Швейцарский музыкант из небольшого городка Экинген в кантоне Золотурн Роланд Бюльман – настоящий универсал. Продюсер, композитор, мультиинструменталист с акцентом на гитару и родственные ей инструменты – все в одном лице. Возможно, в крохотном Экингене у него просто нет достойных партнеров, а скорее в силу особенностей своего творческого подхода, Роланд все предпочитает делать сам. И другое его увлечение, пинхол-фотография (то есть снимки, сделанные аппаратом без объектива, замененного микроотверстием, своего рода современный вариант камеры-обскуры) – жто тоже занятие сугубо индивидуальное. Именно такие фотоснимки Роланда украсили обложку альбома Crucial, уже третьего в его дискографии.
Восемь треков, разумеется, авторских. Бюльман играет здесь на множестве разных инструментов. Первая и основная группа - это электрогитара и бас-гитара, а также сходные инструменты: гиталеле (гибрид гитары и укулеле), мандола (родственница мандолины) и так далее. Сюда же надо добавить специальный сустейнер. Вторая группа инструментов – этнические. Сюда вошел еврейский ритуальный рог шофар, в который трубят на Рош-ха-Шана, струнный киннор, упоминаемый еще в Библии, африканский глмняный барабанчик уду. Наконец, третья группа – это вообще не инструменты, а разнообразные предметы, из которых Роланд извлекает конкретные звуки: от ножей и канистр и до винных бокалов. В письме автору этих строк Роланд специально подчеркивает, что не использовал при записи никаких сэмплов.
Сам Бюльман называет свою музыку сочетанием прог-рока и фьюжн. На мой взгляд, прог-рок здесчь главенствует, но в пару ему я поставил бы в первую очередь эмбиент, а также упомянул несомненную импровизационность и определенные джазовые элементы, в первую очередь модальные. Обилие используемых средств звукоизвлечения получает свое объяснение после первых же нескольких треков. Роланд чрезвычайно трепетно относится к нюансам звучания, которые гурманы с удовольствием посмакуют в первую очередь в его развернутых «космических» эмбиентных звуковых пейзажах, напоминающих ранний Pink Floyd: Higgayon, Arabon или Subconsciously. Но есть у него и вещи с явно роковыми корнями, скажем стартовая Kaiilen с ее глубоким тяжелым ритмом, титульная Crucial с акцентированной линией баса (эта пьеса напомнила мне таких классиков рока, как Iron Butterfly – работай они сегодня, In-A-Gadda –Da-Vida могла бы прозвучать в таком же духе). Наконец, масса «вкусностей» для ценителей гитарного звука – особенно в Buzzing (отличная гитара с сустейном, этакая рага не индийского происхождения) или Miserere. Мастеринг альбома выполнял такой видный гитарист, как британец Марк Уингфилд (хорошо знакомый нашим читателям по релизам MoonJune Records). Бюльман с понятной гордостью цитирует в письме его слова: «Поздравляю с альбомом, звучит фанатастически, мне было очень приятно работать над ним!». Что ж, такому мастеру, как Уингфилд, можно верить, а, посмаковав Crucial, полностью с ним согласиться. ПО крайней мере со мной так и произошло.
Еще с 1959 года, когда революционные войска Фиделя Кастро вошли в Гавану, начался отъезд кубинских эмигрантов в Америку. Оседали они преимущественно в ближайшем штате, Флориде, и в ближайшем городе, Майами. Сначала это был узкий ручеек идейных ...
Пламя, рвущееся из тромбона, на обложке альбома Gunn’s Ablazin’, конечно, яркий образ и драйва в игре тромбонистки из Вирджинии Шеннон Ганн действительно хватает, но ее инструмент умеет передавать и самые тонкие оттенки эмоций, может ...
Американский гитарист Шон Парселл, предстающий перед нами на обложке альбома Symmetricity, как сугубо штатский человек, провел значительную часть своей карьеры, как военный музыкант. Родом он из Питтсбурга, Пенсильвания, но живет и работает в ...
Гравитация, то есть взаимное притяжение – наиболее общий закон нашей вселенной. Но не будем сейчас про Ньютона и Эйнштейна, а поговорим о вещах, более близких нашей тематике. Именно взаимное притяжение, общность вкусов и интересов, обнаружили ...
Уже долгое время наш сайт с удовольствием поддерживает тесные контакты с независимым нью-йоркским лейблом Леонардо Павковича MoonJune Records, чьи релизы регулярно освещаются на jazzquad.ru. В то же время достаточно давно я с не меньшим ...
Уже фонографический дебют живущей в Нью-Йорке израильской вокалистки и композитора Сиван Арбель Broken Lines (2016), о котором довелось писать на сайте, вызвал у меня море положительных эмоций – прежде всего принципиальной не похожестью Сиван ...
Все хорошо у американского пианиста и композитора Скипа Уилкинса. Представляемый сегодня альбом – уже тринадцатый в его дискографии. В настоящее время Скип является профессором полной практики в Lafayette College, в Истоне, Пенсильвания. А до ...
Уже первые альбомы швейцарского ансамбля из Цюриха Sonar привлекли благосклонное внимание критики. Но когда в 2018 году минималисты с тритоновыми гитарами дебютировали на британском лейбле RareNoise Records своим четвертым по счету альбомом Vortex с ...
От монолога к диалогу – так можно представить динамику знакомства наших читателей с творчеством итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини. Первая встреча с его творчеством произошла в самом начале 2018 года, когда Стефано переслал ...
Думаю, этот альбом вызовет у поклонников звучания электрогитар с разнообразными эффектами чувства сродни тем, что испытывает малыш, допущенный с неограниченным кредитом к магазинным стеллажам с конфетами: «Как?! Можно все?! И это?! И это?! И ...
Я не рискну назвать этот альбом стопроцентно джазовым. Собственно, по его стилистике и по его духу, ни одно направление не может претендовать тут на сто процентов. Пожалуй, точнее всего альбом, изданный канадским лейблом Justin Time Records можно ...
Когда-то, уже довольно давно, для нашего сайта и для меня лично встреча с творчеством джазменов из Нидерландов Пауля ван Кеменаде и Стевко Буша началась с их первого совместного дуэтного альбома Contemplation (2010). Потом были и другие, не менее ...