Короткое слово Monk на обложке альбома сразу вызывает вполне определенные ассоциации у поклонника и знатока джаза. «Вот и еще один альбом-трибьют, альбом интерпретаций музыки крупнейшего джазового пианиста, оказавшего колоссальное влияние на все последующие развитие джаза и совершенствование его языка», - подумает он и будет формально прав. Но только формально! Потому что, скорее всего, с ТАКИМ Монком он не знаком и вряд ли предполагал, что ТАКОГО Монка услышит. Более того, не исключаю, что в этой музыке он вообще может не распознать американского джазового пианиста и композитора. Итальянский пианист и композитор Стефано Травальини приоткрывает карты на обратной стороне конверта своего нового альбома. Там, в дополнение к названию альбома, он разместил подзаголовок: «Пятнадцать фортепьянных рефлексий».
Да, именно так. Музыка этого альбома – это Монк, каким его видит Стефано Травальини. Нашим читателям этот музыкант известен по своим предыдущим работам – сольному фортепьянному проекту Ellipse (2017) и дуэту с другим пианистом, Массимилиано Коклитом, The Long Line (2019). В тех обзорах говорилось и о творческой биографии музыканта, поэтому не буду повторяться. Напомню только, что это музыкант с прекрасным академическим образованием и вкусом к свободной импровизации, вследствие чего работы Травальини – это изысканное сочетание импровизации с академической традицией. В полной мере сей факт проявился и в его новом сольном проекте Monk. В мае 2019 года в парижской студии Sequenza Стефано сел за рояль Fazioli F278 (годом ранее он уже работал в этой студии и за этим инструментом) и исполнил пятнадцать импровизационных пьес на тему пятнадцати известнейших композиций Телониуса Монка.
В первой же пьесе Trinkle Tinkle мне опознать Монка не удалось – пьеса превратилась в мастерски исполненную современную академическую композицию. В Ruby, My Dear или Misterioso Травальини очень изящно варьирует темпы и контрапункты, а темп в Straight, No Chaser становится прямо-таки стремительным. Рваные интервалы Bemsha Swing становятся достойной альтернативой оригинальной версии. Интересно, что почти все (двенадцать из пятнадцати) импровизации при всей их воздушной легкости Стефано укладывает в жесткие временные рамки: от трех до четырех минут звучания. Среди исключений – самая длинная в альбоме версия самой, наверное, популярной композиции Монка - Round Midnight: наиболее близкая к современному новому джазу, но, опять-таки, не к монковскому оригиналу! Не буду даже пытаться анализировать музыкальные тонкости интерпретаций Травальини – это блестяще сделал в liner notes к альбому Томас Канниф. Скажу только, что создатель теории «третьего течения» Гюнтер Шуллер, мечтавший о синтезе джаза и акажемической музыки, нашел бы, на мой взгляд, близкое к совершенству воплощение своих идей в этой работе Стефано Травальини.
А в завершение хочу поделиться с читателем загадкой, которую мне так и не удалось расшифровать. Понятно, что каждый музыкант продумывает обложку своего альбома. Для Monk Травальини выбрал фотографию «Гора Нево» известного индонезийского мастера Хенгки Коньтьоро. По Библии, на горе Нево Господь позволил Моисею увидеть Землю Обетованную, на которую ему не суждено будет вступить. Что хотел сказать этим Стефано Травальини? Что постичь музыку Монка до конца невозможно? Что самому Монку, новатору джазового языка, не дано было увидеть отдаленные последствия его экспериментов? Не знаю. Подумайте над этим и вы, слушая удивительно красивую музыку Стефано Травальини, навеянную творчеством Телониуса Монка.
Прекрасный, но очень короткий альбом живущей ныне в Чикаго аргентинской флейтистки Карлы Кампопиано Chicago/Buenos AiresConnections двухлетней давности (см. обзор этого диска на сайте) получил продолжение пол тем же названием, но под порядковым ...
Я бы не стал рекомендовать этот альбом ни любителям традиционного новоорлеанского раннего джаза, ни поклонникам фри-джаза, фьюжн и других поздних направлений. Этот альбом – для тех, у кого джаз ассоциируется с золотыми стандартами, звучащими в ...
Новая экскурсия в мир чикагского джаза. Все лица знакомые, всех доводилось слушать в разных сочетаниях, но на сей раз в центре внимания – трубач и композитор Чад МакКаллоф. Он живет в Чикаго последние семь лет, а до того делал карьеру в своем родном ...
29 августа 2020 года исполняется сто лет со дня рождения одного из основоположников современного джаза, гениального Чарли Паркера. За день до этой даты увидит свет альбом-трибьют Birdsong нью-йоркской пианистки и вокалистки Чемпиэн Фултон, ...
Гитарист Чарльз Колицца родился в Монреале. Музыкой он начал заниматься в шесть лет, а на гитаре играет с двенадцати. Тайны гитарного мастерства он постигал в родном городе, причем так успешно, что даже выиграл студенческий конкурс джазовых ...
Джаз изначально был связан с танцем, вроде бы накрепко и неразрывно. Но по мере развития и усложнения джаза связь эта постепенно исчезла. Джаз превратился скорее в искусство для филармонических залов, чем для танцплощадок. Ветеран джаза, ...
Если вам интересен коллектив, в котором биг-бэндовые традиции уживаются с элементами культуры хип-хопа, то вам стоит послушать ансамбль с необычным названием Chicago Yestet. Как понятно из названия, работает этот ансамбль в Чикаго и объединяет в ...
Вибрафонистка Чен Ченлу получила музыкальное образование у себя на родине, на Тайване. Переехав в США, она училась в Университете искусств в Филадельфии и стала участницей квинтета известного джазового трубача Джереми Пелта. В его составе Чен ...
Родившийся в США и с детства живущий в Германии Крис Хопкинс – один из лучших в мире пианистов, исполняющих традиционный свинговый джаз. Мне не раз доводилось с удовольствием слушать и представлять нашим читателям самые разные проекты с участием ...
Три года назад я и наши читатели познакомились с пианистом и композитором Крисом МакКарти. Тогда это был его дебютный альбом Sonder. С того времени многое изменилось в жизни Криса. Он родился в Сиэттле, учился в Консерватории Новой Англии в Бостоне, ...
Джазовый композитор и пианист Крис Ротмайер с 2018 года живет и работает в городе Мэдисон, Висконсин. Родился он и начал профессионально заниматься джазом в Колумбусе, Огайо, но вот большую часть своей карьеры (более двадцати лет) он провел на юге, ...
К сожалению, и сам альбом, выпущенный американским лейблом Aagoo Records, и сайт музыканта, весьма скупы в отношении информации о нем. Поэтому лишь пресс-релиз, любезно предоставленный Жюльеном Фернандесом и его 5Roses Press, помог разобраться в ...