Италии, то в Швеции. Во всяком случае, исполнять джаз он начал в 16-ти летнем ...