Сегодня мы знакомимся с новым партнером нашего сайта – польским лейблом 1000Herz Records из Варшавы. Издательская политика лейбла достаточно необычна: здесь специализируются преимущественно на этнической музыке Африки, но также и Европы, и не чураются в то же время электронной и иной авангардной музыки из тех же регионов. Есть у лейбла и специальная серия «Модернизации»: в ней выходят подвергнутые ремастерингу исторические архивные записи. И первый альбом из этой серии, который мы сегодня представляем, будет, думаю, особенно интересен нашим читателям в Беларуси: это записи фольклорного ансамбля польских белорусов Dubiny, сделанные в 1982 – 1988 годах в студии Польского радио в Белостоке.
Современная Польша, в отличие от Второй Речи Посполитой (1918-1939), - в основном монокультурная страна. Но есть одно существенное исключение: Подляское воеводство на северо-восточной границе с Беларусью, где компактно проживает абсолютное большинство белорусской диаспоры в Польше. Именно здесь в середине 80-х годов гремела группа Dubiny, названная по имени деревни, в которой начиналась история этого коллектива. Первоначально это был обычный сельский ансамбль, игравший на свадьбах. Огромную роль во взлете ее популярности сыграл музыкант-самоучка Петр Скепко, этакий здешний Мулявин (ассоциации с «Песнярами» в данном случае возникают постоянно). Именно его озарила богатая идея делать аранжировки народных песен для ансамбля с гитарами, клавишами и ударными. Петр явно ориентировался на пример таких звезд польского рока, как Czerwone Gitary или Trubadurzy, у меня нет такой информации, но не исключаю, что вдохновляли его и популярные в те годы в соседнем СССР белорусские группы «Песняры» и «Верасы». Репертуар Dubiny ширился, совершеннее становился поначалу весьма примитивный инструментарий, группа с успехом давала концерты в филармонии Белостока, ездила с гастролями за границу (например, в Канаду по приглашению местной белорусской диаспоры) и – записывалась в том же Белостоке. Из этих записей и родился альбом Wianie ruta 1982-1988.
Что сказать? Для меня, минчанина и гражданина Беларуси, слушать этот альбом польской белорусской группы было потрясающе интересно. Записи в альбоме выставлены, видимо, в хронологическом порядке. И, слушая Wianie ruta, охотно прощаешь и не слишком хороший по звуку саунд первых треков (верю, что инженеры 1000Herz Records сделали, что могли), и несколько наивные по сегодняшним меркам гитарные и органные «эффекты». То, как поют Dubiny, компенсирует все. Поют они и на классическом белорусском языке (звучащем с легким и милым акцентом), и на местном диалекте белорусского, и по-украински. Наверное, вершина альбома, этакий гимн группы родному краю, польскому Беловежью – это единственная в программе собственная композиция Hajnauszczyna – очень сильное впечатление и очень сильная песня. Но не оставляет равнодушным ни один трек альбома. Dubiny поют, между прочим, и популярные в те годы белорусские и украинские песни из СССР в своей аранжировке (Czaraunica, Biełarusaczka, Haj zielony haj). Но с удивлением слышишь, как на знакомую, наверное, всем на пост-советском пространстве мелодию супер-хита «Песняров» «Касiў Ясь канюшiну» польские белорусы исполняют Pasylala miani maci – не менее забавную и с густым эротичным подтекстом.А как здорово они поют Oj lacieli husi, Szumicie biarozy или титульную Wianie ruta! Поверьте, я бы мог перечислить все треки программы, но, надеюсь, аппетит к этому альбому у заинтересованных лиц уже проснулся.
Остается добавить пару слов о высокой культуре издания альбома. Текст в буклете приведен на трех языках: польском, английском и белорусском. Здесь и весьма информативные liner notes Петра Цихоцкого, и отрывок из интервью с основателем Dubiny Петром Скепко, и еще много-много интересного!
Сара Торп – французская джазовая певица англо-французского происхождения. Родилась она под Парижем, в искусство джазовой вокалистики ее посвящали такие известные личности, как Мишель Хендрикс, дочь известного американского джазового певца Джона ...
На сей раз питерский лейбл Rainy Days Records предлагает нашему вниманию альбом своего арт-директора, барабанщика Саши Машина. Для Машина, чье полное имя, конечно, звучит, как Александр, это уже второй альбом в качестве лидера (после весьма ...
Нестандартное название коллектива кого-то может поставить в тупик: что это? Семейный коллектив большого клана Шапиро в духе знаменитых Jackson 5? Спешу прояснить ситуацию, все проще: Шапиро тут только один, это обладатель степени в Manhattan School ...
Удивительный диск мне сегодня довелось послушать. «Себ Брун, искусство ритма, который одновременно является органическим и механическим, который трогает сердце современника». Очень точно и емко написал о создателе этого проекта Jazz Magazine. ...
Бразильский барабанщик и композитор Серхио Виейра получил степень бакалавра в Сан-Паулу, а для продолжения учебы переехал в Португалию, и следующую степень в области джаза и игры на ударных инструментах получил уже в Порту, где он живет с 2017 года. ...
Японский трубач Сюндзо Оно – личность выдающаяся, и я рад, что встреча с ним на электронных страницах jazzquad.ru наконец-то состоялась. Оно родился в префектуре Гифу в 1949 году. Уже в 20 летнем возрасте он считался одним из сильнейших джазовых ...
Еще один из серии рождественских альбомов, но отличающийся от стандартного представления о таких релизах самым решительным образом. Не зря Симеон Дэвис и его группа помимо основного названия Bah Humbug добавили к нему подзаголовок «Абсолютно ...
Уроженец графства Вустершир, британский пианист, композитор и педагог Саймон Дили долгое время был заметной фигурой регионального масштаба. Его хорошо знали и тепло принимали в Вест-Мидленде и Бирмингеме. Потом, в 2014 году, Саймон географически как ...
Та же певица, тот же сопровождающий ее инструментальный ансамбль, тот же лейбл… Но на самом деле прошло уже два года с момента нашей первой встречи с австрийской джазовой вокалисткой Симоне Копмайер на альбоме Spotlight On Jazz, и сегодня мы ...
Европейский джаз, причем джаз из страны с богатыми джазовыми традициями. Дания, впрочем, известна больше как один из центров европейского фри-джаза 60-х годов, а здесь мы имеем дело с джазом хоть и современным, но опирающимся на традицию, идущую от ...
Сисси Кастроджованни – профессор по классу вокала в Berklee College of Music в Бостоне. Она хорошо устроена в Штатах, выступала с МакФеррином, ДеДжонетом, Патрис Рушен, гастролировала во многих странах мира, имеет ряд престижных наград, а в 2013 ...
Сэм Ньюсом на сегодня – лучший в мире сопрано-саксофонист в сфере джаза свободной формы. Я столь категоричен, поскольку мне помогают факты. Много лет Сэм входит в топ-группу сопрано-саксофонистов современного джаза, попадая в номинации в этой ...