Stevko Busch / Paul van Kemenade - Double Solo / Fugara
16.02.2020
Когда-то, уже довольно давно, для нашего сайта и для меня лично встреча с творчеством джазменов из Нидерландов Пауля ван Кеменаде и Стевко Буша началась с их первого совместного дуэтного альбома Contemplation (2010). Потом были и другие, не менее интересные работы, но, спустя десять лет, было очень приятно увидеть на обложке нового альбома два теперь уже неплохо знакомых имени. Впрочем, в этом проекте Стевко и Пауль решили объединить прошлое и настоящее. Что я имею ввиду? Альбом – двойной. Один его диск – это переиздание выпущенного в 2012 году альбома Fugara. В свое время мне довелось писать об этой работе, но, новая встреча с прекрасным квартетом, в который, помимо Буша и ван Кеменаде, входили немецкий трубач Маркус Штокгаузен (да-да, сын того самого) и финский барабанщик Маркку Оунаскари, освежила в памяти и вновь порадовала и необычными пьесами Буша по мотивам православной духовной музыки Танеева, Глазунова и болгарских анонимов, и необычайно лиричной и тонкой композицией Штокгаузена Mondtraum, и ярким импровизационным духом пьесы ван Кеменаде Picking Cranberries. Не знаю достоверно, почему в этот релиз было решено включить Fugara, но, по-моему, тут все прозрачно: видимо, и самим музыкантам дорог этот альбом, и у поклонников нового джаза, который исповедуют участники того квартета, Fugara пользовалась успехом.
А вот второй диск этого издания, Double Solo, - это уже современность. Запись была сделана в октябре 2019 года, и это вновь дуэт, как при первой встрече этих музыкантов десять лет назад. Альт-саксофон Пауля и фортепьяно Стевко – других инструментов в этой записи нет, но пространство каждой из семи пьес так насыщенно, взаимодействуют они друг с другом столь изобретательно, а язык импровизации столь богат, что Double Solo воспринимаешь, как свободный раговор двух весьма умудренных опытом, широко эрудированных и ярких собеседников. В стартовой пьесе Echoes #1 Буш и ван Кеменаде демонстрируют, что их жизнь протекает отнюдь не в башне из слоновой кости: на язык нового джаза здесь переложены фрагменты самой разной музыки – от Стинга до Бийонс. Одну композицию сочинил Пауль – это One Horn – One Piano, одну Стевко – это финальная Liedchen (немецким названием Буш, видимо, хотел напомнить, что его родина – это Германия, восточная соседка Нидерландов), а остальные пьесы – плод совместного творчества. Здесь есть очень лиричные, минималистские по контенту эпизоды, есть фрагменты с довольно интенсивной динамикой, но саксофон и фортепьяно всегда очень чутко слышат друг друга и мгновенно реагируют на реплики партнера. Если говорить о формате дуэта в новом джазе, то, наверное, дуэт Буш –ван Кеменаде, наверное, близок к идеалу. Так было десять лет назад во времена Contemplation, так есть и сейчас – достаточно послушать Double Solo. А эпизод из Fugarа (Gospodi Vozvach, новоджазовый отклик на музыку Танеева из 2012 года) с удовольствием предлагаю вашему вниманию.
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, этно-джаз
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Вряд ли русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975) мог предугадать, что его теория диалога, как фундаментальной категории бытия, точно подтвердит строки Тютчева и ...
Наблюдая в течение ряда лет за развитием джазовой жизни в разных странах, поражаешься тому, как польская джазовая школа, самая сильная (по крайней мере, на мой взгляд) в Восточной Европе, десятилетиями ухитряется поддерживать свои славные традиции. ...
Бузуки, национальная разновидность лютни, - самый узнаваемый и самый популярный из традиционных греческих музыкальных инструментов. Именно его сделал названием своего нового, уже далеко не первого альбома на ARC Music, греческий композитор и пианист ...
За плечами барабанщика и композитора из Женевы Мишеля Маурера довольно пестрая карьера. Этот музыкант играл и импровизационную музыку, и метал, и панк-рок, выступал на самых престижных джазовых фестивалях у себя в стране – в Монтре и в Лугано, ...
Есть известное выражение: «короля делает свита». Применительно к данному релизу титул «короля» надо отдать тому, чье имя выставлено на обложке альбома High Standards – гитаристу Майку Пачелли, а вот «свита» ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, эмбиент
С исландским гитаристом Кристином Смари Кристинсоном наши читатели впервые познакомились два года назад, когда мы представляли новый альбом группы из Базеля Monoglot, в которой он играет. Но участвует Кристин и в других проектах. В том же ...
музыкальный стиль: авангард, африканская музыка, мэйнстрим
Для кого-то Ибица, один из принадлежащих Испании Балеарских островов в Средиземном море, - это место шумных молодежных тусовок в бесчисленных клубах, известнейший европейский курорт. Для меня же последние пять лет Ибица – это место, где живет ...
Разной бывает этническая музыка. Аутентичная, чистый фольклор – это одно, world music, когда фольклор вступает в контакт с иными музыкальными направлениями или способами организации звучания, - это иное. Но и world music – понятие ...
Negroni’s Trio существует с 2002 года и Acustico – уже десятый его альбом. Семейный на две трети коллектив создали отец и сын Негрони, пригласив в качестве контрабасиста Джоша Аллена. Негрони – пуэрториканцы по происхождению. Отец, ...
После двух квартетных альбомов, изданных в 2017 году (King Of Xhosa, London Live, рецензии смотреть на нашем сайте), американский барабанщик, композитор и педагог Джефф «Сиге» Сигель обратился к формату трио. Вместе с ним новый проект ...
На джазовой карте России важное место принадлежит Курску. Своей известностью в этом отношении куряне по большому счету обязаны членам одной семьи: отцу и сыну Винцкевичам. Леонид Винцкевич, которого сегодня уже можно назвать (время бежит!) ветераном ...
Сорокалетний Николас Моханна – творческий человек очень широкого профиля. Он и музыкант, и художник, и мастер звуковых и видеоинсталляций. Живет Моханна в Нью-Йорке, а заканчивал в свое время Калифорнийский университет. Синтез различных видов ...