Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, и туркам, словом, всем жителям Балкан и Ближнего Востока. Именно поэтому выпущенный британским лейблом ARC Music альбом Oud Classics имеет еще подзаголовок, сообщающий, что это музыка Армении, Балкан и Ближнего Востока. И это уже второй альбом с музыкой, записанной видным мастером игры на уде Аланом Шаваршем Бардезбаняном (1950- 2006) и его Middle Eastern Ensemble.
Корни семьи Бардезбаняна уходят в Сирию и Анатолию, но сам он родился уже в США, в городе Уотертаун, Массачусетс в 1950 году. Музыкальные способности он проявил с детства, и играть на уде начал еще в подростковом возрасте, выступая в местных клубах армянской диаспоры. Повзрослев, Алан начал интересоваться и другими музыкальными жанрами, в частности, джазом, поступил учиться в известный колледж Беркли в Бостоне, а параллельно играл народную греческую музыку в местных тавернах. В 1977 году, как пишет автор liner notes Бо Грейвс, несколько неожиданно для армянского музыканта, Бардезбанян погрузился в изучение музыкальной системы тюркских и арабских народов – макам. Так, собирая разные источники, Бардезбанян стал крупным знатоком традиционной музыки вышеупомянутых регионов, а в сочетании со своей яркой техникой игры с импровизацией на уде – выдающимся мастером, получившим широкое признание. К сожалению, музыкант умер совсем молодым, ему было только 56 лет. Остались записи, из которых и составлен представляемый альбом.
Бардзебаняна здесь сопровождают его американские коллеги по Middle Eastern Ensemble. Звучание скрпки, гитары или аккордеона конечно делает саунд не канонически традиционным, но первое слово здесь все же за лидером и его инструментом. В альбом вошло пятнадцать треков. Тут и траСимволично, что открывает программу задорная танцевальная мелодия Uskudar, традиционная тема, популярная и у армян, и у греков, и у арабов, и у турок. Но есть и образчики чисто национальных традиций: попурри из армянских танцев Dari Mana / Ooska Gookas, еще один армянский танец Enzelee, турецкая танцевальная мелодия Rast Kashlamar, инструментальная версии греческих песен Samiotisa и Arapena / Rhodes. Вошли в альбом и произведения конкретных авторов, например, арабская тема Longa Farahfaza египетского мастера игры на уде Риада Аль-Сунбати или мелодия Bir Demet Yasemin турецкого певца Зеки Мюрена, ну и, конечно же, композиции, сочиненные самим Бардезбаняном – всего их здесь три. Что объединяет эту музыку? Прежде всего, удивительная напевность мелодий, энергия, которой брызжут танцевальные темы и – звучание уда, которым Бардезбанян владеет мастерски. Если уже переходить на личные впечатления, то я особо выделил бы в этой программе вышеупомянутые Uskudar, Enzelee, Arapena / Rhodes и финальный трек: классическую оттоманскую мелодию Nihavent Longa, сочиненную женщиной-композитором и исполнительницей на кеманче Кемани Кевсер Ханим. Впрочем, в этой программе есть из чего выбирать, и многие любители народной музыки найдут себе здесь музыку по душе.
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...
Угадайте: в какой сфере финансовые перспективы больше – в нефтяной индустрии или в джазе? Угадали? А вот уроженка Венесуэлы и жительница нефтяной столицы США Хьюстона, Техас, инженер-геолог по образованию Ракель Сепеда предпочла в конечном ...
Энергией и оптимизмом дышит облик тенор-саксофониста Рэя Блю на обложке его нового альбома под названием Work. Самое любопытное, что такое же впечатление оставляет и его музыка. Секрет тут, видимо, в том, какой смысл вкладывает Рэй в понятие work, ...
Гитарист Рикардо Пейшоту родился в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, а сейчас живет в Калифорнии, в районе Сан-Франциско. Эти две географические точки словно символизируют его постоянные челночные перемещения из Южной Америки в Северную и обратно. Они ...
Увидев в названии коллектива слово «фанк», я сразу предположил, что энергетики и динамизма в записи будет немало. Каламбур «боптизм» свидетельствовал о чувстве юмора организатора бэнда Рича Уилли, что также предвещало ...