Oxana Grigorieva / Peter Ototsky / Sergey Bolotin / Andrey Kim - Drumazhur
30.03.2020
Когда музыка исполняется только ударными - это всегда и красиво, и зрелищно (если, конечно, тебе повезло наблюдать за действом вживую). И стилистика тут может быть любая: хороши и академический ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, и японские «музыкальные самураи», демонстрирующие древнее искусство тайко. Ну, а если тебе близко искусство импровизации, да еще не противопоказан при этом рок, то длиннющий по времени (более полутора часов звучания) и очень нестандартный по содержанию альбом Drumazhur непременно займет почетное место в твоей фонотеке.
Увы, ни автору этих строк, ни, как можно предполагать, большинству потенциальных слушателей Drumazhur, не довелось оказаться летом 2018 года в Ажурной беседке московского Парка Горького. Именно там и именно тогда Евгений Галочкин из лейбла TОПОТ, вступив в удачный сговор с администрацией Парка, организовал (просили, чтоб было «дешево и сердито») с минимумом аппаратуры (никакой подзвучки!) импро-концерт четырех барабанщиков московской независимо-андеграундной сцены. Трое из них в той или иной степени знакомы и нашим читателям по обзорам альбомов с их участием: Оксану Григорьеву кто-то мог запомнить по альбому «ТОПОТ Аркестра», Андрея Кима – по группе «Злурад», Петра Отоцкого – по проекту Baritone Domination, и только Сергей Болотин, еще один барабанщик из ТОПОТовской тусовки, ранее не фигурировал в попадавших к нам на обзор релизах. Насчет «дешево» - пусть радуется администрация Парка, а вот «сердито» - получилось. Да еще как! Название проекта Drumazhur, имеющее прямую связь с местом действия и арсеналом музыкантов, раздергано на четыре условные составляющие: Dru – Ma – Zh – Ur: так названы четыре больших импровизационных полотна, представленных барабанщиками в тот день. Думаю, это не случайно. Отсутствие семантики, отсутствие какого-то заранее намеченного тематизма в музыке, чистая импровизация – вот, возможно смысл этих условных названий. Описывать же исполняемую музыку дело безнадежное. В свободной последовательности квартет превращался и в трио, и в дуэт, и вновь возвращался к первоначальной форме. Очень много музыки фри, изредка, но очень эффектно переходящей в простые ритмические рисунки во славу Джинджера Бейкера, Джона Бонэма и других великих ударников рока. В третьей части концерта, 27-минутной Zh появляется еще и «рояль в кустах», а если быть точным, то не рояль, а сразу три саксофона: к барабанщикам присоединились Ирина Качан на альте и партнеры Отоцкого по Baritone Domination – Сергей Храмцевич и Александр Сереченко, первый – тоже на альте, а второй – на баритон-саксофоне. Гости понимали, что они тут именно в гостях, ни один саксофон не лез на авансцену, а вот вместе они очень достойно украсили дополнительными мазками буйство разбрызгиваемых барабанными палочками красок.
Ну, и уж коль сравнения привели к живописи, то Drumazhur, масштабом схожий с ивановским «Явлением Христа народу», к фигуративному искусству никаким боком не относится. Это мир чистой абстракции, схожий с работами Кандинского, где лишь изредка мелькают строгие геометрические фигуры, в том числе маленькие черные квадратики (и в музыкальном плане тоже!) а-ля Малевич. Вот такое искусство. Для тех, кто понимает (или притворяется, что понимает) – самое то!
Подобно тому, как Леонардо Павкович и MoonJune Records открыли нашим читателям индонезийский джаз и прог-рок, так же Мэтью Голомбиски и ears&eyes Records с каждым новым линком приоткрывают нам двери в джаз Аргентины. Этот релиз знакомит нас сразу с ...
Британский композитор Лиам Кэри совершенно не согласен с евангельскими предостережениями, приводимыми почтенными Марком, Лукой и Матфеем, о негодности старых мехов для молодого вина. В форму классического концерта он облек свое сочинение, где звучит ...
4-х струнная китайская лютня грушевидной формы под названием пипа – один из древнейших и наиболее распространенных в китайской традиционной музыке инструментов. Его забавно звучащее по-русски название на самом деле весьма прозаично: «пи» означает ...
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...
Совсем недавно, обозревая другой альбом с бразильским джазом, я говорил о том, что магия бразильской музыки покоряет людей в самых разных странах. И вот – еще один пример, подтверждающий это утверждение. На сей раз речь идет об итальянской ...
Гитара в наши дни - инструмент, гораздо более распространенный, чем мандолина, практически во всех жанрах музыки, - с этим не поспоришь. Но, тем не менее, и у мандолины есть свои приверженцы, а звучание этого инструмента, неожиданно попавшее в ...
Канадский нонет Manteca из Торонто может похвастаться большой и славной историей. Этот коллектив возник более сорока лет назад – в далеком 1979 году. За прошедшие годы нонет удостаивался премии Джюно – высшей награды в канадской музыке и еще три ...
Ансамбль из Чикаго Marbin нашим читателям хорошо знаком. Его основали и назвали комбинацией из собственных имен два израильтянина, гитарист Дани Рабин и саксофонист Дэнни Маркович, которые, отслужив армию, перебрались за океан и после недолгого ...
Французский пианист, композитор и педагог Марк Бенхам сел за инструмент в очень раннем возрасте, и джаз полюбил тоже с юных лет. При этом Марка особенно очаровала магия раннего джаза: Новый Орлеан, Чикаго, Нью-Йорк 20-х, а одним из самых любимых ...
Северный эмбиент – так в двух словах можно оценить действо, в которое вас на полчаса с небольшим погружают Мария Каланиеми и Ээро Грундстрем. Спокойные, неторопливые, как сама финская природа, звуковые пейзажи, которые дуэт рисует с помощью ...