Когда-то, уже довольно давно, для нашего сайта и для меня лично встреча с творчеством джазменов из Нидерландов Пауля ван Кеменаде и Стевко Буша началась с их первого совместного дуэтного альбома Contemplation (2010). Потом были и другие, не менее интересные работы, но, спустя десять лет, было очень приятно увидеть на обложке нового альбома два теперь уже неплохо знакомых имени. Впрочем, в этом проекте Стевко и Пауль решили объединить прошлое и настоящее. Что я имею ввиду? Альбом – двойной. Один его диск – это переиздание выпущенного в 2012 году альбома Fugara. В свое время мне довелось писать об этой работе, но, новая встреча с прекрасным квартетом, в который, помимо Буша и ван Кеменаде, входили немецкий трубач Маркус Штокгаузен (да-да, сын того самого) и финский барабанщик Маркку Оунаскари, освежила в памяти и вновь порадовала и необычными пьесами Буша по мотивам православной духовной музыки Танеева, Глазунова и болгарских анонимов, и необычайно лиричной и тонкой композицией Штокгаузена Mondtraum, и ярким импровизационным духом пьесы ван Кеменаде Picking Cranberries. Не знаю достоверно, почему в этот релиз было решено включить Fugara, но, по-моему, тут все прозрачно: видимо, и самим музыкантам дорог этот альбом, и у поклонников нового джаза, который исповедуют участники того квартета, Fugara пользовалась успехом.
А вот второй диск этого издания, Double Solo, - это уже современность. Запись была сделана в октябре 2019 года, и это вновь дуэт, как при первой встрече этих музыкантов десять лет назад. Альт-саксофон Пауля и фортепьяно Стевко – других инструментов в этой записи нет, но пространство каждой из семи пьес так насыщенно, взаимодействуют они друг с другом столь изобретательно, а язык импровизации столь богат, что Double Solo воспринимаешь, как свободный раговор двух весьма умудренных опытом, широко эрудированных и ярких собеседников. В стартовой пьесе Echoes #1 Буш и ван Кеменаде демонстрируют, что их жизнь протекает отнюдь не в башне из слоновой кости: на язык нового джаза здесь переложены фрагменты самой разной музыки – от Стинга до Бийонс. Одну композицию сочинил Пауль – это One Horn – One Piano, одну Стевко – это финальная Liedchen (немецким названием Буш, видимо, хотел напомнить, что его родина – это Германия, восточная соседка Нидерландов), а остальные пьесы – плод совместного творчества. Здесь есть очень лиричные, минималистские по контенту эпизоды, есть фрагменты с довольно интенсивной динамикой, но саксофон и фортепьяно всегда очень чутко слышат друг друга и мгновенно реагируют на реплики партнера. Если говорить о формате дуэта в новом джазе, то, наверное, дуэт Буш –ван Кеменаде, наверное, близок к идеалу. Так было десять лет назад во времена Contemplation, так есть и сейчас – достаточно послушать Double Solo. А эпизод из Fugarа (Gospodi Vozvach, новоджазовый отклик на музыку Танеева из 2012 года) с удовольствием предлагаю вашему вниманию.
Джаз и кино всегда шли рядом – они ведь даже почти ровесники по возрасту. Не забудем, что и самый первый в истории звуковой фильм с перекрашенным в темнокожего Элом Джолсоном назывался именно «Певец джаза». И важное место в истории ...
Ти Кей Блю выглядит фантастически (человеку с саксофоном на обложке альбома 66 лет!) и играет соответственно. Этот музыкант карибского происхождения (его родители родом с Ямайки и Тринидада) родился в нью-йоркском районе Бронкс и звали его Юджин ...
Оригинальная обложка альбома Stay Calm, на которой «Давид» Микеланджело представлен одновременно в двух ракурсах, неплохо иллюстрирует основную интригу музыки The Beat Freaks, где многое строится на контрапункте между двумя основными ...
Тот случай, когда сайдмены известно значительно больше, чем создатели проекта. Брайан Линч, Дональд Харрисон, Ральф Питерсон – громкие имена, множество знаменитых партнеров, а объединяет их в данном случае два факта: все трое в разное время ...
Блюз – это черная музыка, кантри – это белая музыка. Так было в Америке когда-то. Но сегодня все совершенно иначе. Уже лет пятьдесят (примерно) блюз играют, и играют классно, как белые, так и темнокожие музыканты. То же можно сказать о ...
Вот и еще одно имя из каталога артистов лейбла Whaling City Sound становится ближе нашим читателям. Гитарист и композитор Джим Робитейл впервые выпустил альбом под названием To Music с этим логотипом еще в далеком 2004 году, и альбом тот оказался ...
Вот и новая встреча с канадским джазовым барабанщиком, бэнд-лидером и композитором Марком Келсо. Это имя не раз появлялось на наших страницах в обзорах канадских джазовых альбомов, в том числе и записанного Келсо в качестве лидера группы The Jazz ...
Лейтесь, песни! Лейтесь над всей планетой песни Питера Гэбриэла и группы Genesis! И хотя группа Genesis уже ушла в историю, а давным-давно расставшийся с ней Гэбриэл увлечен совсем другими проектами, миллионы поклонников одного из самых выдающихся ...
Не знаю, почему американские музыканты избрали для своего коллектива столь невыразительное, как лицо агента спецслужб, стремящегося затеряться в толпе, название. Возможно, дело в том, что все для группы The Session начиналось действительно с ...
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...
Никогда ранее не слышал об этом составе и его лидере – и влюбился с первого же альбома! С первого для меня, а для theBABAorchestra и его лидера (Лорин) Элизабет Баба (не спрашивайте меня, почему имя пишется именно так – так надо, так и ...