Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, и туркам, словом, всем жителям Балкан и Ближнего Востока. Именно поэтому выпущенный британским лейблом ARC Music альбом Oud Classics имеет еще подзаголовок, сообщающий, что это музыка Армении, Балкан и Ближнего Востока. И это уже второй альбом с музыкой, записанной видным мастером игры на уде Аланом Шаваршем Бардезбаняном (1950- 2006) и его Middle Eastern Ensemble.
Корни семьи Бардезбаняна уходят в Сирию и Анатолию, но сам он родился уже в США, в городе Уотертаун, Массачусетс в 1950 году. Музыкальные способности он проявил с детства, и играть на уде начал еще в подростковом возрасте, выступая в местных клубах армянской диаспоры. Повзрослев, Алан начал интересоваться и другими музыкальными жанрами, в частности, джазом, поступил учиться в известный колледж Беркли в Бостоне, а параллельно играл народную греческую музыку в местных тавернах. В 1977 году, как пишет автор liner notes Бо Грейвс, несколько неожиданно для армянского музыканта, Бардезбанян погрузился в изучение музыкальной системы тюркских и арабских народов – макам. Так, собирая разные источники, Бардезбанян стал крупным знатоком традиционной музыки вышеупомянутых регионов, а в сочетании со своей яркой техникой игры с импровизацией на уде – выдающимся мастером, получившим широкое признание. К сожалению, музыкант умер совсем молодым, ему было только 56 лет. Остались записи, из которых и составлен представляемый альбом.
Бардзебаняна здесь сопровождают его американские коллеги по Middle Eastern Ensemble. Звучание скрпки, гитары или аккордеона конечно делает саунд не канонически традиционным, но первое слово здесь все же за лидером и его инструментом. В альбом вошло пятнадцать треков. Тут и траСимволично, что открывает программу задорная танцевальная мелодия Uskudar, традиционная тема, популярная и у армян, и у греков, и у арабов, и у турок. Но есть и образчики чисто национальных традиций: попурри из армянских танцев Dari Mana / Ooska Gookas, еще один армянский танец Enzelee, турецкая танцевальная мелодия Rast Kashlamar, инструментальная версии греческих песен Samiotisa и Arapena / Rhodes. Вошли в альбом и произведения конкретных авторов, например, арабская тема Longa Farahfaza египетского мастера игры на уде Риада Аль-Сунбати или мелодия Bir Demet Yasemin турецкого певца Зеки Мюрена, ну и, конечно же, композиции, сочиненные самим Бардезбаняном – всего их здесь три. Что объединяет эту музыку? Прежде всего, удивительная напевность мелодий, энергия, которой брызжут танцевальные темы и – звучание уда, которым Бардезбанян владеет мастерски. Если уже переходить на личные впечатления, то я особо выделил бы в этой программе вышеупомянутые Uskudar, Enzelee, Arapena / Rhodes и финальный трек: классическую оттоманскую мелодию Nihavent Longa, сочиненную женщиной-композитором и исполнительницей на кеманче Кемани Кевсер Ханим. Впрочем, в этой программе есть из чего выбирать, и многие любители народной музыки найдут себе здесь музыку по душе.
Вот и новая встреча с канадским джазовым барабанщиком, бэнд-лидером и композитором Марком Келсо. Это имя не раз появлялось на наших страницах в обзорах канадских джазовых альбомов, в том числе и записанного Келсо в качестве лидера группы The Jazz ...
Лейтесь, песни! Лейтесь над всей планетой песни Питера Гэбриэла и группы Genesis! И хотя группа Genesis уже ушла в историю, а давным-давно расставшийся с ней Гэбриэл увлечен совсем другими проектами, миллионы поклонников одного из самых выдающихся ...
Не знаю, почему американские музыканты избрали для своего коллектива столь невыразительное, как лицо агента спецслужб, стремящегося затеряться в толпе, название. Возможно, дело в том, что все для группы The Session начиналось действительно с ...
Рассказ о своей биографии в информации для прессы музыканты французского ансамбля The Soul Jazz Rebels предваряют цитатой из Би Би Кинга: «Блюз? Это – мать американской музыки. Источник – вот что это такое». И цитата уже сама ...
Шесть лет назад, в интервью с бельгийским гитаристом и композитором Мишелем Дельвилем (оно есть на сайте) я обратил внимание, что в 2019 году ему исполнится пятьдесят и поинтересовался, каких целей он хотел бы достичь к этому времени. Мишель ответил ...
Никогда ранее не слышал об этом составе и его лидере – и влюбился с первого же альбома! С первого для меня, а для theBABAorchestra и его лидера (Лорин) Элизабет Баба (не спрашивайте меня, почему имя пишется именно так – так надо, так и ...
Если судить по мнениям критиков, то пик своей карьеры американский джазовый органист Тони Монако переживал в первом десятилетии нового века. Когда-то Монако (р.1959) начинал с аккордеона, но знакомство с музыкой Джимми Смита, у которого он даже брал ...
Отдадим должное силе стереотипов: при всех заниях о том, что такое современный Новый Орлеан и что такое современный джаз в Новом Орлеане, при первом упоминании новоорлеанского джаза вспоминаются прежде всего рождение джаза и традиции Армстронга, ...
Вьетнамская музыка – редкий гость на нашем сайте, а уж традиционная вьетнамская музыка вообще впервые попала в центр внимания jazzquad.ru. Впрочем, назвать полностью традиционной музыку альбома The Art of the Vietnamese Zither – ...
Да, предположение, что за альбомом бразильского ансамбля Trio Ciclos под названием Mobiles Vol.1 (2017) могут последовать следующие Vol., высказанное мной в рецензии на этот проект на нашем сайте, оправдалось. Год 2019-й принес Mobiles Vol.2, третий ...
Для Троя Робертса, нью-йоркского австралийца, стало хорошей традицией каждый год дарить слушателям по новому альбому. Не стал исключением и 2019-й. В отличие от предыдущих работ, Tales & Tones (2017) и Nu Jive Perspective (2018), изданных Inner ...
Вряд ли кто-то из участников этого проекта, будь то итальянцы из Trrmā или американец Шарлемань Пэлистайн, страдают заиканием (хотя – кто знает?), но в названии своего совместного альбома речь человека, подверженного этой неприятной ...