Короткое слово Monk на обложке альбома сразу вызывает вполне определенные ассоциации у поклонника и знатока джаза. «Вот и еще один альбом-трибьют, альбом интерпретаций музыки крупнейшего джазового пианиста, оказавшего колоссальное влияние на все последующие развитие джаза и совершенствование его языка», - подумает он и будет формально прав. Но только формально! Потому что, скорее всего, с ТАКИМ Монком он не знаком и вряд ли предполагал, что ТАКОГО Монка услышит. Более того, не исключаю, что в этой музыке он вообще может не распознать американского джазового пианиста и композитора. Итальянский пианист и композитор Стефано Травальини приоткрывает карты на обратной стороне конверта своего нового альбома. Там, в дополнение к названию альбома, он разместил подзаголовок: «Пятнадцать фортепьянных рефлексий».
Да, именно так. Музыка этого альбома – это Монк, каким его видит Стефано Травальини. Нашим читателям этот музыкант известен по своим предыдущим работам – сольному фортепьянному проекту Ellipse (2017) и дуэту с другим пианистом, Массимилиано Коклитом, The Long Line (2019). В тех обзорах говорилось и о творческой биографии музыканта, поэтому не буду повторяться. Напомню только, что это музыкант с прекрасным академическим образованием и вкусом к свободной импровизации, вследствие чего работы Травальини – это изысканное сочетание импровизации с академической традицией. В полной мере сей факт проявился и в его новом сольном проекте Monk. В мае 2019 года в парижской студии Sequenza Стефано сел за рояль Fazioli F278 (годом ранее он уже работал в этой студии и за этим инструментом) и исполнил пятнадцать импровизационных пьес на тему пятнадцати известнейших композиций Телониуса Монка.
В первой же пьесе Trinkle Tinkle мне опознать Монка не удалось – пьеса превратилась в мастерски исполненную современную академическую композицию. В Ruby, My Dear или Misterioso Травальини очень изящно варьирует темпы и контрапункты, а темп в Straight, No Chaser становится прямо-таки стремительным. Рваные интервалы Bemsha Swing становятся достойной альтернативой оригинальной версии. Интересно, что почти все (двенадцать из пятнадцати) импровизации при всей их воздушной легкости Стефано укладывает в жесткие временные рамки: от трех до четырех минут звучания. Среди исключений – самая длинная в альбоме версия самой, наверное, популярной композиции Монка - Round Midnight: наиболее близкая к современному новому джазу, но, опять-таки, не к монковскому оригиналу! Не буду даже пытаться анализировать музыкальные тонкости интерпретаций Травальини – это блестяще сделал в liner notes к альбому Томас Канниф. Скажу только, что создатель теории «третьего течения» Гюнтер Шуллер, мечтавший о синтезе джаза и акажемической музыки, нашел бы, на мой взгляд, близкое к совершенству воплощение своих идей в этой работе Стефано Травальини.
А в завершение хочу поделиться с читателем загадкой, которую мне так и не удалось расшифровать. Понятно, что каждый музыкант продумывает обложку своего альбома. Для Monk Травальини выбрал фотографию «Гора Нево» известного индонезийского мастера Хенгки Коньтьоро. По Библии, на горе Нево Господь позволил Моисею увидеть Землю Обетованную, на которую ему не суждено будет вступить. Что хотел сказать этим Стефано Травальини? Что постичь музыку Монка до конца невозможно? Что самому Монку, новатору джазового языка, не дано было увидеть отдаленные последствия его экспериментов? Не знаю. Подумайте над этим и вы, слушая удивительно красивую музыку Стефано Травальини, навеянную творчеством Телониуса Монка.
Молодое – и по времени своего существования, и по возрасту участников трио MicroCorgi возникло в 2018 году в Нью-Йорке. И этот город стал самым логичным местом для встречи приехавшего из Нового Орлеана клавишника Эндрю МакГовена, прибывшего из Токио ...
У тридцатилетнего нью-йоркского пианиста и композитора Майка Бонда в феврале выходит дебютный альбом, для записи которого он собрал команду музыкантов самых разных возрастов, объединяемых в основном местом проживания: они все – резиденты ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение
Похоже, идеи «третьего течения» живут и побеждают. Думаю, создатель этой теории Гюнтер Шуллер был бы очень доволен. В последнее время в редакционной почте все чаще встречаются проекты, где джазовыми средствами музыканты исполняют академическую ...
Известную русскую пословицу о том, что сани надо готовить летом вспомнил я, слушая на диво теплым сентябрьским вечером альбом Christmas Is: December Duets. Да, он оказался первым в этом году из серии так называемых «рождественских» альбомов, который ...
Карьера Мики Яманака в джазе явно идет в гору. Уроженка японского города Кобе, она в 2012 году перебралась в Нью-Йорк и здесь получила диплом по музыке в Queens College, где среди ее преподавателей были такие люди, как Фред Херш и Лэрри Голдингс. ...
Confrontation, дебютный альбом словенской вокалистки Мирны Богданович увидит свет 18 декабря 2020 года на лейбле Klaeng Records из Кельна. Почему в Германии? Наверное, для Мирны это естественно, потому что молодая певица училась в Джазовом институте ...
Кто сказал, что динозавры вымерли давным-давно? Отнюдь. Вот, например, в столице Канады Оттаве в начале 2016 года появился Modasaurus. Правда, интересен он не палеонтологам, а любителям музыки, потому что Modasaurus – это джазовый ансамбль, играющий ...
Впервые в жизни довелось мне услышать традиционную музыку Мадагаскара. Ну, положим, не совсем традиционную: у всех тринадцати треков альбома есть конкретные авторы – в основном Модесте Хьюз и в одном случае Килема. Да и инструменты у обоих ...
Все в ансамбле Муду Туре играют на обычных для европейско-американской культуры инструментах: гитары, духовые, Хэммонд-орган, ударные. Мелодии его песен также близки к року или поп-музыке. Но вот голос! Высокий голос Муду, интонации, сам стиль пения ...
Прослушав новый альбом ансамбля Monoglot, я с некоторым недоверием вновь взглянул на заголовок электронного письма, которое прислал мне вместе с линком гитарист группы Кристин Смари Кристинсон: «Make: новый альбом швейцарско-германско-исландского ...
Quiet Earth, новый альбом живущей в Испании австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман, вновь издан эстонским лейблом RR GEMS Records и, как и предыдущий альбом Reverence, Мюриэль записывала его у себя, на острове Ибица, в формате квинтета. ...
музыкальный стиль: Латинский джаз, кроссовер, фанк
Искать нечто общее в совершенно разных культурах чертовски интересно. Иногда при этом делаешь совершенно неожиданные открытия. Это хорошо понимает американский барабанщик и перкуссионист Скотт Кетнер и музыканты возглавляемого им ...