Вокалистка и композитор Дана Сандлер родилась в Майами, Флорида. Музыке она училась сначала в родном штате, а затем в Бостоне, в Консерватории Новой Англии. Был в ее биографии период, когда она отошла от музыки и увлеклась медициной, но затем все же окончательно остановилась на музыке. За свою пока недолгую карьеру Дана успела принять участие в записи альбома известной по выступлениям с Ди Ди Бриджуотер джазовой пианистки Кармен Стааф и вошла в состав ансамбля Khevre видного клезмерского кларнетиста Майкла Винограда, при записи альбома которого исполнила основные вокальные партии. I Never Saw Another Butterfly – ее дебютный альбом. Вроде бы обычная биография, обычный дебют, но вот история создания этого джазового альбома уводит нас к временам, когда невиданное зверство сталкивалось с высочайшими проявлениями человеческого духа.
… В годы Второй Мировой войны, в Восточной Европе, на территориях Польши и СССР, нацисты и их пособники, никого не стесняясь, уничтожали евреев с особой жестокостью. В Западной Европе Холокост выглядел иначе, акции маскировались. Евреев эшелонами «переселяли» на Восток, в лагеря уничтожения – от Освенцима до Тростенца. В чешском городе Терезин нацисты организовали «образцовое» гетто, фальшивую витрину для Красного Креста и других международных организаций и нейтральных государств. Там евреям дозволялось вести «почти» нормальную жизнь, но смертные эшелоны на Восток регулярно уходили и из Терезина.
Австрийскую художницу, дизайнера и педагога, выпускницу Баухауза, Фридль Дикер-Брандейс привезли в Терезин в декабре 1942 года. И здесь Фридль втайне от нацистов смогла организовать уникальную творческую школу для детей гетто, где они развивали свои творческие способности, рисовали, писали стихи, а главное – хоть ненадолго забывали об окружавшем их ужасе. Фридль с мужем отправили в Освенцим в 1944 году. Она погибла в этом лагере смерти. Но перед отправкой Фридль Дикер-Брандейс успела собрать и спрятать на чердаке жилого дома два чемодана с рисунками и стихами своих воспитанников (более 4500 работ). После войны они были найдены и сегодня хранятся в Еврейском музее в Праге. В 1959 году в тогдашней Чехословакии была издана книга с рисунками и стихами детей гетто «Я никогда не видел таких бабочек» (по стихотворению «Бабочка» Павла Фридмана).
Именно эту историю взяла за основу своего альбома Дана Сандлер, назвав его так же: I Never Saw Another Butterfly. Дана положила на музыку стихи Павла Фридмана (1921-1944), Франты Басса (1930-1944), двух оставшихся неизвестными авторов, а также Алены Синковой-Мунковой (1926-2008) – единственной из этих авторов, кто пережил Холокост (всего через Терезин прошло 15 000 детей, выжило из них около ста). Кроме того, четыре композиции альбома посвящены непосредственно им: Dear Pavel, Dear Franta, Dear Alena и Dear Anonimus. К работе над альбомом она подключила целую группу музыкантов, в которую вошли и ее старые коллеги Стааф и Виноград, и, конечно же, супруг, ударник Остин МакМагон. А в композиции Home/The Old House в финале звучит еще и голос юной дочери Даны и Остина, что делает эту вещь на стихи Франты с яркими линиями кларнета и контрабаса еще более пронзительной. Самым же сильным моментом альбома я назвал бы еще одну двойную композицию, I’d Like to Go Alone /Ani Ma’amin, где в финал Сандлер включила тему Азриэла Давида Фастага, сочиненную им на пути в Треблинку. Ее с огромным чувством исполнил Майкл Виноград. Вообще, все решения в этом альбоме адекватны избранной теме. Я имею ввиду и фортепьянные партии Кармен Стааф, и игру других инструменталистов, и, конечно же, голос самой Даны Сандлер. Ее сопрано нигде «не пережимает», но эмоциональная составляющая чувствуется в каждой взятой певицей ноте.
Каждый год в Израиле отмечают Йом-а-Шоа – День Катастрофы и героизма европейского еврейства. В этот день все останавливают работу, выходят из машин и стоя, молча слушают двухминутное звучание сирены. В этом году он будет отмечаться 21 апреля. К этому дню Дана Сандлер приурочила выпуск I Never Saw Another Butterfly.
Очень точное название дал своему новому альбому американский вокалист ДжейДи Уолтер: «Одетые в песню». Я смог это оценить, прослушав программу, подготовленную к выпуску в феврале 2020 года на JWAL Records. ДжейДи просто одевает в ...
Одна из композиций дебютного альбома тенор-саксофониста из Лос-Анджелеса Джеффа Элвуда называется For Roger. Она посвяшена памяти его друга, басиста Роджера Шью, умершего совсем молодым в 2016 году. Роджер все время настаивал на том, чтобы Джефф ...
Четвертый раз мы встречаемся с работой американского музыканта и компьютерщика Джеффа Морриса и второй раз за этот год. Понятно, все биографические подробности желающие могут поискать в прежних текстах, а сейчас сразу перейдем к новой работе. Обычно ...
Третий альбом Джеффа Морриса – и третья встреча с ним для нашего сайта. Напомню: рецензии на Interfaces. Jazz Meets Electronics (2018) и With Strings. Live Sampling In Counterpoint (2019) вместе с биографическими подробностями из жизни американского ...
На обложке альбома The Ripple стоят имена двух известных американских тенор-саксофонистов. Руперт играл с Мэхогени, Бенни Картером, Сэмом Риверсом, Мейнардом Фергюссоном. Ветеран джаза Гарцоне работал с Такумой, Пересом, Ловано, сейчас преподает в ...
Американская пианистка Джени Слотчивер записала альбом, который можно сравнить с научной работой в сфере истории американской музыки. «Американское наследие» - это история проявлений афро-американской традиции в творчестве самых разных композиторов ...
Мосты – это то, что соединяет людей и культуры. Так что, название дебютного альбома саксофониста и композитора Джесси Райана глубоко символично. Джесси живет в канадском Торонто, но родился и вырос он в карибском государстве Тринидад и Тобаго, а ...
Американский джазовый гитарист Джим Робитейл, постоянно сотрудничающий с лейблом Whaling City Sound, и похож и не похож на самого себя, если сравнивать его прошлогодний альбом A View From Within (обзор диска есть на сайте) и нынешний Space Cycles. ...
Мечты сбываются! – так можно было бы назвать этот текст. За свою долгую жизнь в музыке Джим Уоллер перепробовал, кажется, все – и только не было у него собственного биг-бэнда. И вот этот момент настал. Альбом Bucket List записан биг-бэндом полного ...
Фанк или ритм-энд-блюз? Ритм-энд-блюз или все-таки фанк? Для того, чтобы найти правильный фарватер между этими двумя берегами и умело провести по нему свой корабль, на борту которого гордо написано Roots, надо быть действительно мудрейшим Йодой (вы, ...
Имя Джона Финбери стоит на обложке этого альбома, но вы не найдете его среди исполнителей. Финбери – композитор, автор всех семи композиций альбома Quatro, а вот исполнять свою музыку (запись проходила в две сессии в конце 2019 года в Нью-Йорке) он ...
Седовласый джентльмен, глядящий на нас с обложки альбома Soul Singer – настоящий Профессионал. Я написал это слово с большой буквы в знак уважения и к мастерству покалиста Джона Финли, и к его достижениям в течение карьеры, длящейся уже более ...